«Я, конечно, вернусь…» Что напоминает белгородцам о творчестве Владимира Высоцкого
25 июля – день памяти великого советского поэта, музыканта, актёра театра и кино.
-
Статья
-
Статья
«Белгородская правда» рассказывает, каким его помнят поклонники
Высоцкого с Белгородской областью почти ничего не связывает. Разве что два концерта, которые прошли в апреле 1978 года в «Энергомаше» и ДК железнодорожников. Старожилы ещё помнят, какой аншлаг ждал артиста. Впрочем, к славе ему было не привыкать – она сопровождала поэта даже тогда, когда его творчество официально считалось под запретом.
Кто‑то переписывал затёртые от стократного прослушивания кассеты, кто‑то перепечатывал самиздатовские сборники его стихов, но есть и такие, кто через 43 года после его трагического ухода хранит всё, что связывает их с эпохой выдающегося барда.
Календари и кассеты
Есть у великих поэтов такая черта – они умеют чувствовать и передавать свои мысли так, что каждому человеку кажется, будто это он так сказал, словно его чувства кто‑то облёк в нужные отточенные фразы. Таким поэтом, безусловно, можно назвать Владимира Высоцкого.
«Он был настолько достоверным в стихах и песнях и своих героев выписывал до таких мелочей, что ему сразу начинали верить, – рассказывает главный художник Белгородского академического театра Марина Шепорнёва. – Люди служивые считали его своим, подводники – своим, лётчики думали, что он точно из их числа, а альпинисты безоговорочно записали его в свои ряды».
Марина Евгеньевна знала творчество Высоцкого ещё с детства: у родителей были кассеты, бобинный магнитофон, откуда звучал необычный голос. И развитое воображение рисовало то образ военного, то лётчика, то подводника – юной художнице он представлялся многогранным человеком.
Когда Высоцкого не стало, Марине было 16 лет. Она до сих пор помнит, как на вокзалах продавались самодельные календари с его изображением и магнитофонные кассеты. Покупала их и слушала в общежитии вместе с сокурсниками из художественного училища. И ещё Шепорнёва очень любила рисовать под его песни. Эти работы получались смелыми и энергичными.
Любовь к Владимиру Семёновичу прошла через всю жизнь художницы и даже осталась в виде небольшой коллекции: сборник стихотворений, несколько пластинок и журнал «Советский экран», который вышел к 50-летию со дня рождения артиста. Он стал настоящим потрясением – столько фотографий и статей о Высоцком ещё никогда ни в одном издании не выходило. Поэтому журнал пережил все переезды и трепетно хранится до сих пор.
Рукописи живут долго
Советской молодёжи нравились не только песни, но и поэзия Высоцкого. В те времена с книгами было туго, зато некоторые умельцы занимались производством самодельных книг. Использовался в таких целях ротапринт – небольшая печатная машина, которая делала примерно 4 тыс. экземпляров, отпечатанных с одной стороны.
Один из таких образцов оказался в книжном хранилище белгородского Союза театральных деятелей. Нашли его, когда библиотека переезжала из театра в новое помещение. Тогда‑то в руки и попал увесистый фолиант с красной обложкой, состоящий из стихотворений и песен Высоцкого.
«Очень часто нам дарят книги, мы с благодарностью их берём, ставим на учёт, и любой посетитель библиотеки, будь то артисты театра или просто зрители, может их взять и почитать, – говорит руководитель литературно-драматургической части Белгородского академического театра Наталья Почернина. – Этот сборник принесла в театр наша читательница, переехавшая в Белгород из Сибири. Он принадлежал её маме, которая вечерами занималась в театральном кружке. Мы решили, что такой раритет – свидетельство невероятной популярности творчества Владимира Высоцкого – нужно оставить у себя как память».
Кроме рукотворного сборника, в библиотеке Союза есть сборник стихов «Нерв», книга Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт», а также книга Аллы Демидовой «Владимир Высоцкий – каким помню и люблю». Небольшую коллекцию дополняют два набора открыток: один выпустило Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства в 1987 году и второй в 1989-м издал республиканский комбинат рекламы и проката кинофильмов «Укррекламфильм».
Редкая киноплёнка
В 2018 году в Пушкинской библиотеке-музее появился раритетный бюст Владимира Высоцкого. Его на 80-летие со дня рождения поэта преподнёс режиссёр-документалист, видеооператор, коллекционер, изучающий жизнь и творчество поэта, Владимир Зайцев из Москвы. Так началась дружба, которая длится уже пять лет. Он выступает на всех библиотечных вечерах, связанных с именем Высоцкого.
Как появилось это увлечение? Многих подростков в 70–80-е годы творчество барда заставило взять в руки гитары. Популярность инструмента росла вместе с популярностью самого артиста. Высоцкий находился под негласным запретом. Его песни расходились в самописных сборниках, передавались от костра к костру под гитарный бой и звучали с первых пластинок – миньонов. Одну из таких услышал ещё десятилетним мальчиком Володя Зайцев.
«Однажды в руки мне попалась маленькая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль», – вспоминает он. – Я поставил её и обомлел: удивительная манера исполнения, хриплый голос, экспрессия, необычный ритм и рифмы. Так не пел никто! Столь понятно и доходчиво о нашей жизни».
Потом пришло юношество и с ним – гитара, которая позволила уже самому исполнять полюбившиеся песни. Их и учить‑то особо не нужно было – сами собой ложились и на лады, и на душу. Примерно в ту же пору Зайцев стал собирать всё, что можно было тогда добыть о Высоцком.
Сегодня его коллекция считается одной из самых больших не только в России, но и во всём мире. Она насчитывает 700 часов аудиозаписей, собранных на разных носителях. Это различные выступления Высоцкого с 1961 по 1980 год, в том числе фонограммы спектаклей, где играл Владимир Семёнович. В коллекции около 5 тысяч фотографий актёра, начиная с тех, где ему полгода, и заканчивая фотографиями с похорон актёра. Дополняют её около 70 книг самого Высоцкого и воспоминаний его друзей.
В начале 2020 года в руки коллекционера попала киноплёнка с вырезанным фрагментом из фильма «Опасные гастроли». Сама лента, которую сняли на знаменитой Одесской киностудии, вышла в прокат в 1969 году и сразу стала популярной. Главную роль там играл Высоцкий, который к тому же специально для этого фильма написал песни и исполнил их.
«Мне и моим друзьям-единомышленникам захотелось узнать, как эта запись была сделана, найти какие‑то подробности о съёмках самого фильма и о жизни Одессы конца 60-х годов, – признаётся Владимир Леонидович. – Тогда же пришла идея снять об этом документальный фильм. Нам удалось записать большое интервью с оператором Геннадием Карюком, который именно в эти годы работал на киностудии».
К сожалению, работу над фильмом Зайцеву пришлось отложить. Но режиссёр продолжает пополнять коллекцию, связанную с творчеством артиста.
Фотография размером с дверь
Ещё один поклонник Высоцкого – художник Григорий Новиков – живёт и трудится в Белгороде. Его знакомство с творчеством артиста случилось в 16 лет. Друг отца Виктор Арбузов посоветовал подарить сыну пластинку Высоцкого с оркестровкой Георгия Гараняна, которую только выпустила фирма «Мелодия». Специально для прослушивания диска родители купили проигрыватель «Аккорд». И весь первый курс Железногорского художественного училища Григорий слушал только эту пластинку – завораживали ритм и энергия.
«Когда у меня самого появился магнитофон «Комета», я уже целенаправленно искал у друзей хорошие записи и те самые аранжировки, что были записаны во Франции и в Америке, – делится Григорий. – И эти качественные вещи переписывал на свой магнитофон. Но я никогда не воспринимал Высоцкого как популярного певца или барда, для меня он был нечто большее – учитель жизни, можно сказать».
В 1990-е годы у художника появилась коллекция дисков. Ещё он собрал множество фотографий Владимира Семёновича. Самая большая, размером с дверь, висит в его мастерской. Каждое утро он приходит туда, смотрит на портрет Высоцкого как на икону, и это, по словам Новикова, позволяет ему не размениваться на мелочи и вдохновляет на написание картин.
Арина Беседина