Тюльпаны и песни о войне. Где мечтает выступить руководитель хора из Корочи
Татьяна Литвинова – заслуженный работник культуры РФ, почётный гражданин своего города
-
Статья
-
Статья
А ещё Литвинова основатель и художественный руководитель коллектива хора ветеранов, который на протяжении нескольких десятилетий радует не только местных жителей, но и белгородцев. Желание заниматься музыкой, которой она отдала 52 года, появилось у неё ещё в детстве и спустя десятилетия продолжает оставаться таким же сильным.
По нотам, не зная нот
Хор ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов начал собираться ещё в 1986 году – Татьяна Георгиевна руководила им на общественных началах. Официальной датой образования считается февраль 1987 года.
Сначала в коллектив входили ветераны Великой Отечественной войны. Репетиции проходили в музыкальной школе после детей. Для многих участников хора было в диковинку начинать петь. Татьяна Георгиевна учила их в академической манере, а не в народной, петь по нотам, не зная нот. И всё получилось, стали выступать. Хор стали приглашать в Белгородский центр народного творчества.
«Последний раз пели в «Соколе» в Белгороде четыре года назад, а потом пандемия выбила всех из колеи. Теперь трудно раскачать людей: всем боязно как‑то. А раньше, ещё в первом составе, ездили по школам с концертами, среди наших солистов были и участники Курской битвы, они рассказывали детям о войне, много общались с учениками», – говорит Татьяна Литвинова.
В 2005 году корочанский хор ветеранов выступил в Москве на Поклонной горе в честь 60-летия Победы.
«Было очень волнительно. Для песни мы взяли с собой настоящие тюльпаны, бережно их довезли. И вот поём мы строчки: «Только всё ещё плачут, всё плачут, всё плачут // На рассвете тюльпаны», а на припеве достаём спрятанные цветы. Зал нам не давал начать вторую песню: овации просто не смолкали, – вспоминает Татьяна Георгиевна. – Выступали и в сводном хоре на III Всероссийском фестивале ветеранских хоров. Когда мы стали петь «Священную войну», у меня ком в горле встал. Потрясающая акустика и такая величественная мощь от песни веяла».
Сейчас в хоре поют 13 человек, хотя изначально в нём было 42 участника. Во время выступления на одном из отчётных концертов солисты сделали портреты всех ушедших ветеранов и в заключительной песне «День Победы» подняли их фото.
«Нелегко, когда ты видишь, что там стоял один человек, там другой, а потом они ушли – и пустота. Замену найти очень непросто. Из старого состава осталась только Тамара Пономарёва. 5 марта ей исполнилось 85 лет, а все остальные пришли уже позже. Всё равно будем стараться привлекать новых людей», – упорствует собеседница.
3 км через лес
Раньше хор занимался в старом Доме культуры, где им не хватало места. Приходилось репетировать в кинотеатре, но там было холодно, так что сильно музыкой не позанимаешься. Сейчас все репетиции проходят в новом здании культурно-спортивного центра Корочи.
«Ещё потихоньку переносим вещи. Удобно, что сразу с репетиционного зала можно пройти на сцену. У нас есть люди с проблемами зрения, им тяжеловато подниматься. Но солисты просто великолепные, замены им не найти. Жалко, что не все наши ветераны дожили до этого момента. Они бы обрадовались новой интерактивной сцене, залу, у нас хорошее звуковое оборудование. Нам ещё сделали уличную сцену, в тёплое время года будем выступать на ней. Но мы, конечно, не ожидали, что так быстро стройка закончится и мы переедем в новое помещение», – добавляет Татьяна Георгиевна.
Помимо хора, она создала народный вокальный ансамбль «Элегия», 25 лет преподавала в детской школе искусств, пела в храме и работала в Корочанской школе-интернате.
Заниматься музыкой Татьяна Литвинова начала ещё в детстве. В школе нравилось петь и выступать, но захотелось получить музыкальное образование. Школа искусств находилась в Борисовке, а семья жила в Хотмыжске.
«Ходила около 3 км через лес к автобусу, доезжала, занималась и возвращалась обратно. Приходила в 9–10 вечера домой, а утром бежала в обычную школу на уроки. Но любовь к музыке была сильнее всего, – вспоминает женщина. – Обычно мы на занятия ездили втроём с девочками, и родители всех по очереди встречали. Один раз нас должны были забрать родственники подруги, а она не поехала в школу, и я одна осталась. Осень, лес стоит чёрной стеной, но нужно идти. Телефонов не было, с родителями никак не свяжешься. Прихожу домой, слёзы текут. Мама мне говорит: «Да бросай ты свою музыку». А я ни в какую, всё равно продолжила ходить».
Татьяна выросла в многодетной семье и была девятым, самым младшим ребёнком:
«Старший брат, к сожалению, умер во время голода в 1930-х годах. Осталось нас восемь. Особого контроля за мной не было, сама научилась читать, писать. Сядут братья уроки делать, я подходила, спрашивала у них, что за буква, что они учат. Потом пошла в школу, к нам тогда на уроки пения из Борисовки приезжал учитель Михаил Прокопенко. Он играл, я запевала, нравились мне занятия. А в 4-м классе выступала на конкурсе с песней «Санта-Лючия» и заняла первое место. Так легко всё далось, наверное, это тоже подтолкнуло меня к дальнейшим занятиям музыкой».
Выступали на ступеньках
Уже во взрослом возрасте, приехав в гости к отцу и рассказывая о пении в церковном хоре, Татьяна Георгиевна узнала, что он был регентом:
«У него образование – 4 класса, а он 36 лет проработал в Харькове на железной дороге оператором. Ездил на смену в непогоду, по грязи. Это сейчас у нас везде: и в городе, и в сёлах – асфальт, тогда ничего не было. Но про церковный хор он не рассказывал ни разу. Папа для меня был примером порядочности, никогда не видела его пьяным, никогда не слышала плохих слов. Ещё и шил хорошо, помогал кому‑то брюки подшить, кому‑то костюм починить. Работал он один, мама занималась детьми. Но нас никто не уговаривал на учёбу, на какие‑то кружки, мы сами хотели. Сейчас очень много возможностей для детей стало в любом направлении. Если брать музыкальное, то о таких условиях и инструментах мы даже мечтать не могли. К сожалению, часто родители сейчас просто упрашивают детей ходить на занятия. Есть ребята, горящие музыкой, но некоторых просто силком приводят в школу искусств. Так не должно быть», – вздыхает она.
Но руководителя хора радует, что на концерты, мероприятия сейчас приходит всё больше зрителей:
«Люди стали заинтересованы в духовном развитии. Мы проводим вечера отдыха с духовым оркестром, дискотеки для элегантного возраста. В культурно-спортивном центре каждый день что‑то придумывают. Даже когда его ещё недостроили и тут строительные леса стояли, коллективы выступали на ступеньках кинотеатра каждую неделю. И городские, и сельские музыканты собирались, и многие жители приходили послушать».
По её словам, в скверах люди поют под баян, намного больше стало детских творческих объединений. Вокальные ансамбли и танцевальные коллективы юных талантов занимают места на региональных и всероссийских конкурсах. Татьяна Георгиевна надеется, что и во взрослом возрасте дети не забросят свои увлечения.
«Я сама патриот – не потому, что надо, а просто так чувствую. И сейчас снова стали уделять большое внимание воспитанию любви к Родине у детей. Это же замечательно. У меня есть одна заветная мечта: съездить с концертом в Донецк, Луганск. Часто слушаю донецких артистов, у них есть прекрасный симфонический оркестр, филармония, они развиваются назло всем обстоятельствам. Обязательно съездим в гости», – уверена Татьяна Литвинова.
Несмотря на долгие годы работы в культурной сфере, желание заниматься музыкой никуда не делось и продолжает оставаться таким же сильным, как и в детстве.
«Много раз думала: наверное, надо уходить, в августе исполнится 52 года моей творческой деятельности. А потом смотрю: в следующем году 80-летие Победы, как же его отпраздновать без хора ветеранов? – улыбается Татьяна Георгиевна. – Я часто говорю, что меня будто направляет кто‑то. Бывает, прихожу и не знаю, с чего начать. В такой момент беру ноты, первые попавшиеся, и начинаю с ними работать. И всегда попадается то, что нужно».
Маргарита Грачёва