Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода
«Белгородские известия» поговорили с Андреем Митрягиным о нюансах его редкой профессии
![Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/2e/73/2e735374-7840-4269-ac2c-07da06cf1f2f/khvv190120.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Первые кузнецы появились, когда на Земле только начала зарождаться цивилизация – в XI–VII веках до нашей эры. Оружие, украшения, домашняя утварь, доспехи, подковы для лошадей, строительные детали и орудия обработки земли – лишь малый перечень предметов материальной культуры, которую оставили нам люди этой профессии. До недавнего времени, кажется, не было в нашей стране уголка, где не трудился кузнец: в СССР в каждом колхозе, на каждом производстве в штате был такой работник.
Теперь же это занятие чаще всего частное, а профессия хотя и не стала вымирающей, но встречается достаточно редко. Сохраняют её люди фанатично преданные «молоту и наковальне». Есть среди них те, кто делает сугубо утилитарные вещи – заборы, двери, навесы. Другие же занимаются металлом как искусством. Относится к этой, второй, когорте и член Союза художников РФ, руководитель белгородского отделения Союза кузнецов России Андрей Митрягин.
Чудо вдохновения
На специальном станке посреди мастерской завис растрёпанный металлический забияка-кот, которого рука тут же тянется причесать.
«Не стоит – он горячий, – останавливает мастер. – Первое правило в кузнице – ничего не трогать, можно обжечься».
Предупреждение вообще‑то своевременное, потому что потрогать хочется всё. И огромную голову (пока что без гривы) коня, словно скроенного из металлических блестящих латок, и заготовки будущих слоников-мышек, и все инструменты, и сердце кузницы – огромный горн. Интересно, что такой, казалось бы, холодный материал, как металл, вызывает самые тёплые эмоции, особенно если оказывается в руках человека, способного вдохнуть в него жизнь.
![Фото: Владимир Юрченко Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4a/59/4a59f77a-76ac-470d-b2ee-11c738ab0828/khvv190138.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/84/ff/84fffd80-251d-4578-89ff-be81f31e3c86/khvv190160.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Работы Андрея Митрягина, среди которых много портретных, высокохудожественные не только в исполнительском смысле, они вызывают в душе зрителя яркий эмоциональный отклик. Это всегда случается, когда мастер идёт к своим персонажам через большую внутреннюю работу, буквально проживая их рождение, вылепливая (насколько это возможно сделать молотом) характер, внешние детали. И конечно, во многом благодаря Интернету, они находят своих ценителей. Устремившая взгляд в небо наивная девчушка (скульптура «Самолёты»), обвешанный инструментами Человек-оркестр, пират Джон Сильвер, устрашающий монстр Предатор и многие другие творческие дети Андрея Митрягина радуют кого‑то в частных коллекциях по всей России. Они, признаётся кузнец, изначально делались не на заказ – по вдохновению.
Обязательства же, говорит мастер, зачастую сковывают, этим кузнец-художник ничем не отличается от того же живописца. И это чудо, когда настрой творца совпал с желанием заказчика и после трёх месяцев труда, например, на Камчатку направился корабль длиной 7,5 и высотой 8 м.
Так почему же не заборы, а этот сложный, затратный, в том числе по душевным параметрам, путь?
![Фото: Владимир Юрченко Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f7/65/f7650aee-c70b-4df9-9b8c-ece33afd148d/kh548a0832.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/83/2b/832b127a-f81f-4c90-8d43-f7a0749e8c18/kh548a0826.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Для частного заказчика с Камчатки куз- нец изготовил корабль за три месяца / Фото: личный архив Для частного заказчика с Камчатки куз- нец изготовил корабль за три месяца](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/bc/f3/bcf323f1-fbb5-449d-af90-acc4a6504bd2/zamena-myshi.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Филин живёт на Камчатке / Фото: личный архив Филин живёт на Камчатке](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1b/89/1b89d405-d0e9-4883-a1b3-2d4681b0e8e2/zamena-loshadi.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«В нашей жизни всё случайно и неслучайно одновременно. Отец у меня, хоть и военный, любил рисовать, резать по дереву, дед рукастый был. Я выучился в своё время на художника в белгородском училище культуры. Много где трудился: торговал на рынке, преподавал, машины красил, фасады с промышленными альпинистами расписывал, пока лет 10 назад случай не привёл меня в кузницу: знакомый попросил нарисовать для него эскизы перил и другого металлического погонажа. Там я стал потихоньку пробовать себя в кузнечном деле на подхвате, втянулся, постепенно пришёл именно к скульптуре», – делится мастер.
На видном месте хранит он и памятный символ, ставший своего рода точкой отсчёта в перемене его жизненного пути: фигурку тромбониста из проволочек, которая когда‑то поразила его тем, что через простую металлическую скульптуру можно многое сказать.
![Андрей Митрягин / Фото: Владимир Юрченко Андрей Митрягин](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/3c/9f/3c9f38bd-bb4d-4eb7-9ee9-02251703d6f0/kh548a0788.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/3f/60/3f604790-7af6-4984-948d-52a1ec9139b6/a548a0754.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Колхозница в помощь
Митрягин давно преодолел рамки сугубо кузнечных приёмов – расплавить металл и постучать по нему молотом, чтобы получилась нужная форма. В арсенале мастера плазменный резак, сварка, шлифмашинка и другой электроинструмент.
Ну и конечно, чисто кузнечный набор, в котором на первом месте наковальня. Их у Митрягина несколько, есть даже и австро-венгерская модель XIX века.
«Когда‑то в поисках наковальни я обходил все черметы. Время такое было – кузницы закрывались, народ из них лом сдавал. Самая популярная советская наковальня, так называемая колхозница, что была в любом хозяйстве, сегодня в цене и намного превосходит китайские по качеству», – делится мастер.
Труд сильно облегчает пневматический молот, ибо «руками не намашешься», а постоянных подмастерьев у нынешних кузнецов нет. Горн, хоть и имеется, чаще заменяется газовой горелкой.
![Фото: Владимир Юрченко Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/18/31/18312a89-a28c-40ed-be76-8f4da051bce0/khvv190106.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/e3/b5/e3b55fe0-508e-4aec-93f4-0654fd310194/khvv190142.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d5/73/d5730373-576a-4d73-b3f6-18422b0f31df/khvv190144.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Для разнообразия фактуры металла запасены разные штампы, для нестандартных моделей – подкладные формы, а к ним – фасонные молотки.
«Раньше считалось, что весь ручной инструмент, по‑другому – ручник, кузнец должен изготовить себе сам. Но сегодня целесообразнее купить его у того, кто непосредственно занимается изготовлением. Это проще и рациональнее», – считает Андрей Митрягин.
В общем, технический прогресс и кузнечное дело идут рука об руку. А сами кузнецы, которые, по преданию, все сплошь бородатые богатыри?
«Совсем не обязательно, – констатирует кузнец, – иногда смотришь на человека и ни за что не догадаешься, что он сложнейшие работы из прутьев вьёт».
![Фото: Владимир Юрченко Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/bf/85/bf859318-75a7-4246-9e2b-0a34b62482f7/khvv190175.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Владимир Юрченко Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ea/b1/eab13d68-9b68-4b77-8f3d-022405cb4a1e/khvv190135.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Железное братство
О том, что, как, и кто у нас в стране из железа куёт, вьёт и даже вяжет, Андрей Митрягин регулярно узнаёт на кузнечных фестивалях, которые проводят по всей стране: только в этом году побывал на семи, проехал от Пскова до Сыктывкара.
«Обычно такие фестивали объединяет какая‑то тема, кузнецы на них делают общую работу в подарок городу. Кроме того, заблаговременно дают домашнее задание, и все привозят с собой свои скульптуры, среди которых выбирают лучшую, дарят подарки. Но едешь‑то не за призами, а пообщаться, поучиться, вживую посмотреть, кто как работает», – делится Андрей Митрягин.
Кузнечные зрелищные фестивали собирают огромное число зрителей, и за неделю-две, что они длятся, поток гостей не иссякает. Самые известные проходят в деревне Бывалино в Павлово-Посадском районе Московской области, Иркутске, Пскове, Воронеже.
![Фото: Владимир Юрченко Повелители огня и молота. О чём рассказывает кузнец ручной ковки из Белгорода - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/06/16/0616f738-01c3-4e3d-8d1a-74ebd3771ee7/khvv190101.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«К сожалению, в нашей области своё мастерство кузнецы могут показать совсем на других мероприятиях. Например, в этом году несколько экспонатов украшали цветочный фестиваль в Белгороде», – делится Митрягин.
Удивительно, но среди его заказчиков белгородцев тоже нет. Совпадение это или недоразумение – не знаем. Тем не менее белгородских кузнецов-художников самых разных направлений, коих у нас достаточно, невнимание со стороны земляков не останавливает. И куют они свои работы, и показывают их миру, где только возможно, прославляя и нашу область, и её мастеровые таланты.
Ольга Бондарева