Свидетели ушедшей эпохи
В эпоху СССР такие садово-парковые скульптуры: птичницы, рабочие, доярки, горнисты, дискоболы, физкультурники, читающие девочки, пионеры, пухлые маленькие Володи Ульяновы, ногастые гэтэошники – стояли во всех городах и сёлах. Они украшали школьные дворы, территории здравниц, заводов, пионерских лагерей. А сегодня – редкость. Много позже все эти скульптуры гипсового соцреализма получили общее название «девушки с веслом».
Ещё один привет из СССР мы нашли уже на выезде из центра Красного. У бывшего межколхозного пионерского лагеря с суровыми выражениями лиц застыли колхозница и мужчина с девочкой на плече. Женщина выглядит отлично, а вот каменного отца время потрепало. Рука, которая кого‑то приветствует, подвязана проволокой к стене.
Колхозная ВДНХ
«Скульптурная группа «Мужчина с ребёнком и женщина с фруктами» создана в 1962 году. Охраняется органами местного самоуправления» – указано на табличке.
Председатель районного совета ветеранов Иван Ряполов считает, что скульптурам гораздо больше лет.
— До пионерского лагеря, примерно до 1962 года, на этом месте работала выставка достижений народного хозяйства. Каждый колхоз строил здесь свои павильоны, как в Москве на ВДНХ, и представлял свою продукцию. Я думаю, что для украшения выставки тогда и была заказана эта скульптурная группа, – вспоминает Иван Иванович.
— А зачем вы сохраняете эти скульптуры?
— Да что же мы за народ‑то такой, чуть что – всё крушить? Каким бы ни было наше прошлое, какие бы ошибки ни совершались – это наша история. Пусть стоят! Я считаю их красивыми. Они мне напоминают моё детство, молодость. Надо только найти людей, которые могли бы их хорошо отреставрировать. Мы их пока поддерживаем как можем. Каждый год подмазываем трещинки, – говорит Иван Иванович.
Канадка Воронина
Алексею Чумаченко, замдиректора местного ФОКа села Красного, скульптуры тоже греют душу. По его версии, футболист и лыжница у стадиона появились в 1957 году.
«Здесь я играл в футбол, когда был пацаном. Футболист мне особенно нравился. Напоминал Валерия Воронина – звезду советского футбола 1960-х. Это был кумир миллионов, играл за «Торпедо» и сборную СССР. Мне кажется, что с него и сделали футболиста. У него даже причёска такая же – канадкой называлась», – вспоминает Алексей Семёнович.
В 1991 году, когда район возглавил Василий Дуров, за скульптурами стали особенно следить. К каждому 1 Мая приводили в порядок, но дождь, снег, ветер делали своё дело. Не раз у футболиста отваливалась рука, и у лыжницы были проблемы с формами.
В 2009-м, когда встал вопрос о реконструкции стадиона, проектировщикам сказали: делайте что хотите, только сохраните историческую арку.
«Через село проезжают много туристов, у стадиона часто останавливаются, чтобы сфотографироваться у скульптур. Молодёжь в основном. Для них это экзотика, наверное, а для нас – история нашей страны», – считает Чумаченко.
Украл?
У села Круглого снова встречаем свидетелей ушедшей эпохи. Из высокой травы на дорогу смотрят молодой механизатор с шестерёнкой в руках и комсомолка-колхозница с колосками. Чувствуется, что фигуры делались позднее, чем колхозники и спортсмены в Красном. Состояние скульптуры отличное. Правда, почему‑то выкрашена в чёрный цвет.
Говорят, с этой парочкой была такая история. Скульптуру заказал колхоз, но, когда её поставили, над председателем стали подтрунивать: выходило так, что механизатор выносит с работы шестерёнку. Колхоз‑то был за его спиной, вроде как украл у государства имущество.
Монументальная штамповка
У заслуженного художника России, белгородского скульптора Анатолия Шишкова была своя «Девушка с веслом». В Харьковском художественно-промышленном институте его учили творчеству и монументальной пропаганде.
«В нескольких городах страны был налажен массовый выпуск подобных скульптур. Они не имели авторов, потому что тиражировались в огромных количествах. Харьковская скульптурная фабрика поставляла «девушек», кажется, до Орла. Заказов было очень много, скульптуры не справлялись, и тогда приглашали студентов. Можно было хорошо заработать», – вспоминает Анатолий Александрович.
В середине 1970-х студент Шишков на фабрике в Харькове сделал трёхметровую девушку с мячом. Лепил из глины, потом за дело брались формовщики, бетонщики набивали её бетоном и шлифовали. После покраски спортсменку отправили в Вологодскую область. Что с ней сегодня, сохранилась или нет, художник не знает.
«Творчества там было мало. Произведением искусства назвать нельзя – штамповка. Однако сегодня они могут иметь историческую ценность. Молодому поколению полезно знать, какой была идеология в СССР, как прославляли человека труда, спортсменов и вообще советского гражданина. И как на коммунистические идеи работали все писатели, художники, скульпторы», – считает Анатолий Александрович.
Параллельно с «девушками» в 1970-х годах, вспоминает Шишков, на таких фабриках делали памятники для мемориалов, захоронений советских солдат. Производство получило большой размах, и в одночасье заказы на «девушек» прекратились.
— Анатолий Александрович, почему такую скульптуру ещё называют гипсовой?
— Первые работы выполнялись именно из гипса. Из бетона стали делать позже. Вначале у молодой Страны Советов на вечные материалы – мрамор, например – просто не было средств. Под открытым небом годами гипс не может сохранять форму. Снег с дождём уничтожают работу, вода проникает в скульптуру и разрывает её изнутри.
Взять под охрану
В Красном скульптура «Мужчина с ребёнком и женщина с фруктами» статуса объекта культурного наследия (регионального или местного) не имеет.
«Очень интересные объекты в Красном. Я не припомню, где ещё у нас сохранилось подобное. Кроме ворот в парке им. В. И. Ленина в Белгороде, которые являются объектом культурного наследия местного значения, пожалуй, ничего и нет. Цемент недолговечен, спустя время какая‑нибудь из скульптур оказывалась то без рук, то без ног. «Девушки с веслом» раньше были на балансе организаций заводов, колхозов. Кто хотел – ремонтировал, другие списывали. Так и исчезли», – говорит начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия области Галина Акапьева.
Чтобы поставить скульптуры в Красном на государственную охрану и присвоить статус объекта культурного наследия, потребуется пройти несколько этапов. Необходимо оценить историко-культурную ценность скульптуры, организовать государственную экспертизу, которую проводят специалисты, аттестованные министерством культуры. Затем вопрос выносится на общественное обсуждение, потом на научно-методический совет. И только потом принимается решение: дать статус или нет.
Все расходы по экспертизе, разработке предмета охраны и установлению границ объекта культурного наследия ложатся на плечи управления. Но и любой человек, оказывается, может заказать оценку объекта. По словам Галины Викторовны, обойдётся это примерно в 50 тыс. рублей.
«На содержание объект передаётся муниципалитету. Мы контролируем, чтобы ничего не пристроили, не изменили, не снесли», – рассказывает Акапьева.
Из истории «Девушки с веслом»
Самое ранее упоминание о «Девушке с веслом» историки обнаружили в газете «Советское искусство» № 33 от 17 июля 1935 года. Журналист сообщал:
«Скульптор Шадр заканчивает большую монументальную композицию «Девушка с веслом», которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали парка Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом – около 12 метров».
Автором растиражированной, привычной гражданам СССР «Девушки с веслом» был советский скульптор Ромуальд Иодко. Первая его работа называлась «Женщина с веслом» – дама в трусах и майке была установлена в 1935 году на московском стадионе «Электрик» в Черкизове. Девушку с веслом – уже в купальнике – Иодко создал для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Именно эти скульптуры и были массово растиражированы по всей стране в 1930-е годы.
В прошлом году в парке Горького в Москве торжественно открыли «Девушку с веслом». Это копия работы Ивана Шадра. Во время войны оригинал погиб. Сегодня советские парковые артефакты ищут и спасают в Хабаровске, Рыбинске, Долгопрудном, Новосибирске, Мариинске, Кемерово и других городах. Собирают, реставрируют и открывают парки советского периода. В Прибалтике, например, туристы идут толпами посмотреть на памятники СССР, собранные одним коллекционером.