Финифть и позолота. Откуда в волоконовском храме румынские иконы
«Белгородские известия» рассказывают о храме апостола Иоанна Богослова в селе Коровино
-
Статья
-
Статья
По архивным данным, это здание датируется 1800 годом.
Сменил имя
Настоятель отец Александр опекает храм с 2007 года. С этого же года старинный собор с колокольней прихожане начали восстанавливать своими силами.
Время здание не пощадило: полы прогнили, крыша прохудилась, стены обветшали, старинная роспись почти полностью утрачена. Вид был удручающим. Сейчас храм в лучшем состоянии, но ему всё ещё нужна серьёзная помощь. Силами одного прихода тут не справиться.
Вместе со спасением здания настоятель храма стал собирать информацию о нём. К сожалению, исторических данных нашлось мало. Тем не менее в архивах отцу Александру удалось найти справки, по которым дом Божий именовался как храм Рождества Христова. Сегодня, как мы знаем, храм носит имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Объяснение смене имени прихожане нашли в самих стенах храма.
«Такое бывает в истории церквей, когда их реставрируют, вдыхают в них новую жизнь. Когда мы проводили здесь ремонтные работы, то обнаружили, что храм изначально был немного иным. Не доходя до последнего окна, был фундамент, деревянные полы, – рассказывает настоятель. – По‑видимому, притвор и колокольня пристроены позже. В моём понимании, эти пристройки довоенные, вероятно, дореволюционного периода. Скорее всего, после их появления храм и стал называться в честь Иоанна Богослова».
Старинная роспись
Храму и его приходу за долгие годы многое пришлось пережить: смену власти, войну, голод. Видимо, поэтому как таковых документальных сведений о церкви мало. Но ценную информацию прихожане передавали из поколения в поколение.
Вспоминают, что до войны шли службы и что во время оккупации храм был открыт. А вот закрыли его в 1950–60-е годы.
«Люди рассказали, что примерно в середине 1970-х храм передали в безвозмездное пользование приходу. Это очень редкий момент, когда храм полностью отдали, – говорит настоятель. – В основном в таких случаях ими пользовались как музеями, складскими помещениями, многие и вовсе были разрушены. Но здесь уникальный момент – люди пытались сохранить храм и приход».
Приход тут всегда был очень сильный, настроен на то, чтобы сохранить церковь всеми силами.
«И впоследствии сами прихожане этот храм ремонтировали, покупали необходимые материалы. У меня есть даже целая папка, где сохранены квитанции, проездные документы», – пояснил отец Александр.
В начале 1980-х в храме служили монах отец Григорий и его брат, он был художником. Сегодня в храме можно увидеть ремонт, который делали братья, и роспись – работа одного из них.
«Бабушки вспоминали, как братья поднимались наверх (мужчины помогали им леса ставить) и сами ремонтировали прохудившуюся крышу, штукатурили, красили, белили», – рассказывает священник.
В давние времена храм был полностью расписан и, судя по остаткам росписи, был очень красив.
«Только представьте, что он был весь такой, – показывает на сохранившиеся фрагменты настоятель. – Это византийский стиль».
Когда в 2008 м стены очищали под покраску, открылись фрагменты икон, узоров и орнаментов. Восстановить их силами прихода и даже реставратора вряд ли возможно. Время слишком многое стёрло.
«Я зачищал стену, смотрю: рука с копьём. Это какой‑то святой: или Георгий Победоносец, или Феодор Тирон. По фрагменту не установить. Уже, скорее всего, и не восстановить роспись», – сомневается настоятель.
Остаётся только догадываться, что скрывается под слоем штукатурки. До наших дней дошли и две, вероятно родные, фрески.
«На этой росписи мы видим ранних святых патриарха Московского и всея Руси Ермогена, Феодосия Углицкого, но здесь же есть и святитель Иоасаф, а он прославлен совсем недавно, в начале прошлого столетия. Поэтому у меня родилась мысль, что именно когда пристроили колокольню, обновили храм, тогда его и расписали, в дореволюционное время», – поделился отец Александр.
Румынские иконы
«Вот посмотрите на икону, мы знаем, что это архистратиг Михаил, а вот написано как, почитайте. Но если вы не знаете, я прочту», – предлагает отец Александр.
На иконе Михаил представлен как архистратиг (главнокомандующий) Сил Небесных, он облачён в воинские доспехи, на нём длинный красный плащ. В правой руке архангел держит меч, а в левой – щит.
«Сфынтул архистратиг Михаил» – это румынский язык. Видимо, эти иконы были привезены из какого‑то румынского монастыря. Как удалось узнать благодаря отцу Григорию, привезли шесть икон. Это непростые иконы: с финифтью и на позолоте, – рассказывает настоятель. – По‑видимому, где‑то закрыли храм, иконы удалось оттуда привезти. Такие уже столетия не делают».
У иконописи современной территории Румынии очень интересная история. Специалисты рассказывают, что в XVII веке и на протяжении следующего столетия в иконописи появилась декоративность, распространение получили орнаментальные мотивы.
В XVIII веке появляются народные иконы. Их отличает яркий колорит и при этом небольшое количество цветов. Рамы таких икон часто украшала лепнина и искусный орнамент.
«Конечно, такое нужно сохранять, продлевать ему жизнь, – считает настоятель. – То, что мы смогли, – сделали. У нас есть целая летопись, как сохраняют храм: в один год покрасили, в другой – оштукатурили, сделали полы, – считает настоятель. – В том, что храм выстоял во все эти годы, я думаю, это заслуга людей, прихода. Они были крепкие молитвенники, очень верующие».
Чудесная колокольня
Сегодня у храма приход небольшой. Да и село невелико. Люди приходят с духовными потребностями. Службы идут каждую неделю.
«Ремонт мы начали своими силами, потому что состояние было плачевное. Снаружи тоскливо, внутри тоже тоскливо. Мы решили преобразить храм. Само здание требует рук, средств, внимания и любви. В 2020 году храму исполнилось 220 лет», – уточнил настоятель.
Каменный храм хранит ещё одну историческую загадку – это его трёхъярусная колокольня, редкость для таких маленьких сёл. Можно только предположить, с каким воодушевлением и любовью создавали этот храм больше двух столетий назад.
«Колокольня прекрасна. Она на самом деле очень интересная, многоярусная, редкая, – констатирует священнослужитель. – Колокольням уделялось внимание в значимых, больших храмах».
Лестница, что ведёт на колокольню, тоже раритет. Она старинная, дубовая, и, вероятно, ей значительно больше сотни лет.
Колокола на колокольне появились сравнительно недавно. До этого тут висел чан, похожий на часть промышленного автоклава, к нему был приделан язык. И звон, по воспоминаниям, раздавался страшный. Чан этот до сих пор хранится на колокольне.
«Я, когда услышал его в первый раз, решил: нужно, чтобы храм обрёл голос», – вспоминает настоятель.
Он обратился к приходу с просьбой пожертвовать деньги на новые колокола. Люди с готовностью отозвались. Новые колокола заказали в Воронежской области.
«Они очень звонкие. Звук очень приятный, молодцы, сделали как надо», – хвалит мастеров настоятель.
Наталия Козлова