Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода
«Белгородские известия» поговорили с Андреем Митрягиным о нюансах его редкой профессии
-
Статья
-
Статья
Первые кузнецы появились, когда на Земле только начала зарождаться цивилизация – в XI–VII веках до нашей эры. Оружие, украшения, домашняя утварь, доспехи, подковы для лошадей, строительные детали и орудия обработки земли – лишь малый перечень предметов материальной культуры, которую оставили нам люди этой профессии. До недавнего времени, кажется, не было в нашей стране уголка, где не трудился кузнец: в СССР в каждом колхозе, на каждом производстве в штате был такой работник.
Теперь же это занятие чаще всего частное, а профессия хотя и не стала вымирающей, но встречается достаточно редко. Сохраняют её люди фанатично преданные «молоту и наковальне». Есть среди них те, кто делает сугубо утилитарные вещи – заборы, двери, навесы. Другие же занимаются металлом как искусством. Относится к этой, второй, когорте и член Союза художников РФ, руководитель белгородского отделения Союза кузнецов России Андрей Митрягин.
Чудо вдохновения
На специальном станке посреди мастерской завис растрёпанный металлический забияка-кот, которого рука тут же тянется причесать.
«Не стоит – он горячий, – останавливает мастер. – Первое правило в кузнице – ничего не трогать, можно обжечься».
Предупреждение вообще‑то своевременное, потому что потрогать хочется всё. И огромную голову (пока что без гривы) коня, словно скроенного из металлических блестящих латок, и заготовки будущих слоников-мышек, и все инструменты, и сердце кузницы – огромный горн. Интересно, что такой, казалось бы, холодный материал, как металл, вызывает самые тёплые эмоции, особенно если оказывается в руках человека, способного вдохнуть в него жизнь.
Работы Андрея Митрягина, среди которых много портретных, высокохудожественные не только в исполнительском смысле, они вызывают в душе зрителя яркий эмоциональный отклик. Это всегда случается, когда мастер идёт к своим персонажам через большую внутреннюю работу, буквально проживая их рождение, вылепливая (насколько это возможно сделать молотом) характер, внешние детали. И конечно, во многом благодаря Интернету, они находят своих ценителей. Устремившая взгляд в небо наивная девчушка (скульптура «Самолёты»), обвешанный инструментами Человек-оркестр, пират Джон Сильвер, устрашающий монстр Предатор и многие другие творческие дети Андрея Митрягина радуют кого‑то в частных коллекциях по всей России. Они, признаётся кузнец, изначально делались не на заказ – по вдохновению.
Обязательства же, говорит мастер, зачастую сковывают, этим кузнец-художник ничем не отличается от того же живописца. И это чудо, когда настрой творца совпал с желанием заказчика и после трёх месяцев труда, например, на Камчатку направился корабль длиной 7,5 и высотой 8 м.
Так почему же не заборы, а этот сложный, затратный, в том числе по душевным параметрам, путь?
«В нашей жизни всё случайно и неслучайно одновременно. Отец у меня, хоть и военный, любил рисовать, резать по дереву, дед рукастый был. Я выучился в своё время на художника в белгородском училище культуры. Много где трудился: торговал на рынке, преподавал, машины красил, фасады с промышленными альпинистами расписывал, пока лет 10 назад случай не привёл меня в кузницу: знакомый попросил нарисовать для него эскизы перил и другого металлического погонажа. Там я стал потихоньку пробовать себя в кузнечном деле на подхвате, втянулся, постепенно пришёл именно к скульптуре», – делится мастер.
На видном месте хранит он и памятный символ, ставший своего рода точкой отсчёта в перемене его жизненного пути: фигурку тромбониста из проволочек, которая когда‑то поразила его тем, что через простую металлическую скульптуру можно многое сказать.
Колхозница в помощь
Митрягин давно преодолел рамки сугубо кузнечных приёмов – расплавить металл и постучать по нему молотом, чтобы получилась нужная форма. В арсенале мастера плазменный резак, сварка, шлифмашинка и другой электроинструмент.
Ну и конечно, чисто кузнечный набор, в котором на первом месте наковальня. Их у Митрягина несколько, есть даже и австро-венгерская модель XIX века.
«Когда‑то в поисках наковальни я обходил все черметы. Время такое было – кузницы закрывались, народ из них лом сдавал. Самая популярная советская наковальня, так называемая колхозница, что была в любом хозяйстве, сегодня в цене и намного превосходит китайские по качеству», – делится мастер.
Труд сильно облегчает пневматический молот, ибо «руками не намашешься», а постоянных подмастерьев у нынешних кузнецов нет. Горн, хоть и имеется, чаще заменяется газовой горелкой.
Для разнообразия фактуры металла запасены разные штампы, для нестандартных моделей – подкладные формы, а к ним – фасонные молотки.
«Раньше считалось, что весь ручной инструмент, по‑другому – ручник, кузнец должен изготовить себе сам. Но сегодня целесообразнее купить его у того, кто непосредственно занимается изготовлением. Это проще и рациональнее», – считает Андрей Митрягин.
В общем, технический прогресс и кузнечное дело идут рука об руку. А сами кузнецы, которые, по преданию, все сплошь бородатые богатыри?
«Совсем не обязательно, – констатирует кузнец, – иногда смотришь на человека и ни за что не догадаешься, что он сложнейшие работы из прутьев вьёт».
Железное братство
О том, что, как, и кто у нас в стране из железа куёт, вьёт и даже вяжет, Андрей Митрягин регулярно узнаёт на кузнечных фестивалях, которые проводят по всей стране: только в этом году побывал на семи, проехал от Пскова до Сыктывкара.
«Обычно такие фестивали объединяет какая‑то тема, кузнецы на них делают общую работу в подарок городу. Кроме того, заблаговременно дают домашнее задание, и все привозят с собой свои скульптуры, среди которых выбирают лучшую, дарят подарки. Но едешь‑то не за призами, а пообщаться, поучиться, вживую посмотреть, кто как работает», – делится Андрей Митрягин.
Кузнечные зрелищные фестивали собирают огромное число зрителей, и за неделю-две, что они длятся, поток гостей не иссякает. Самые известные проходят в деревне Бывалино в Павлово-Посадском районе Московской области, Иркутске, Пскове, Воронеже.
«К сожалению, в нашей области своё мастерство кузнецы могут показать совсем на других мероприятиях. Например, в этом году несколько экспонатов украшали цветочный фестиваль в Белгороде», – делится Митрягин.
Удивительно, но среди его заказчиков белгородцев тоже нет. Совпадение это или недоразумение – не знаем. Тем не менее белгородских кузнецов-художников самых разных направлений, коих у нас достаточно, невнимание со стороны земляков не останавливает. И куют они свои работы, и показывают их миру, где только возможно, прославляя и нашу область, и её мастеровые таланты.
Ольга Бондарева