Храм близ Тихой Сосны. О чём может рассказать Ильинская церковь в красногвардейском селе
Как осталась нетронутой церковь дониконовской эпохи и благодаря кому она уцелела в богоборческие годы середины XX столетия, рассказывают «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Храм Илии Пророка Божия на Верхососенской земле в Красногвардейском районе представляет собой образец деревянного шатрового зодчества.
Стены из морёного дуба
В 1637 году в верховьях притока Тихой Сосны были построены оборонительные сооружения – порубежный острог. Через 9 лет он стал городом-крепостью Верхососенском.
По сохранившимся архивным данным, в нём было несколько храмов. В 1648-м по указу царя Алексея Михайловича воевода Панкратий Пущин построил здесь Троицкий собор. К нему была приписана старая деревянная Христорождественская, а затем Михайловская церкви.
Тогда же возвели присоборную часовню во имя пророка Божия Илии. Через 14 лет во время большого городского пожара она сгорела. Это была значимая потеря, поэтому решили на том же месте выстроить новый приход, который состоял из 60 стрелецких и 28 пушкарских дворов.
В «Росписи служилых и жилецких людей» по Верхососенскому острогу находим запись: «Пешим путём с Каргопольского погосту явлен плотницкой ватажный Самсонов-Морейко, а с ним дюжина с полдюжиной мастеровых».
«Это были строители из тех, которые возводили церкви по всему Русскому Северу, включая Кижи. Они в совершенстве владели искусством деревянного шатрового церквостроения и в течение трёх месяцев возвели новый храм из морёного дуба, который произрастал в местном казённом лесу», – рассказывает иерей Павел Предатченко.
Храм освятили в память пророка Илии в том же 1662 году. Он небольшой, потому что строился по проекту храмов Крайнего Севера, помещения которых легко отапливать и сохранять тепло.
Сохранили веру
«Годы заселения верхососенских городов пришлись на время церковного раскола. В момент образования Белгородской черты переселенцы приезжали со своими священниками, которые вели службу уже по‑другому. Сейчас неизвестно, как священники из положения выходили, когда одни молились по‑старому, другие по‑новому. По сути своей храм был старообрядческий», – объясняет местный краевед и писатель Владимир Калуцкий.
Жили здесь однодворцы – потомки служилых людей – своеобразная прослойка между дворянами и крестьянами. Люди глубоко верующие, с Богом в душе.
Однодворцы получали твёрдый земельный надел на двор. Со временем их превратили в земледельческое сословие (крестьян – прим. авт.), а офицерский корпус получил дворянское звание.
Последствия церковных реформ никак не повлияли на состояние местных православных храмов. Политические изменения в губернии наступили только в связи с утратой оборонительного значения Белгородской черты, административно-территориальной реформой ликвидировали Белгородскую губернию, а Верхососенский уезд упразднили. Город перевели в разряд сёл Бирючанского уезда. Село стало волостным центром в уезде.
На новом месте
В 30-е годы XX века здесь были разрушены почти все памятники православной культуры. Ильинский храм местные жители отказались сносить, и его удалось сохранить.
По словам главы Верхососенского поселения Михаила Ельчищева, в богоборческие годы в церкви складировали зерно. А потом дорогу проложили прямо у стен храма. Водой заливались брёвна и деревянное основание, в начале 90-х здание стало сильно портиться, да так и сгнило бы. Но на общем сельском собрании решили храм перенести и в первозданном проекте поставить через 200 метров. Сельская активистка Феодосия Тихоновна получила благословение от митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, собрала с жителями пять тысяч рублей, поехала в Закарпатскую область и привезла оттуда мастеров-строителей.
«Разметили, фундамент построили, храм разбирали на брёвна. Я тоже принимал участие. В 90-е годы проблемно было отыскать сосновую доску. Материал нашли в Шараповке, привезли и начали отстраивать старый храм на новом месте. Каждое брёвнышко размечали, чтобы не перепутать. Работа спорилась, ведь это благое дело», – вспоминает Михаил Борисович.
О прежнем храмовом месте тоже не забыли, огородили забором и поставили поклонный крест. Ильинская церковь на новом месте получила статус памятника архитектуры XVII века.
К 360-летию города, который отмечали в 2007 году, на прихрамовой территории уложили плитку, высадили розы и можжевельник, сделали ограждение. Спонсоры построили сарай для хранения садово-огородного инвентаря.
Священник из Донбасса
Уже 6 лет в храме служит иерей – отец Павел (Предатченко). В 2014 году он приехал в Белгородскую область из Донецка. В прошлом – офицер морской авиации, служил на Дальнем Востоке, после выхода на пенсию некоторое время работал в типографии. Затем стал священнослужителем.
Для «Белгородских известий» батюшка провёл экскурсию, рассказал об убранстве храма.
«Это старинные иконы. В центре – образы святого пророка Божиего Илии, покровителя нашего храма, затем – великомученицы Варвары, преподобного Серафима Саровского, Иверской Божией Матери, Воскресения Христова. Дальше здесь современные иконы», – перечисляет священник.
На одной из икон с обратной стороны видим надпись карандашом: «Сия икона Новооскольского района Великомихайловка Святого Василия 1937–1938 гг.». По словам священника, она была привезена в 1995 году, да так и осталась в храме.
«В подкрышном пространстве размещены большие по размеру иконы. Под ними сохранилась роспись. По неизвестным причинам кто‑то из предыдущих настоятелей её закрасил. Мой предшественник попытался восстановить изображения, заказал художнику иконы с такими же ликами и сюжетами, их расположили в тех местах, чтобы повторить фрески», – рассказывает отец Павел.
Почтенный возраст
На одной из почерневших старинных икон изображения практически не видно. Угадываются очертания головы Иоанна Предтечи на блюде.
«Возраст иконы неизвестен, здесь написан сюжет сцены мученической смерти Иоанна Крестителя. Святому Иоанну молятся в день его смерти и проводят поминовение по усопшим воинам, а также к образу обращаются с просьбой об избавлении от дурной или пагубной привычки», – поясняет Предатченко.
Таких образов с потемневшим основанием несколько. По словам краеведа Калуцкого, ранее в Верхососне была иконописная школа, которую вместе с братом Антипором возглавлял ставший потом знаменитым иконописец Симеон Ушаков.
Возможно, что эти иконы, как бы сейчас сказали, «студенческие», время их написания – конец XVII – начало XVIII века. Здесь угадываются и особые краски, и способ обработки доски олифой на льняном масле, из‑за чего в дальнейшем образа темнеют, а затем становятся светлее в связи с воздействием на них солнечных лучей. А в XIX веке художники-иконописцы работали уже преимущественно в технике масляной живописи.
К работам этого времени можно отнести и лик Богородицы, который настолько затемнён, что её очертания заметны только под углом, а если направить свет с другой стороны, то видны изображения ангелов и людей.
Пройдя трапезную храма, понимаем, что он очень недооценён и представляет кладезь православных реликвий. Но, к сожалению, не каждый в нашем регионе, а уж тем более за его пределами, знает о намоленном и святом месте. Храм Илии Пророка Божия – второй по возрасту в Белгородской епархии. Старше его только подземный храм в монастыре Игнатия Богоносца в Валуйском округе, построенный в 1613 году.
Елена Ховхун