Свидетели эпохи. Где в Белгородской области сохранились советские мозаики
Массово украшать ими здания и остановки начали во времена Хрущёва, с 1954 года
-
Статья
-
Статья
Главные сюжеты мозаик – покорение космоса, героизм строителей, достижения спортсменов и учёных. Обычная для той эпохи пропаганда? Нет, не только, считают искусствоведы.
«Советские мозаики – неотъемлемая часть нашей культуры, артефакты позднесоветского искусства, остро передающие дух того времени, не каким оно было, а каким оно стремилось быть, – считает заведующая научно-экспозиционным отделом Белгородского художественного музея Галина Половина. – Творения мастеров мозаики насквозь пронизаны духом времени и духом будущего, каким оно им представлялось».
При Леониде Брежневе архитекторы стремились к эстетической выразительности и образности зданий – промышленных, общественных, жилых.
«Они спасали города от серости и обезличенности, практически неизбежной в условиях типизации, – поясняет Галина Половина. – Мозаике позволялось быть разной, в том числе и абстрактной, в отличие от живописи, которая следовала канонам соцреализма. Она будто выпала из‑под жёсткого идеологического контроля».
Кроме образов традиционных героев: космонавтов, учёных, пионеров, рабочих, военных – создавались и весьма абстрактные изображения, которые предвосхитили появление новых течений в искусстве.
Прохоровский район, трасса Скородное – Прохоровка: Голуби над полем
Это одна из уцелевших остановок с мозаикой. Она встречает и провожает тех, кто держит путь в хутор Широкий Кривошеевского сельского поселения.
Как известно из истории ближайших сёл и самого Широкого, местные жители обрабатывали пашни, занимались скотоводством. Отсюда, вероятно, и сюжет для мозаичного панно. На сохранившихся фрагментах на одной стене – солнечный день, широкое золотое поле, комбайн, а вдалеке – элеватор, куда и пойдёт убранное зерно. На наружной стене (она сохранилась лучше) красуется бело-бирюзовый голубь, сверху – серп и молот, выложенные мозаикой в цвет колосьев поля.
Местные жители подсказали, что остановка стоит с 1970-х годов. Сама конструкция прочная, а вот мозаичное оформление в последние годы ветшает. Конечно, за столь долгий срок вряд ли сохранились документы о том, кто и когда именно создавал мозаику, сколько времени ушло на кропотливую работу.
Известно точно, что работа над такими объектами была непростая. Над одной остановкой трудились неделями. Сюжет выкладывали битой керамикой. На бетонный каркас и кирпичные стены остановки наносили специальную основу, чтобы осколки лучше держались.
На них практиковались и будущие мастера ещё будучи студентами ремесленных училищ, в них же нередко воплощали свои идеи и именитые художники. Их называют художественным пособием по мастерству соцреализма под открытым небом.
Белгород, ул. Рабочая: Колбы и пробирки
Есть мозаичная остановка и в Белгороде, называется она «Путепровод».
Художник, украшавший её, выбрал в качестве основы морские оттенки: тёмно-синий, голубой, бирюзовый, зелёный.
Часть остановки, что прячется под крышей, выложена плитами с незатейливым орнаментом, а вот на стенах красуются символы химпрома. Пробирки и колбы мастерски выложены битой керамикой.
Стоит остановка на ул. Рабочей, в районе витаминного комбината. Сюда идёт автобусный маршрут № 10 (завод «Энергомаш» – витаминный комбинат»). А в 1980-е сюда можно было добраться и на троллейбусе. Вероятно, в то время и появилась мозаичная остановка.
«6 ноября 1980 года в городе Белгороде открылся десятый троллейбусный маршрут: от стадиона до витаминного комбината», – сообщает Белгородский государственный историко-краеведческий музей.
Белгородский витаминный комбинат был одним из крупнейших в Союзе. Первую очередь комбината начали строить в 1959-м. Химико-фармацевтическое предприятие выпускало витамины А, В1, В2, С. Вокруг него разрослась современная промышленная зона. Сегодня здесь работает масса предприятий и служб.
На Рабочую едут как раз по работе или по делам. Улица удалена от спальных районов, праздно гуляющих тут нет. Наверно, поэтому остановка неплохо сохранилась, а может, это просто везение.
Белгород, ул. Губкина: Папы-мамы, дети, птицы
Девятиэтажный дом № 17 построили в 1983–1984 годах. Чуть позже к нему пристроили небольшое одноэтажное здание, обложенное преимущественно сине-бело-красной керамической плиткой. Две стороны его украшают мозаики.
На одной изображены взрослые и дети, между ними – птицы, вероятно голуби. Она практически сохранила свой первозданный вид: лишь в некоторых местах отломилась плитка, а сбоку рисунок портит установленный кондиционер.
Состояние второй мозаики заметно хуже, оттого сюжет её едва угадывается: дети, мяч, дерево. К тому же сверху её закрывает большая, уже выцветшая вывеска «Оплата коммунальных услуг», а сбоку привешены старый почтовый ящик и синий таксофон, которым, судя по обилию грязи и пыли, давно не пользуются. Здесь же – бесчисленные следы от старых бумажных объявлений. Несмотря на это, ясно: композиционно обе мозаики связаны.
«Наша аптека в этом здании появилась в начале 1990-х, – вспоминает её управляющая Валентина Печенкина. – В стране ещё была перестройка, и местные власти почему‑то хотели убрать мозаику, но потом всё же оставили. Мы тоже не решились с ней ничего делать – зачем красоту портить?»
Примерно в то же время по соседству открылись почта и отдел по оплате комуслуг. Чуть позже в торце здания расположилась парикмахерская «Фея». Но никто из сотрудников так и не мог вспомнить, как и с чьей помощью на фасаде появилась мозаика, никаких упоминаний об архитектурном прошлом пристройки не сохранилось и в областном архиве.
Ивнянский район, село Богатое: Пионеры и октябрята
Нынешнее здание школы построили в 1980 году. Тогда она была средней, и, по воспоминаниям жителей села, в школе было по два 9-х и 10-х класса. Но 1990-е больно ударили и по селу, и по школе. В поисках лучшей доли люди тянулись в город, увозя детей. А в 2010-м Богатенская школа получила статус основной. Сейчас здесь учатся 36 ребятишек.
Неподвластными времени оказались два мозаичных панно, украшающих стены на обоих этажах школы с первого дня её работы. Тогда, 40 лет назад, такое оформление считалось типичным, стандартным. Характерные образы советской поры – пионеры и октябрята – не только открыты для новых знаний, но и занимаются творчеством.
Сюжет мозаики на втором этаже устремлён в светлое будущее: в советской стране детям открыты все пути, в том числе путь к далёким звёздам. Очевидно, что панно художники создавали на радость людям, воплощая в цветной керамике гордость за страну.
По словам директора Богатенской школы Жанны Бабаниной, на следующий год здесь запланирован первый капремонт. В школе на него очень надеются. Как и на то, что строители бережно отнесутся к мозаичному наследию советской эпохи – к пионерам, октябрятам и вождю мирового пролетариата.
Красненский район, село Круглое: красавица с колосьями пшеницы
На втором этаже местного ДК, где разместилась библиотека, сохранили мозаичное панно 1975 года. На всю стену – метров пять в ширину, от пола до потолка – раскинулся родной пейзаж: пашни, холмы, перелески. Над всей этой красотой светит солнце. Среди цветов стоит красавица с колосьями пшеницы в руках.
Сколько цветных керамических квадратиков составляют полотно, сосчитать трудно, да и нужно ли? Важнее другое: мозаику до наших дней удалось сохранить практически чудом.
«Дом культуры в селе открыли в 1974 году, и тогда мозаики ещё не было», – рассказала заведующая Кругловской модельной библиотекой Светлана Лукашова.
Она всю жизнь прожила в Круглом. На её глазах строили ДК, сюда она 43 года назад пришла заведовать библиотекой. Мозаика, вспомнила она, библиотеку украсила в 1975-м – это была идея председателя местного колхоза «Ленинец» Георгия Двадненко. Поэтому панно – не просто привет из советского прошлого, но в первую очередь память о человеке.
Председателя здесь вспоминают до сих пор: колхоз при нём был крепким, богатым. А чтобы добавить красоты в сельскую жизнь, Георгий Кузьмич пригласил в Круглое художников-мозаичистов.
Сейчас никто уже не помнит их имена, но, говорят, это были отец и сын с Украины. Они сложили в Кругловском ДК два панно:
«На первом этаже тоже тянулась мозаика во всю стену – радуга, поле, танцующие парень с девушкой, – рассказала заведующая библиотекой. – И колонны внутри здания были отделаны мозаикой».
Эта работа украинских мозаичистов дожила до 2010 года, пока в ДК не начали капремонт.
«Мы на время ремонта всё из библиотеки в школу перевезли, – пояснила Светлана Ивановна. – Я заглянула в Дом культуры, смотрю: на первом этаже вместо мозаики – гора плитки на полу. И колонны голые. Поднялась на второй этаж – там уже один угол успели разобрать. Я встала к стене, говорю: «Не дам такую красоту бить!»
Сейчас панно – достопримечательность села и гордость его жителей. Местные говорят:
«Такой мозаичной красоты – чтоб не на фасаде, а внутри помещения – в районе нигде больше нет!»
Красненский район, село Большое: Сарафан, комбинезон и дудочка
В Красненском районе отлично сохранилось несколько монументальных объектов советского прошлого. Гипсово-цементные птичницы, колхозницы, спортсмены, школьницы, маленькие Володи Ульяновы, когда‑то стоявшие в каждом городе и селе, сегодня – большая редкость. Подобные скульптуры имеют общее название «Девушка с веслом». Гости Красного устраивают фотосессии у стадиона, где стоят высоченные футболист и лыжница. У ворот бывшего пионерского лагеря – скульптурная группа «Мужчина с ребёнком и женщина с фруктами». 1962 год, говорит табличка рядом. А у села Круглого выходят на дорогу молодой механизатор с шестерёнкой в руках и комсомолка с колосками.
А вот парадный фасад здания, в котором находятся модельный Дом культуры и администрация Большовского поселения, украшают два огромных панно. Здание 1987 года. Строилось по заказу местного хозяйства «Советская Россия» под ДК и колхозную контору. Строителей и художников, работавших над панно, приглашали из Харькова.
В советское время подобное искусство несли в массы. Профилями вождей революции, серпами и молотами, спортсменами, космонавтами, учёными с колбами, красноармейцами и металлургами украшали фасады безликих домов и учреждений. Панно должны были разнообразить скучную среду, стать ярким пятном города или села. А также прославлять и воспитывать человека труда.
Панно в Большом показалось нам аллегоричным. На одной стене изображены три молодые женщины. Одна в сарафане, смотрит в поле на летающих ласточек. Вторая – трактористка в рабочем комбинезоне с лентой ударницы труда, руками придерживает девчонку лет пяти. Третья задумалась о музыке, рядом с ней изображена дудочка. На втором панно красавица, гуляющая в поле или по цветущему лугу.
Послание художника мы расшифровали так: женские образы олицетворяют весну, пробуждение природы и красоту мира. Однако жительница села, бывший колхозный экономист Таисия Фёдорова видит по‑другому.
«Тогда в колхозах не хватало механизации, поэтому преобладал ручной, в основном женский труд. По два-три раза за сезон колхозницы должны были полоть свёклу, подсолнечник, кукурузу. Работа в колхозе, дома в огороде и со скотиной, и ребятишек рожали – всё успевали и могли наши труженицы. Женщины шли в ДК, смотрели на панно и понимали: они не забыты. Я так понимаю идею этой картины», – говорит Таисия Назаровна.
Если вы знаете историю какой‑либо мозаики, сохранившейся в Белгородской области, напишите нам по адресу: г. Белгород, просп. Славы, 100, редакция «Белгородских известий», или на электронную почту belwesti@belpressa.ru.
Олег Гончаренко, Екатерина Гавриленко, Наталия Козлова, Нелля Калиева, Анна Золотарёва