Баритон из Афанасьевки. Ивану Веретенникову – 80 лет
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Он вполне мог пополнить ряды оперных певцов советской и российской эстрады. Но любовь к народному пению победила в его сердце желание стать Магомаевым, Гуляевым или Хилем. Всю свою жизнь фольклорист, член Союза композиторов России, лауреат многочисленных музыкальных конкурсов, заслуженный работник культуры Российской Федерации Иван Веретенников посвятил народному творчеству.
То берёзка, то рябина
Родился он в алексеевской Афанасьевке в 1944 году, куда отец Иван Николаевич, потерявший на фронте обе ноги, привёз маму – Федору Архиповну, с которой познакомился в госпитале города Энгельса Саратовской области. В воспоминаниях Ивана Ивановича о послевоенных годах отчётливо сохранился голод 1946–1947 годов:
«Родители тогда решили уехать на Украину, думали, что там рай. А там тот же голод, который однажды привёл к роковому случаю. Мать прорывала свёклу и принесла сумку с корешками домой, где я и моя младшая сестричка умирали от голода. Это увидел бригадир, и маму посадили в тюрьму».
Отец решил искать справедливости и, оставив детей на попечение бабушки, съездил в Киев просить, чтобы освободили жену. Не добившись правды, с трёхлетним сынишкой вернулся в Афанасьевку, а двухлетнюю дочь оставил бабушке.
Отец был мастеровым, зарабатывал как умел: кому окно сделает, кому туфли сошьёт прямо из старой шляпы, кому ведро починит. И Ваня, подрастая, мало-помалу начал помогать. Так и жили в одной комнатке полуразрушенной хатёнки – дед с бабкой, три сестры и брат с ребёнком. Через год вернулась мать, устроилась дояркой работать, и жизнь полегче стала:
«По праздникам отец собирал компанию мужиков. Они выпивали по стакану самогона и начинали петь. Иногда к ним подсаживались мои тётки, подпевали мужскому хору. Моё место всегда было на печке. Я там лежал и слушал все эти народные напевы. А когда мне исполнилось семь лет, отец с базара принёс гармошку. Кто бы мог подумать, что при такой бедности он решится купить инструмент вместо одёжи годной. Мне тогда ни обуваться, ни одеваться не во что было. Я носил дедовы пырмы, как мы их называли. Это галоши, которые надевали на валенки. Я наматывал на ноги тряпки и чулки вязаные, а потом привязывал эту обувь. Только так мог выходить на улицу. А отец взял и купил гармошку».
Учиться играть на инструменте не у кого, и Ваня потихоньку пробовал сам с ней подружиться. Подбирал на слух частушки. А когда в селе провели радио, стал наигрывать песни советских композиторов.
«Очень любил, когда передавали симфоническую музыку, – рассказывает Иван Иванович. – Что это такое, правда, я тогда не понимал и называл её «симпатическая». Но ухо сразу подставлял к приёмнику, который больше треск производил, чем мелодию. Однажды услышал песню «То берёзка, то рябина» и как‑то тут же подобрал её на гармошке. Отец очень радовался этим музыкальным опытам. Помню: все уснули, а я на печке всё упражняюсь. Мать проснулась первой и кричит отцу: «Глянь, Ванька уже на гармошке научился играть!» Но я не столько наигрывал, сколько что‑то своё сочинял».
Музыкальной школы рядом не было, и опыт парнишка набирал, что называется, из жизни: в сельском клубе, на уличных посиделках. Народ тогда просто выходил петь, водить хороводы, а чуткое ухо юного музыканта всё это жадно впитывало.
Месяц в консерватории
После семилетки Иван уехал учиться в Павловское педагогическое училище Воронежской области. Там он освоил скрипку – второй свой инструмент. С третьего курса будущих педагогов уже направили на работу – не хватало кадров. Так Иван Веретенников стал учителем пения в школе посёлка Рамонь, той же Воронежской области.
Как‑то поехал Иван в гости к троюродному брату, что учился в сельхозинституте в Воронеже. По дороге увидел объявление, что в филармонии идёт набор в городскую капеллу. С братом посовещались, выпили для храбрости и отправились прямо на прослушивание. Там юному вокалисту дали несколько подпевок, попросили воспроизвести их голосом. И спросили, конечно, что это за запашок от юноши. Тот пояснил, что за встречу с братом выпили. Усмехнулись преподаватели, но голос похвалили и взяли во вторые тенора. Пришлось совмещать: утром работа в школе, а вечером за 40 километров ехать на репетицию. На обратный автобус вокалист часто не успевал и оставался ночевать прямо на вокзале. К 17 годам Иван задумался о дальнейшем обучении. Стал осваивать фортепиано и баян:
«Поступил я в Воронежское музыкальное училище на хоровое отделение, потому что втайне мечтал стать оперным певцом. Это шло ещё с детства, когда я ухом прикипал к радиоприёмнику и слушал разные арии. Но проучился только полтора года – нужно было самому зарабатывать на жизнь. Пришлось перевестись на заочное отделение и вернуться в Алексеевку».
Здесь Иван Веретенников с 1964-го по 1968 год руководил академическим хором в районном Доме культуры и фольклорным детским ансамблем в Афанасьевке. Но и тут его не отпускали мысли об оперной карьере.
«Как‑то я просто из принципа решил проверить себя – попробовал поступить в Харьковскую консерваторию, – говорит Иван Иванович. – Прилетел в Харьков и прошёл прослушивание. Комиссия одобрила и мой мягкий баритон, и исполнение Шумана и Чайковского. Взяли! Но проучился я всего месяц – работу и учёбу на дневном отделении совмещать невозможно, а кормить меня опять‑таки было некому».
Естественное состояние
В 1968 году Иван Веретенников переехал в село Весёлая Лопань, где открыл детскую музыкально-хоровую школу хорового общества. Тогда же стал руководителем фольклорного ансамбля «Русская песня» ПТУ № 6 в Белгороде. Ансамбль этот в 1973-м завоевал звание лауреата на Всемирном фестивале молодёжи в Берлине. С 1985 года Иван Веретенников руководил народными хорами на Белгородской слюдяной фабрике, где умудрился втянуть в пение весь коллектив – около 1500 женщин, и в Доме культуры села Кустового, Яковлевского района. Хор из Кустового и созданный им фольклорный ансамбль «Пересек» участвовали в I Международном фестивале фольклора в Москве в 1988 году.
А ещё начиная с 1964 года Иван Иванович по крупицам собирал фольклор, не пропуская выступлений народных коллективов. Записанные песни он потом долго и кропотливо перекладывал на ноты, выверяя каждый звук.
«Одной из моих задач было создание песен для наших коллективов на основе белгородского музыкального языка, – поясняет фольклорист. – Это интонационный, гармонический, полифонический и ритмический язык. И таких песен я сделал десятки. В советское время их исполнял ансамбль «Белогорье» Натальи Чендевой, Липецкий хор. Да любой коллектив в России может их взять – они размещены на сайте Центра народного творчества в моём сборнике».
Записи, которые всю свою жизнь делал Иван Веретенников, стали основой для нескольких сборников песен всех районов Белгородской области. Первый из них, включающий более 100 песен, вышел ещё в 70-е. Сейчас готовится к печати четвёртый сборник. Он уникален тем, что создан для детей – в нём 120 народных песен и игры. Кроме того, книга и одноимённый фильм «Белгородские карагоды», созданные Иваном Веретенниковым, служат настоящим учебником для институтов культуры по всей стране.
И ещё одно направление своей просветительской деятельности до сих пор не оставляет Иван Иванович – это ансамбль «Живая традиция»:
«Возник он из желания петь всё то, что я в течение жизни записывал. Народное творчество – естественное состояние жизни, поэтому люди сами меня нашли. Первым пришёл фотохудожник Рома Никулин, затем хороводник Сергей Тимофеев, за ними Ира Шубина. Вместе мы ещё подтянули желающих и стали проводить вечёрки – посиделки народные, где рассказываем о русских певческих традициях, поём и учим всех приходящих к нам водить хороводы».
19 марта Ивану Веретенникову исполнилось 80 лет, и к нему по‑прежнему обращаются за советом ученики и любители народного творчества со всей России. Иван Иванович продолжает щедро делиться опытом и мечтает о том, что в школы вернутся уроки пения, на которых сызмальства научат знать, понимать и любить свою культуру.
Арина Беседина