Алексеевская мастерица создаёт старинные головные уборы и украшения
Рукодельница рассказала, как полюбила старинное ремесло и показала свои творения
-
Статья
-
Статья
Наталью Рощупкину знают даже за пределами Белгородской области. Она старожил села Афанасьевка и хранитель здешних традиций. Много лет возглавляла местный Дом культуры. С юности поёт в фольклорном ансамбле. А ещё создаёт традиционные головные уборы и украшения дивной красоты.
Сороки и грибатки
Старинному ремеслу Наталью Ивановну научила мама, которая в свою очередь переняла его от сестёр.
«Одна из них – монахиня Агриппина – занималась изготовлением головных уборов – сорок для жителей всех окрестных сёл. За работу брала золотом. А жила на ручье в простенькой хатёночке. После её смерти, когда стали раскатывать холсты, нашли золотые монеты. Работать она умела, а вот деньги тратить – нет. Ещё одна тётя – Екатерина – пряла лён и вышивала рубахи», – вспоминает Наталья Рощупкина.
Её матушка покупала, реставрировала и перепродавала детали костюма. В своё время это помогло семье выжить.
«И мама знала, в какой двор нести продавать. Где, например, девочка выросла и пора её замуж отдавать, а значит, требовалась сорока», – замечает Наталья Ивановна.
И выставляет на стол головные уборы. В старинной сороке она сама выходила замуж. Остальные – современные. Цвета у них более яркие, и материалы при изготовлении использовались другие.
Юная Наташа была непоседливой. Порой мама просила: «Помоги, надо срочно доделать». И делилась с ней секретами мастерства. Однако тогда это не казалось дочке интересным. Но спустя годы в дом пришла беда – от болезни умер один из троих сыновей Натальи. И руки сами потянулись к нитке с иголкой:
«Если бы не эта работа, я бы с ума сошла. Садилась за стол, делала и забывалась… Потом люди стали заказывать: то грибатку, то ещё что‑то. Стала серьёзно заниматься всем этим и до того привыкла, что уже плохо вижу, а до сих пор сажусь и что‑нибудь делаю».
С пайетками и золотыми нитями
На столе разложены яркие грибатки. Такие традиционные украшения в виде ожерелья всегда присутствовали на костюме замужней женщины. Изготавливались из тесьмы, обшитой бисером. На тесьму симметрично нашивали розетки, украшенные пайетками и золотыми нитями. Внизу грибатка соединялась шнурком, на который вешали образок или крест.
Раньше мастерицы-златошвейки расшивали детали наряда золотыми металлизированными нитями. Сейчас ассортимент магазинов позволяет подобрать для декора всё, что душе угодно.
«Мама делала сороки из погонов. А у меня процесс создания начинается с картонки. На неё кладу материал, обрабатываю… Надо всё обметать, чтобы было аккуратно. Потом начинаю сшивать. Сейчас всё стало проще. Как‑то сын поехал в Турцию и привёз мне такую красоту! – Наталья Ивановна показывает яркие материалы и элементы декорирования. – Мама моя давно умерла. Если бы она увидела, сколько сейчас всего есть и сколько я наработала!.. А тогда ведь в магазинах не было ничего».
Ещё мастерица изготавливает кукол в традиционных нарядах. Использует для этого деревянные заготовки и фрагменты старинных костюмов, которые уже не подлежат восстановлению.
Наталья Ивановна бережно хранит и костюм, в котором выходила замуж в 16 лет.
«Чтобы наткать полотно на понёву, надо было овец год держать, не стричь. А вообще это был такой труд, что нельзя описать. Мы бы сейчас попадали без сил. Ведь современный человек так трудиться не приспособлен», – подмечает она.
Понёва «колода» считалась свадебной и была очень дорогой.
«Такой наряд был лишь у богатых или у тех, кто мог сам всё это сделать. Остальным приходилось просить головной убор, чтобы провести повивание невесты. А вот, поглядите, моя рубаха «с золотым ремнём». Расшивала её золотой ниткой тётя», – продолжает рассказ Наталья Ивановна.
Она отмечает, что в Афанасьевке рубахи вышивали богаче, чем в других алексеевских сёлах. Да и люди здесь были зажиточные. Например, когда в конце XIX века начали строить новый каменный храм и выкопали фундамент, жители щедро жертвовали на строительство. Были в местной церкви удивительные иконы и позолоченный иконостас. Советские годы стали для храма непростыми. Его пытались разрушить, потом переоборудовали под склад, а позже – под Дом культуры. И только в 2000-х церковная жизнь здесь была возрождена.
А что касается свадеб, то в старину они тоже были веселее и интереснее:
«Играли три дня. Красота неописуемая! И всех родственников надо было не только позвать, но и правильно рассадить за свадебным столом. А то не избежать обид».
Песни про любовь
Старинные песни Наталья Рощупкина любит не меньше, чем рукоделие. С 16 лет она поёт в фольклорном ансамбле, который сейчас носит звание народного самодеятельного коллектива и считается эталоном культурного наследия юга России.
«С юности я любила петь. Школа наша располагалась возле клуба. И вот, помню, фольклористы уезжают в очередную поездку, в автобус садятся, а я гляжу на них, не могу оторваться от окошка. Учитель по алгебре говорит: «Наташа, бросай всё и беги с ними, раз тебе это так нравится», – вспоминает Наталья Ивановна.
Так и вышло. Она стала хранительницей не только традиций, но и афанасьевских песен. А все они были жизненные.
«И про любовь тоже песни слагали. Красивые и мудрые, не сравнить с тем, что сейчас. Порой телевизор включишь, а там три слова сто раз повторяют», – вздыхает Наталья Ивановна и заводит старинную песню.
Перед нашими глазами проносится история про любовь и про то, к каким бедам порой могут привести сильные чувства.
«В 1988 году я окончила Белгородское культпросветучилище. Как‑то приехали из Санкт-Петербурга студенты-фольклористы и доцент. Звали: «Наташа, поедем с нами учиться». Не поехала. Деревня ведь не город, просто так хозяйство не оставишь. Да и деток растить надо было», – рассказывает мастерица.
Она осталась в родном селе и 28 лет возглавляла Дом культуры. Помогла создать красивые костюмы для фольклорного коллектива. Пела, сохраняла и популяризировала народные традиции, обучала ребят бисероплетению и ткачеству, без устали занималась творчеством сама.
Перенимать мастерство приезжали даже из Воронежа. А в прошлом году Наталья Ивановна стала одной из героинь сюжета про традиционные головные уборы для программы «Доброе утро», которая выходит на Первом канале. И неудивительно. Мало кто расскажет обо всём этом лучше верной хранительницы афанасьевских традиций.
Анна Черкашина