Малотроицкий мастер. Чернянец открыл кузницу благодаря грантовой поддержке
Андрей Жидовкин рассказал «Белгородским известиям», как решился участвовать в конкурсе, а также о секретах горячей ковки и развитии кузнечного дела в регионе
-
Статья
-
Статья
В середине ноября в селе Малотроицком Чернянского района торжественно открыли кузницу. Это стало возможным благодаря грантовой поддержке в 1 млн рублей. Эти деньги руководитель студии декоративно-прикладного творчества местного Дома культуры выиграл в рамках губернаторского проекта «М.Арт».
Продумать всё до мелочей
«Помимо того, что построили специализированное помещение, также приобрели всё необходимое оборудование – наковальню, молот с молотками, щипцы и приспособления для ковки железа нужной конфигурации, а также запасы угля и железа, – показывает кузницу Андрей Жидовкин. – Горн приехал из Санкт-Петербурга, а к нему шёл электрический насос, который помогает ускорить процесс раздува и поддержания огня. Пять кожаных фартуков, перчатки, очки – все средства защиты также продумали во время написания проекта».
Технике безопасности при работе в мастерской Жидовкин уделяет большое внимание. Все нормативы важно строго соблюдать – занятия с раскалённым металлом относятся к разряду работ повышенной опасности. Поэтому при написании проекта Андрей старался учесть опыт, который он получил во время занятий ковкой в юности, а также изучал дополнительную литературу и советовался с мастерами.
«Ещё во время учёбы в школе я занимался кузнечным делом – как холодной ковкой, так и горячей. Защита рук, лица и тела, а также вентиляция и пожарная безопасность – всё старались учесть при строительстве мастерской. В нашей деревне есть ещё один кузнец. Он мне советовал, что стоит ещё докупить и на что обратить внимание, – признаётся мастер. – Старались всё продумать и просчитать до мелочей, но когда стали заливать полы и поднимать стены, всё равно пришлось внести коррективы».
О том, как проходила защита проекта, Андрей вспоминает с улыбкой. Он не был готов к такой конкуренции, и надежда таяла на глазах. Члены жюри задавали много вопросов и интересовались нюансами реализации заявленных проектов.
«Защита проекта проходила в ЦМИ в Белгороде. Выступал 17-м, до наступления моей очереди смотрел за тем, как всем задавали вопросы, и понимал, что проект сырой и вероятность успеха уменьшалась с каждой минутой. Но жюри конкурса поддержало мою идею, оценив региональный аспект, и по мере защиты вносило некоторые коррективы, – вспоминает Андрей. – Тогда и было решено, что кузница будет стационарная, хотя я задумывал её как передвижную. Татьяна Киреева (замгубернатора Белгородской области – министр по делам молодёжи Белгородской области – прим. авт.) сказала тогда: «Я вижу, как ты горишь идеей. Вижу огонь в твоих глазах и верю, что ты научишь ковать даже меня». После её слов решил: куда я денусь – и ответил: «Приезжайте, научим всех».
Сделано своими руками
Андрей рассказывает, что неоценимую помощь во время строительства здания для кузницы ему оказал охранник Малотроицкого дома культуры Гасан Мамедов. Мужчина не только физически помогал молодому коллеге, но и подсказывал, как лучше сделать вход. Со словами благодарности отзывается кузнец обо всех селянах, кто помогал в обустройстве:
«Как раз дед Гасан и посоветовал сделать распашные ворота с трёх сторон, чтобы при проведении массовых мастер-классов всем было видно, что происходит у горна и на наковальне. Крыша по его настоянию стала двускатной вместо запланированной шатровой в четыре ската».
Андрей Жидовкин отмечает, что многие вопросы пришлось продумывать с нуля, а часть аксессуаров для интерьера делать вручную. Например, меха, потому что их невозможно купить – качественные меха из кожи сейчас не изготавливают.
«Даже чертежи трудно найти. Пришлось самостоятельно осваивать и это редкое ремесло, – улыбается мужчина, показывая изделия ручной работы. – На призовые деньги закупил кожу, а уже доводил до ума меха сам. Сейчас раздувать огонь мне помогают два поддувальных снаряда – один побольше, второй поменьше».
Да и в мастерской всё, от столов до вешалок и крючков, сделано руками мастера. Поэтому при разработке проекта он прописал и новое оборудование для изготовления металлических заготовок и их сварки.
«Спираль, улитка, трубогиб, а также сварочные маски для юных мастеров, – показывает новинки для холодной ковки Андрей. – Как потеплеет, будем активно проводить занятия с местной детворой и гостями поселения».
О развитии и популяризации в Белгородской области кузнечного дела как традиционного искусства, так и в качестве современной профессии Андрей говорит увлечённо. Мастер уверен, что, возрождая народный промысел в регионе, можно убедить подрастающее поколение, что можно овладеть ремёслами и промыслами на родной земле.
Андрей Жидовкин практически ежедневно встречает в своей кузнице школьников со всего района. Мальчишки и девчонки съезжаются из соседних сёл к молодому мастеру, который знакомит юных белгородцев с древним ремеслом.
«Здесь, в стационарной кузнице, мы чаще всего используем электрический насос, – объясняет кузнец, – а вот при участии в выставках и выездных мастер-классах нас выручает ручной агрегат. Горн, наковальню и меха ставлю на прицеп и отправляюсь в путь. Получается своеобразная кузница на колёсах».
Андрей признаётся, что погрузить необходимое оборудование стоит немалых усилий: и горн, и наковальня весят больше 100 кг каждая. Но кудесника в соседних сёлах и районах всегда встречает очередь из детей, которые хотели бы попробовать себя в кузнечном деле. Поэтому мастер с радостью отзывается на приглашения принять участие в выставках народных умельцев.
Представить себя Тором
У каждого участника мастер-класса в кузнице есть уникальная возможность ударить молотом и внести свой вклад в совместное изделие. Умелец рассказывает ребятам, какие изделия куёт мастер и какие металлы используются при ковке, а также как закаляется сталь:
«Этот процесс имеет свои секреты, но я готов ими поделиться. Если закалять сталь только водой, то клинок будет острым, но от удара может расколоться. А если только холодным маслом, то будет рыхлым, а на оружии будут образовываться зазубрины. Поэтому закаляют мечи и ножи в холодной смеси воды и масла».
На вопрос от внимательных слушателей о том, что масло с водой не смешивается, Андрей отвечает, что в этом и есть секрет. Сначала горячий металл проходит через масло, а потом погружается в воду. Получается двойная закалка, которая делает оружие неуязвимым для внешнего воздействия.
«Представьте себя Тором (богом грома и молний), – предлагает чернянский кузнец, обращаясь к подросткам, и протягивает большой и тяжёлый молот. – Кто тут у нас самый сильный?»
Даже девочки решаются попробовать свои силы: нужно удержать трёхкилограммовый молот на весу в вытянутой руке более трёх секунд. За это право ребята устроили настоящее состязание.
Мальчишки и девчонки уже выстроились в очередь, чтобы принять личное участие в практическом этапе занятия. Сделать самому – вот главное желание школьников, и Андрей предоставляет возможность каждому подростку ударить молотом по раскалённой заготовке, по ходу действия объясняя, как нужно бить, чтобы сначала уплотнить металл, а потом вытянуть его.
Вот заготовка уже накалилась, и ученики по цвету металла пытаются определить его температуру.
«500. Нет 800. Да нет, не больше 700», – раздаются робкие голоса школьников.
«Если металл приобрёл красный цвет, значит, он раскалился до 500–700 °С, жёлтый – до 800, а белый – до 1 000 °С, – подсказывает мастер. – Кстати, при высоких температурах металл перестаёт магнититься и становится почти жидким».
Отбив как следует заготовку и остудив её, школьники любуются собственноручно изготовленным гвоздём – это одно из самых простых изделий, которое осваивают начинающие кузнецы.
«Приходите ещё. Будем что‑то новое делать. Высшее мастерство – из кругляка выковать квадрат. Так на Руси настоящих умельцев выявляли», – завершает мастер-класс Андрей.
Пушкинская карта и подкова
Уже в декабре Андрей снова встретится с членами жюри конкурса. Ему ещё предстоит защитить проект перед специалистами и рассказать, как его идея нашла своё воплощение, а также о том, готов ли он развиваться дальше и реализовывать свои смелые замыслы в жизнь. В планах у молодого кузнеца – внедрить возможность оплаты мастер-классов с помощью Пушкинской карты, а также продумать индивидуальные занятия, которые требуют большего времени и подготовки. Ведь каждому ребёнку хочется самому пройти все этапы ковки – от розжига огня до закалки гвоздя.
«Решил, что стоит учить посетителей изготавливать подковы. Такую работу уже можно и домой принести, – рассказывает Андрей Жидовкин. – Выковать личную подкову на счастье, думаю, каждый захочет».
Андрей уточняет, что в его мастер-классах могут участвовать школьники от 14 лет. Но местная детвора то и дело прибегает с просьбой научить ковать. Работа с огнём интересна даже самым маленьким школьникам.
«Для детей помладше есть одно важно условие: на занятии должны присутствовать родители, – уточняет мастер и приглашает в Малотроицкое всех белгородцев. – Приезжайте, чтобы почувствовать себя настоящим кузнецом».
Екатерина Алавердян