Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 декабря 2021,  19:00

Труба, Ильич да груда кирпичей. Как ивнянский сахарный стал заводом-призраком

«БелПресса» продолжает рассказывать о заброшенных зданиях и территориях в Белгородской области

Труба, Ильич да груда кирпичей. Как ивнянский сахарный стал заводом-призракомФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Впервые у проходной сахарного завода с полуторавековой историей в Ивне я оказалась три года назад. Тогда с фасада заводоуправления на нас поглядывал красно-оранжевый Ленин, здание заводоуправления и корпуса за проходной внешне были вполне целыми. Завод не работал уже пять лет, но окна были целы, двери – на замках, у проходной – собака на цепи.

Сейчас за воротами проходной нас встретила пустота.

Только Ленин и остаётся

Трёхэтажное производственное здание середины прошлого века стало небольшими кучками кирпичей, а бывший заводской клуб – большой кучей. Мужчина в бушлате ходил по ней, высматривая кирпичи поцелее.

«Приехали про завод писать, а завода‑то нет», – развела я руками. 

Незнакомец услышал меня и откликнулся. 

«Вон, труба осталась, – махнул он в сторону. – Был завод, но сравняли его. Всё, всё развалили. Это разберём, кто знает, что здесь будет… Я попросил кирпичей, сказали – забирай». 

 

 

Чуть далее у костра сидели суровые мужчины в камуфляжных бушлатах.

— Зачем он нужен, завод тот? Налог, знаете отсюда какой? Вон кирпичный склад, видите, остался? 100 тысяч за него платят в год, а за это – махнул он рукой туда, где был производственный цех, – 3 млн в год платили налога. Собственником была администрация, ей передали в 2017 году. Я думаю, все неликвиды будут сломаны. 

— Тут что‑то построят?

— Спишут и всё, – пожал плечами собеседник.

— Ленина тоже будете рушить?

— Нет, Ленин остаётся.

История с лестницей

Из самых первых построек на территории завода выглядывают из зарослей побеленные стены складов. Их почтенный возраст выдаёт красный обожжённый кирпич и округлая кладка над окнами. От одного склада остались только стены, другой ещё накрыт хлипкой крышей. Одиноко и глупо торчит посреди пустыря красно-белая заводская труба. Вокруг неё наворачивает круги шумный экскаватор. 

Прошагав по грязи, мы оказываемся в складе более позднего периода: бетонные фермы, широкие дверные проёмы, рассчитанные под грузовые автомобили. Жизнь ушла отсюда, хлопнув огромной створкой деревянной двери так, что та вывалилась и сейчас гниёт тут же, в пожухлой коричневой траве. 

С неба срывается мелкий снежок. Я стою, глядя на окрестности с ощущением пустоты. Опоздали. Как внуки, которые тянули с поездкой к деду, но, пока приехали, тот уже умер. 

Заметив мой фотоаппарат, у мужчин включается охранный инстинкт, и они начинают выгонять нас с открытой местности, угрожая вызвать администрацию. Самая короткая экскурсия по несуществующему больше заводу закончилась. Мы отправляемся на холм, рассчитывая снять пустырь с высоты. 

 

 

Поднимаемся по старой лестнице. Она здесь с 1930-х годов – крошится, но держится. 

В те времена рабочие спускались к заводу по склону. Говорят, однажды на стыке осени и зимы шла на работу молодая специалистка. Остановилась перед склоном и стоит. Подходит и директор завода Роман Держак: «Чего задумалась?» Та отвечает, что страшно ей по склону идти, скользко. Он кидает на землю свою кожаную папку, подворачивает полы пальто и съезжает на папке вниз, на ходу смеясь, чтобы и она спускалась так же. Как тогда на работу дошла специалистка – неизвестно, но говорят, что лестницу построили после того случая. 

В архиве краеведческого музея есть фотография Романа Держака 1938 года: полноватый мужчина в холщовых брюках и рубахе проводит заседание женсовета. 

В начале 1930-х завод можно было назвать градообразующим предприятием: в Ивне было 2 890 жителей, а на заводе трудилось 526. Он только-только восстановился после шести лет простоя (1920–1926). За год до войны предприятие выдавало всего 63 тонны сахара в сутки.

Первый сахар 

Сохранился снимок и самого завода тех лет – с въездной аркой, на которой стояли ворота, снятые с въезда в имение графа Константина Клейнмихеля. Он владел этими землями до революции, после того как унаследовал их от четы Карамзиных, заправлявших имением в середине XIX века. Именно при них в Ивне выкопали каскад прудов и в 1853 году построили первый примитивный по нынешним меркам прессовый свеклосахарный завод. Он был вторым на нынешней территории Белгородской области после завода в Головчино.

«Есть описание за 1862 год, где указано, что он один из лучших пяти сахзаводов Курской губернии», – говорит замдиректора районного краеведческого музея Сергей Шаповалов

При Клейнмихеле завод модернизировали, сделав производство диффузным. Хотя и тогда практически всё делалось вручную. Постоянных работников на заводе было всего 15, а с сентября по февраль нанимали 350 мужчин и 16 женщин.

В конце XIX века построили десятка два домов для специалистов на территории самого завода, на берегу пруда, и в центре современной Ивни. Некоторые сохранились и поныне, но перестроенные настолько, что опознать в них столетние строения невозможно. У Константина Клейнмихеля были серьёзные намерения.

 

 

«В 1860-е годы от Москвы до Харькова проложили железную дорогу. Есть устное предание о том, что Клейнмихель собирался за свои деньги проложить линию от Обояни к заводу, – продолжает Сергей Шаповалов. – Путь пролегал и по соседскому имению Устимовича, с которым у Клейнмихеля были некие земельные споры. В отместку тот не дал разрешение на прокладку железной дороги. Она тут появилась, но гораздо позже и просуществовала недолго». 

Константин Клейнмихель умер в 1912 году, у него было пятеро детей. Завод должен был унаследовать сын Владимир. Вникнуть в дела он не успел. Владимир выбрал армейскую стезю, и во время февральской революции 1917 года его и ещё двух офицеров с немецкими фамилиями убили собственные солдаты. После Октябрьской революции завод национализировали, дочери Клейнмихеля эмигрировали.

«Есть сведения, что в годы Первой мировой войны один из цехов переоборудовании под выпуск гранат, – продолжает краевед. – С 1920 по 1926 год завод был на консервации – не действовал, а потом начал возрождаться». 

 

 

Ворот с графскими вензелями давно нет, на их месте железные многократно крашенные синим ворота с буквами СЗЛ – сахарный завод имени Ленина. Ильич тут прописался ещё при жизни – в 1918-м.

«Срочно, Москва, Ленину – Трудосахар и Главсахар. Шлём братский привет тебе, товарищ Ленин, поздравляем с великим годовым праздником победы труда над капиталом. Желая увековечить твой труд этому делу, Ивнянский завод постановили переименовать Ленинским. Трудосахар и Главсахар просим его утвердить. Трудящиеся завода», – ходатайство трудящихся удовлетворили, завод стал носить имя вождя и оставался таковым до 2009 года, когда был реорганизован в ООО «Ивнянский сахарник». 

Сейчас в ёлочках серебристый Ленин по‑прежнему придерживает рукой лацкан пиджака и смотрит вдаль, не замечая увядших гвоздик под постаментом. Если ёлки спилят, он сможет взглянуть на того Ильича, что на фасаде, и перекинуться с ним парой фраз о победе коммунистического труда над капиталом.

 

Диковинька

Железная дорога тут появилась в 1930-е годы, тоже при Держаке. От завода проложили узкоколейку к меловым разработкам до села Драгунка, в сторону Ракитного, и возили по ней мел и известняк, необходимые производству. 

«В народе её называли диковинькой, наверное, потому, что для людей это было в диковинку, – продолжает Сергей Шаповалов. – К осени 1943 года сделали ещё одну узкоколейку – к торфяным болотам недалеко от реки Псёл. Торф использовали на заводе как топливо». 

 Он показывает фотографию: на той самой узкоколейке рабочие и самодельная платформа для разгрузки угля и торфа, её сконструировал инженер завода Павловский

 

 

В войну завод частично эвакуировали в Башкирию, а частично оборудование закопали. Однако немцы быстро дознались, что где закопано, извлекли оборудование и осенью 1942 года запустили завод. Ивня была в оккупации недолго, к февралю 1943 года её уже освободили. На заводе оставался сахар, который немцы не успели вывезти. Часть раздали рабочим, часть отправили на нужды армии. 

«Механизм, вывезенный в Башкирию, там так и простоял незадействованным и после войны вернулся обратно. К осени 1943 года ежесуточно перерабатывали 191 тонну сырья, а всего изготовили 360 тонн, – зачитывает данные Сергей Евгеньевич. – А уже за следующий сезон произвели 2009 тонн сахара. 

Узкоколейки разобрали в конце 1950-х за ненадобностью – завод тогда подключили к газопроводу. В то время завод пережил крупную модернизацию, тогда снесли несколько старых цехов и построили тот, который мы уже не застали.

 

 Одна витрина и две папки

«До 1990-х годов, наверное, каждая четвёртая семья в Ивне была связана с заводом, – продолжает Сергей Шаповалов. – Это было такое государство в государстве: своё обеспечение, медицинское обслуживание и очень мощный самодеятельный коллектив, который составлял конкуренцию районной культуре». 

Он помнит, как в 1970–80-е с сентября и до конца производства завод давал по четыре гудка в день, отсчитывая начало и конец смен. Тогда завод работал в три смены, но ночью не гудели. И до самого его закрытия 1 сентября ознаменовывалось гудком – начало сезона.

Уходил завод тяжело. Как и все старики, он трудно переносил перемены 1990-х, как и все заводы, остро нуждался в инвестициях на обновление устаревшей линии. Смена ни директоров, ни форм собственности не помогала преодолеть сложную ситуацию.
 
В 2009 году завод попрощался с именем Ленина, впервые прошёл процедуру банкротства и стал «Ивнянским сахарником». Новый собственник Николай Батырев сделал ремонт, заключил договоры с поставщиками и в октябре 2010-го начал принимать свёклу. В СМИ прошла новость о том, что на предприятии 350 новых рабочих мест. 

 

 

Однако уже за первый год деятельности завод ушёл в минус на 21 млн рублей. В 2012-м новообразованное предприятие подало иск в Белгородский арбитражный суд о признании банкротом. За три года работы завод оброс долгами перед налоговой, соцфондом, поставщиками энергоносителей и работниками. Только за газ накопилось больше 14 млн рублей долга и больше 16 млн по зарплате. 

Решение о банкротстве созрело в феврале 2014 года . К тому моменту всё имущество было описано, поделено на четыре лота и частично распродано. Удалось продать транспорт, небольшие земельные участки и помещения. Основное же производственное здание нового владельца не обрело. 

С одной стороны, правильно избавляться от неликвидных активов и освобождать место под новые начинания. С другой – так странно: 160 лет истории и всё, что осталось от завода, умещается в одной музейной витрине: склянки из лаборатории, три синие кружки с надписями «сахар», «сироп», «жом», несколько десятков фотографий в двух пухлых папках. 

 

Неизвестное будущее

«Плюс от его закрытия в том, что экология наладилась, – рассуждает Сергей Шаповалов. – Раньше отходы сливались в Горячую канаву, она даже на гугл-картах так обозначена и идёт от завода к реке. По ней отработанные горячие воды текли в болота, где рассасывалась. В сезон был запашок», – признаётся он.

Сейчас на бывшем кагатном поле возводится жилой дом. Кучи свеженького песка за заводоуправлением и снующие грузовики говорят о больших планах и на территорию завода. На сайте департамента экономического развития она значится как перспективная инвестиционная площадка. Муниципальная собственность площадью 44,6 тыс. кв. м. 

Что здесь будет и правда ли, что неликвидное строение снесли из‑за высокого налога на недвижимость – об этом я спросила в администрации района. Оказалось, что там никто ничего не знает. 

«Не могу сказать, что там будет. Это депрессивная инвестиционная площадка, мы её предлагаем всем, но пока ничего. У меня нет данных, что там будет, и почему решили всё снести – тоже не могу сказать. По налогам ничего сказать не могу, не моя компетенция», – ответила начальник отдела экономического развития Наталья Галкина и переадресовала к заму по строительству Андрею Панину

 

 

Он оказался недоступен. Зато ответил замглавы района по АПК Анатолий Бабанин:

«Я этим вопросом не занимаюсь. Я же занимаюсь только рекультивацией полей фильтрации, а это отношения к сносу зданий никакого не имеет», – сказал он и перенаправил к секретарю Совета безопасности Игорю Хлызину

Тот рассказал:

«Я не знаю, кто и что собирается строить, а демонтировали здания, которые были опасны для жителей и были в аварийном состоянии». 

Игорь Хлызин подтвердил, что здания находились в муниципальной собственности, но дальнейшая судьба очищенной территории – вопрос не в его компетенции. 

…Если стройку начинают, значит, это кому‑нибудь нужно. Не исключено, что территория завода, закончив полуторавековую историю сахарного производства, начала новую. 

Ирина Дудка

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×