Светлый отклик в душе. Как сегодня живёт старинный храм белгородского села Никольского
Экскурсию «Белгородским известиям» провёл настоятель отец Сергий, который служит здесь 23 года
-
Статья
-
Статья
Недалеко от дороги, по которой мы проезжаем село Никольское Белгородского района, на возвышенности замечаем купола храма. Поворачиваем к нему и постепенно приближаемся к арочным воротам.
Помнят всё
Стены Никольского храма, возведённого в 1775 году, повидали многое. Помнят они и историю разбойника Кудеяра с ватагой грабителей, коммуну «Счастье пролетариата», колхоз «Память Ленина», почти 2-летнюю фашистскую оккупацию и как ломали в дни хрущёвских запретов колокольню возле храма.
Каменное здание построено в русском классическом стиле, если смотреть сверху, представляет собой крест. Храм делится на три части: алтарь, трапезная, притвор. Трёхъярусная колокольня торжественно возвышается над сельской тишью и символизирует непоколебимость веры. Раньше Никольское называлось Хлопово (Хлоповка) – по фамилии помещика, жившего в этих краях.
«Есть версия, что обетный храм на своей территории построил станционный смотритель – помещик Хлопов. В центре села была станция, где меняли лошадей, останавливались на ночлег проезжие, а усадьба помещика находилась в 100 м отсюда», – рассказывает отец Сергий.
Когда появилась новая церковь, сюда потянулись жители со всей округи. Помолиться Богу приходили из Топлинки, Черемошного, Недоступовки и других окрестностей района. В старых документах нашли упоминание, что первого священника звали отцом Николаем.
К сожалению, хлоповская усадьба не сохранилась. После войны в помещичьем доме открыли школу, а потом она сгорела.
Упоминание о том, что храм связан с именем Николая Хлопова, закреплено и в книге губернатора Курской губернии – графа Михаила Николаевича Муравьёва – от 1837 года. Он писал свои заметки будущему императору Александру II, составляя справочник российской провинции: «…проезжаете мимо пруда, на берегах которого стоит село Хлопово с каменною церковью и с домом в три этажа, окружёнными со всех сторон красивыми рощами, садами и хлебопашными полями (в Таврове считается 120 душ, Таплинке – 198, Бродке – 86, Хлопове – 285), за ними на горах расположены в отдалении большой курган, деревня Недоступовка и слобода Нелидовка…».
«Да, вы не ослышались, – продолжает батюшка, – здесь от Соломино до Изюма было 150 скифских курганов. В нашем месте – 12 курганов. Один прямо рядом с храмом находился. После того как землю освоили, распахали, уже ничего не найти. До революции 67 % нашей области занимали леса, сейчас сами видите».
Избавил от грабителей
По преданию, в этих окрестностях промышляли разбойники. Михаил Николаевич Муравьёв писал о злодее Кудеяре, который хорошо укрепился на месте современного Дубового. Эта легенда даёт вторую версию появления Никольского храма. Строили его всем миром, чтобы молитвами усмирить шайку грабителей и прогнать их с этой земли. Тысячи крестьян присылали сюда со всей губернии, чтобы истребить кудеярцев. Услышал Господь молитвы людские, и не стало в этих краях окаянников. А народная песня гласит, что сам Кудеяр ушёл в монастырь послушником.
Сторожевые вышки, с которых смотрели, не вернулись ли разбойники, оставили, поэтому современное Дубовое долго называлось «Сторожи».
Позже в Никольском проложили каменную дорогу. Из уст в уста передавали, что сделали её в честь царицы Екатерины II, которая ехала в Киев на ярмарку по Чугуевскому тракту. Местные власти выложили дорогу в районе сёл Недоступовка и Бродок, потому что топи и болота царскому кортежу точно бы не понравились. Так в селе появились названия «Каменка» и «Екатерининский сад».
Место силы
По словам отца Сергия, до Октябрьской революции к храму было приписано около 1 тыс. человек. В большие праздники трапезная всегда была полна людей. На территории прихода действовали две церковно-приходские школы.
К 1940-м годам в Никольском храме было два хора: после того как в селе Топлинка запретили богослужение, хор из него перешёл в Никольское. В храме появилось антифонное пение – попеременное исполнение псалмов двумя хорами.
Перед войной храм закрыли, службы запретили. Церковь вновь стала работать, когда фашисты уже оккупировали Никольское. В приходе служил тогда отец Василий. Жил он с матушкой в землянке, а после того как она разрушилась, перешли в колокольню.
В бывшем помещичьем доме тогда расположился немецкий госпиталь – чуть ниже храма сохранилось кладбище немецких офицеров и солдат.
Церковь тогда сильно пострадала от обстрелов. После войны священник Василий умер, его похоронили справа от алтаря, а церковь закрыли.
«В хрущёвские времена пытались снести колокольню, но не смогли разбить её полностью: целого кирпича тут не добыть, стены выламывались только кусками, кирпич крошился. До половины развалили и бросили. Старожилы рассказывают: когда снимали крест с колокольни, человек упал с высоты и разбился. Старый иконостас, где сами зажигались лампадки, вывезли в Пушкарскую церковь, а в храме сделали зернохранилище», – с болью в сердце говорит настоятель храма.
Храм не музей
Более чем за 200-летнюю историю Никольский храм набирает не только намоленную силу, но и легенды.
Возле стен здания сохранилась часть плиты с надписью: «Ульяна Горленко, 1839 год». Кому она принадлежит, остаётся только догадываться.
Отец Сергий собирает много интересных воспоминаний жителей села, но придерживается позиции, что нужно заниматься проверкой фактов, а времени на это нет.
«Прихожанин рассказывал мне историю. Ещё до войны это произошло. Он ехал с отцом по дороге, и у них провалилось колесо. Отец мужчины заглянул в образовавшийся провал, а потом наказал сыну никому не говорить об этом и самому не смотреть. Возможно, чтобы другие не знали об этом. Мы тоже замечаем, что на территории храма есть место, где земля проседает», – добавляет батюшка.
Местные жители уверены, это место всегда было святым. Рассказывают и о раскопанной во время строительства могиле, в которой обнаружили хорошо сохранившуюся в одеждах женщину. Или историю, граничащую с анекдотом, о том, как деревенские мужики решили выпить около храма и на следующий день навсегда избавились от тяги к спиртному.
Возрождение церкви
С робких шагов в 1995 году началось возрождение церкви.
«У меня есть фотография нашего храма в 1960 е. Приблизительно в таком состоянии я его принял в 1999 году. До меня здесь служил отец Леонид. Под его руководством сделали купол, поставили временные окна. Пол оставался земляным, отопления не было, стены не штукатурены. Первые службы я проводил при нулевой температуре. А потом потихоньку начали реставрировать храм, провели отопление, стены стали наполняться теплом», – вспоминает настоятель.
По его словам, заглядывали сюда воинствующие атеисты. Когда шли восстановительные работы, в здание пришёл мужчина. Он спросил, на каком основании начали реставрацию, сказал, что компартия подобное запрещает.
«А потом я крестил в храме внучку этого человека. Времена меняются, люди тоже», – констатирует отец Сергий.
В приходе чуть больше 100 человек. Раньше было больше, сейчас обстановка в Никольском неспокойная, по понятным причинам люди уехали.
«Мне нравятся такие тихие сельские храмы. Сюда можно приехать и помолиться в одиночестве. Обстановка домашняя, все свои. Нового человека в приходе сразу замечают. По большим праздникам приходит много детей. Мы к этому готовимся, собираем хорошие подарки, чтобы порадовать маленьких прихожан», – улыбается батюшка.
Трогает сердце
Когда на иконе появляется светлое маслянистое вещество, говорят, что икона мироточит. Священнослужители объясняют: это явление происходит к каким‑то скорбям, несчастьям. Когда в 2015 году замироточила икона Георгия Победоносца, стали молиться о мире.
«Для нас это подсказка: нужно добавлять больше молитв, чтобы исправить свою жизнь, которую ждут трудности. У нас на иконостасе мироточит икона уже год. Один образ у нас обновился, хотя ещё в октябре 2021-го был тёмным», – говорит настоятель и бережно прикасается к старинной чёрной иконе с прорисовавшейся фигурой святого.
Икон в храме много, особенно выделяются 50 из них с частичками мощей. Появляются они здесь по‑разному. Иногда их отдают местные жители. Например, несколько лет назад женщина принесла икону Казанской Божией Матери со старинным окладом. Она рассказала, что родители были неверующими. Во время одной из детских ссор в доме раздался незнакомый строгий голос женщины. После этого спрятали икону на антресоль и боялись туда заглядывать.
Прошло время, и решили отдать образ в храм.
«По субботам мы служим молебен о болящих с акафистом Николаю Чудотворцу. Иконе «Всецарица» с Афона молятся об онкологических болезнях. К нам приезжает много людей со своими недугами. Я больше 25 лет прослужил в больнице священником, 28 лет – в тюрьме, у меня есть психологическое образование. До священства я работал психологом в сборной команде Беларуси. Люди приходят со своими вопросами, мы разговариваем, чем могу, помогаю», – рассказывает батюшка.
За 20 с лишним лет на территории храма построили воскресную трёхэтажную школу. С началом спецоперации детей стало приходить меньше. В 2014 году обустроили в школе перевалочную базу для людей, потерявших кров. Сейчас здесь небезопасно, поэтому остались только те, кто не может уехать. Например, отец Григорий – слепой монах, его дом сгорел. Вокруг него всегда много людей. Они делают добрые дела, а он молится за них.
Несмотря ни на что храм святителя Николая живёт своей правильной жизнью. Идут службы, разносится по округе мелодичный колокольный звон. Двери церкви всегда открыты для тех, кто хочет поделиться и горем, и радостью. И так хочется, чтобы никакие кудеяры не нарушали эту патриархальную тишину.
Елена Ховхун