Квартира или свой дом: где предпочитают жить белгородцы
В преимуществах и недостатках обоих вариантов жилья разбиралась «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Тихий уютный частный сектор без выхлопных газов или квартира в шумном многоэтажном муравейнике с беспокойными соседями сверху и за стенами? Вечный жилищный вопрос, который каждая семья решает на своё усмотрение.
Если дети, то квартира
В собственной трёхкомнатной квартире на бульваре Юности Олег и Оксана Сивенко с тремя маленькими детьми живут шестой год. И до сих пор, возвращаясь сюда с работы или с прогулки, чувствуют себя действительно как дома. Именно такую жилплощадь – с просторной светлой кухней, великолепным видом из окна 12-го этажа, в микрорайоне, где в шаговой доступности находятся школа, детский сад, бассейн, супермаркеты и рынки, – супруги искали долго, придирчиво выбирая между разными вариантами. И даже сейчас, собираясь все вместе за обеденным столом или ложась спать после суетного дня, изредка признаются друг другу: «Хорошо, что мы купили эту квартиру».
Впрочем, несколько лет назад, когда у них ещё не было детей, Олег и Оксана построили в Таврово-3 индивидуальный дом и искренне надеялись, что смогут полноценно наладить быт за городом.
«В апреле с женой переехали на дачу и отлично провели там время до октября, – вспоминает Олег Сивенко. – Всё радовало летом, когда можно было купаться, загорать, дышать чистым воздухом, принимать гостей и угощать их приготовленным своими руками шашлыком. С наступлением осенних холодов стало скучно: на улице сыро и слякотно, а сидеть в четырёх стенах и рассматривать унылый пейзаж из окна неинтересно, и мы переселились в городскую квартиру. Весной следующего года вновь отправились на дачу, осенью опять вернулись в Белгород. Так прожили три сезона. А в 2013-м родился первый ребёнок».
С появлением в семье детей возникли проблемы: ежедневная покупка питания, частые посещения педиатра и прочие заботы отнимали у дачников больше времени, потому что до магазина, поликлиники и любого другого места нужно ехать на машине. И чем больше с годами становился состав семьи, тем отчётливее супруги понимали: в условиях развитой городской инфраструктуры жить намного удобнее.
«Звёздное небо, журчащая речка, лес и шашлык в компании друзей – это всё, конечно, здорово, но если у тебя растут трое детей, то квартира в городе – самый оптимальный вариант, – убеждена Оксана Сивенко. – Вот представьте себе, что вы живёте в частном доме в пригороде. В этом случае один из взрослых членов семьи должен стать семейным таксистом: утром развези всех на работу, в садик и школу, потом забери из школы, детсада и с работы, доставь в кружки, подожди часа полтора, пока не закончится занятие. Неудобно. А здесь сын самостоятельно вернулся после уроков, пообедал и пошёл в бассейн. Я даже из дома не выхожу».
Жизнь кипит лишь в городе
Слушаю гостеприимных хозяев квартиры, а сам изредка поглядываю в окно, за которым с высоты 12-го этажа открывается панорамная картинка не только бульвара Юности, но и центральной части Белгорода. И пусть дома на удалении выглядят едва различимыми прямоугольниками, масштаб архитектурного ансамбля Белого города впечатляет.
Олег Сивенко перехватывает мой взгляд и приводит новые аргументы в пользу своей трёхкомнатной квартиры.
— Мы порой отсюда праздничными салютами любуемся, когда не хочется ехать на Соборную площадь, – говорит он. – Машины внизу ездят, люди ходят – жизнь кипит, понимаете? А в Таврово смотреть не на что. К прелестям природы привыкаешь в течение двух недель, и через месяц уже не радуют ни цветущая яблоня, ни голубое небо, ни прохлада леса. Новостей нет вообще – магазин новый не открылся, ДТП не случилось, балкон не обрушился, сосед не затопил. Людей толком нет на улице. Поговорить не с кем и не о чем. Для меня частный дом – дача сезонного проживания.
— Но, согласитесь, утреннюю чашку чая намного приятнее пить, любуясь рассветом из распахнутого окна собственного дома, чем из квартиры на 12-м этаже в шумном и пыльном городе, – пытаюсь склонить чашу весов в другую сторону.
— Вот именно созерцая виды с высоты 12-го этажа, завтракать стократно приятнее, чем делать то же самое на первом и изучать соседский забор, – парирует Олег со знанием дела. – Да, можно насладиться и солнышком, и щебетаньем птиц, заодно вспомнить о том, как сосед праздновал вчера день рождения с гармонью и салютом в три часа ночи, а на мои замечания прекратить банкет лаконично объяснил: «Олег, я живу в своём доме». И новый залп! И новые аккорды! В многоквартирном доме подобные недоразумения решаются быстро: если не помогают личные просьбы, то звонок в полицию точно усмирит пыл».
Загородные раздражители
Напоследок предлагаю супругам подумать над тем, согласились бы они на переезд в частный дом, расположенный не в Таврово, а на бульваре Юности в Белгороде? Олег Сивенко улыбается и отвечает утвердительно, даже не подумав. Доводы потрясающие: мангальная площадка, простор, возможность принимать гостей практически в неограниченном количестве. Наличие солнца, воздуха, воды, оказывается, не принципиально, но при таком подходе к жилищному вопросу можно избавиться от раздражителей, свойственных загородной местности.
«В Белгороде вызвать машину скорой помощи или врача на дом, полицию, аварийные коммунальные службы можно чуть ли не по щелчку пальца, – объясняет мой собеседник. – В пригороде у нас были с этим трудности. «Где вы, говорите, живёте? – спрашивали меня в регистратуре поликлиники на том конце телефонного провода. – В Таврово-3? Врач к вам сможет прийти только в среду на следующей неделе во второй половине дня». Это раздражитель. Как и несвоевременно убранный с дороги снег. А здесь после снегопада выхожу в 6:30 из подъезда – и ступеньки уже почищены».
Пространства раньше не хватало
На заседании в Совете Федерации в конце прошлого года сенатор от Белгородской области Евгений Савченко предложил увеличить объёмы индивидуального строительства жилья в стране в три-четыре раза. Экс-губернатор заявил тогда, что более 70 % россиян, по данным опросов, хотят жить в собственном доме. Если Олег и Оксана Сивенко могли бы поспорить с Евгением Степановичем, то Сергей и Екатерина Амельченко полностью с ним согласны, потому что усадьбу на ул. Просторной, в которой живут 10 лет, уже ни на что не променяют.
«Лично мне не хватало раньше пространства: своего двора, гаража под боком, а не где‑то в соседнем квартале, – начинает беседу Сергей. – Об огороде, на котором растут несколько деревьев и кустарников, мы с супругой тоже задумывались. Купили недостроенный дом, довели до ума, переехали. Вопрос возвращения в квартиру был снят в первые дни: всё, о чём мечтали – большая по сравнению с прежней «трёшкой» площадь, широкий двор, гараж, качели, надувной бассейн, маленький огород и мангальная площадка, – появилось в одночасье. Отсутствие соседей за стеной – огромное преимущество».
Для любопытной таксы Рольфа и пушистого кота, живущих под одной крышей с семьёй Амельченко, 100 квадратных метров – настоящее раздолье. Они иногда ведут себя относительно спокойно, порой хулиганят и путаются под ногами, и тогда глава семьи указывает им на дверь: благо, что за ней не шумная и полная опасностей улица, а огороженная территория. И в этом тоже плюс собственного дома, по мнению хозяев.
«Посадили две яблони, две груши и ещё какое‑то дерево, которое пока не плодоносит, но всем интересно, что же это такое, – рассказывает, смеясь, Сергей Амельченко. – Смородина, малина, туи, газонная травка – по минимуму, одним словом. Супруга выращивает овощи и цветы».
В квартиру? Никогда в жизни!
После переезда из квартиры в дом Екатерина на собственной пояснице поняла, что значит жить на первом этаже, а не на 12-м. Несмотря на то что в её жизни прибавились обязанности в уборке помещения, уходе за растениями, новые условия повседневного быта пришлись по душе. Свои капуста, огурцы, кабачки, зелень и помидоры приятно радовали всходами, от картофеля, правда, отказались после того, как собрали всего полведра из двух посаженных: подобную бесцеремонность девушка вредителям решила не прощать.
«С каким удовольствием мы с мужем ели первые плоды с нашего участка, вы себе не представляете! – делится впечатлениями Екатерина Амельченко. – А сколько капусты я натушила! Такое всё вкусное, полезное, не сравнить с магазинными продуктами. В квартиру? Никогда в жизни!»
Даже зимой во время обильных снегопадов Екатерина не отстаёт от мужа и тоже участвует в очистке территории: он берёт в руки снегоуборщик, она потихоньку подгребает за ним лопатой. Это приятные хлопоты, говорят супруги Амельченко, хоть и требуют физических усилий. Не в тягость Сергею поработать молотком или отвёрткой, если что‑то покосилось, отвалилось и вышло из строя.
— Хорошо ли развита инфраструктура в вашем микрорайоне? – интересуюсь у Сергея. – До нужных объектов наверняка приходится добираться на машине.
— У нас в семье три автомобиля, поэтому вообще никаких вопросов нет, – уверенно отвечает тот. – Магазины поблизости, а детский сад рядом с местом работы Екатерины, то есть привозит сына и забирает его домой без проблем. Улицы от снега убирают своевременно, мусор два раза в неделю вывозят строго по графику. Для нас нет ни одного аргумента против жизни в частном доме. Рекомендую.
За и против
На том же правительственном часе Евгений Савченко заявил, что за последние годы объём ввода индивидуального жилья в Белгородской области составляет 85 % от общего числа, тогда как в целом по России эти показатели сильно отличаются: на каждые три-четыре квартиры, введённые в многоэтажках, приходится лишь один сданный в эксплуатацию индивидуальный дом.
Такой же диссонанс наблюдается в белгородской семье Дмитрия и Яны Алексеенковых, живущей в однокомнатной квартире на улице Шаландина: мужчина двумя руками за переезд в собственный дом, женщину вполне устраивает нынешнее положение. Из‑за этого между Димой и Яной периодически возникают споры. Он мечтает о личном пространстве, свободе, пробует убедить вторую половинку в том, что под крышей дома своего им будет уютнее. Она в сотый раз объясняет ему, что пока не готова брать на себя ответственность за содержание обширной территории усадьбы.
«Если сейчас подобные обязанности выполняет наша управляющая компания, то в индивидуальном доме они лягут на нас с Димой, – рисует перспективу Яна. – Тратить дополнительно силы и время я пока не хочу. Возможно, в будущем».
Искать пятый угол в четырёх стенах оказалось делом неблагодарным: вкусы белгородцев при выборе крыши над головой разнятся даже на примере отдельно взятой семьи.
В Европе, кстати, такая же неразбериха. Евростат недавно поделился любопытными данными по поводу того, в каких домах обитают жители западных стран. Квартиры предпочитают в Латвии (66 %), Испании (65 %), Эстонии (62 %) и Греции (61 %), менее всего в них заинтересованы ирландцы (8 %) и голландцы (20 %). Настоящий бум на отдельные дома наблюдается в Хорватии (70 %), Словении (66 %), Венгрии и Румынии (по 65 %), Дании (53 %), Польше и Словакии (по 50 %).
Комментарий экспертов
Покупатели недвижимости в нашем регионе стали чаще вкладывать деньги именно в индивидуальные дома, а не в квартиры. Если 10 лет назад процентное соотношение приобретаемого жилья в многоэтажках и частном секторе отмечалось на уровне 90 к 10 в пользу квартир, то теперь оно выглядит как 60 на 40. Об этом рассказала директор Центра недвижимости «Домус» Юлия Лукьянцева.
«Связано это с политикой правительства Белгородской области, направленной на развитие ИЖС, – считает она. – Созданы специальные программы с хорошими условиями, стимулирующими строительство собственных домов. На увеличение спроса повлиял также период пяти-шестилетней давности, когда упали в цене участки и люди начали активно строить и продавать. Но квартиры всегда превалировали. До пандемии предложение превышало спрос, а летом 2020-го, наоборот, спрос на недвижимость резко возрос, особенно на дома и участки».
Прошлогодняя самоизоляция отразилась на предпочтениях белгородцев в вопросах покупки недвижимости. Отдельный дом с забором вокруг территории многим показался самым безопасным местом по сравнению с густонаселённым многоквартирником. Приобретать загородные жилплощади в Белгородскую область, по словам Юлии Лукьянцевой, приезжали даже москвичи и петербуржцы – с последующим переселением из столиц на постоянное место жительства в Таврово или Дубовое.
«Думаю, что процентов 30–40 людей в прошлом году продали квартиры и купили индивидуальные дома, а процентов 50–60 хотели это сделать, но не смогли в силу разных причин, – утверждает риелтор агентства Александр Михалёв. – Такая ситуация не только по нашей фирме, но и в целом по рынку».
По словам Юлии Лукьянцевой, охотнее всего покупали дома в пригороде Белгорода:
«Чаще, конечно, в Таврово, Дубовом, Стрелецком, Разумном, потому что все знают: в границах города частный сектор, как правило, – старый жилой фонд, никому не нужный бабушкин дом с четырьмя сотками за 3 млн рублей. Сама, к слову, живу в квартире, но переехать в собственный дом мечтаю. Мне кажется, это совсем другое качество жизни: с клубникой, цветочными клумбами, гамаком, шашлыком и дружескими посиделками. Надо, видимо, созреть».
Владимир Писахов