Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 апреля 2023,  16:46
 3049

«Рассказать о себе». В Белгороде прошёл спектакль-концерт «Дорогами Высоцкого»

Литературно-музыкальный проект представил в филармонии один из его соавторов – сын поэта, автора-исполнителя и актёра Никита Высоцкий

«Рассказать о себе». В Белгороде прошёл спектакль-концерт «Дорогами Высоцкого»Фото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

«Так случилось, что я должен сам себя представить вам и по возможности даже сам рассказать вам о себе», – в темноте большого зала филармонии звучит знаменитый, уникальный голос Владимира Высоцкого. Так начинается спектакль-концерт «Дорогами Высоцкого» – нетривиальный, авторский взгляд на наследие великого артиста. И творческая коллаборация московских и белгородских артистов.

Высоцкий рядом 

В 2023 году Владимиру Высоцкому исполнилось бы 85 лет. Юбилей человека-легенды отмечают в России концертами. К примеру, 22 апреля масштабный музыкальный спектакль «Дороги Высоцкого» прошёл в Кремлёвском дворце в Москве, творческими проектами. Один из таких и представили в Белгороде вчера, 29 апреля. 

Строго говоря, спектакль-концерт «Дорогами Высоцкого» существует пять лет – с 2018 года. Впервые его показали на Международном открытом фестивале искусств «Дню Победы посвящается…» в Москве. В соавторстве над программой работали лауреат Премии Москвы, органистка Евгения Кривицкая, актёр и режиссёр Никита Высоцкий и известный российский дирижёр, ректор Академии хорового искусства им. В. С. Попова Александр Соловьёв

«Лет восемь назад ко мне поступило предложение в рамках совершенно другого проекта сделать такую парадоксальную программу: песни Владимира Высоцкого под орган. Она была совсем камерной: Никита Высоцкий, я и ещё один солист-баритон, – рассказала Евгения Кривицкая. – Контент был немножко другим. Мы поняли, что программа получилась, и получилась интересной. Потом я предложила Александру Соловьёву сделать уже более масштабную композицию с участием хора, с видеорядом. Мы начинаем её со слов самого Владимира Высоцкого, что мне кажется важным: осталось много документальных кадров с ним, и так он оказывается с нами – живой, разговаривающий». 

 

 

Важным Кривицкая считает и участие в спектакле сына барда – Никиты.

«Когда ты слышишь стихи и закрываешь глаза, кажется, что живой Владимир Высоцкий, его отец, на сцене. Мне кажется, что сегодня все почувствовали энергетику этой семьи и смыслы текстов, написанных много лет назад, но про нас, про сейчас. Всегда в жизни есть такие ситуации, и стихи Высоцкого потрясающе уловили главное, что существует в человеке, что существует вокруг человека, и зафиксировали. И сейчас мы это считываем», – отметила она. 

В одном из интервью об отце Никита Высоцкий сказал так:

«Его интонация лёгкая, ясная, и кажется, как будто с тобой разговаривает кто‑то очень близкий. Не помню, кто сказал, возможно Тарковский, что есть поэты и музыканты, которых он любит, и они лучше, чем Высоцкий. Но Высоцкий – гений, а гений – это тот, кто смог выразить время, прочувствовать. По‑моему, такие у него слова. Он это сделал, и сделал хорошо, и думаю, что дело не в популярности. Он был востребован и будет востребован, пока существует русская культура, русский язык. Он останется навсегда и в этом смысле, у меня нет никаких сомнений. Он был необыкновенно одарённым человеком, чувствовал своё время и людей в этом времени и вообще свой народ, историю своего народа».

Бард и орган

В концерте-спектакле участвуют уже известные белгородской публике актёр-чтец, лауреат Премии Москвы и Российской национальной музыкальной премии «Овация» Пётр Татарицкий, Евгения Кривицкая (орган). Центральное место в нём отвели академическому хору филармонии (главный дирижёр – Елена Алексеева), управлял которым Александр Соловьёв.

К нему присоединились лауреат международных конкурсов Тарас Ясенков (баритон), солистки филармонии Наталья Ткаченко (народный вокал), Ирина Хубаева (лирико-колоратурное сопрано), Анна Олейник (сопрано), заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова (фортепиано). 

Выходит на сцену и Никита Высоцкий.

«Очень важна такая получившаяся коллаборация артистов из Москвы и белгородской команды. На мой взгляд, это обогатит репертуар академического хора, и я уверена, что эти пески в их исполнении будут звучать и дальше», – прокомментировала органистка. 

«Полчаса до атаки», «Только он не вернулся из боя», «Солдаты группы «Центр», «На братских могилах»… – из многообразия тем и образов лирики Высоцкого авторы спектакля выбрали одну, магистральную.

«Высоцкий и война» – так обозначила её Евгения Кривицкая. 

Программа интересна и необычна и новым подходом к интерпретации творчества Высоцкого: ряд композиций звучит в сопровождении органа. В «Балладу о борьбе», «Балладу о времени» включили фрагменты из органных произведений Баха. 

 

Концерт-погружение

Дирижёр Александр Соловьёв отметил: академический хор и солисты белгородской филармонии справились со сложной задачей. 

«Мы с коллегами предложили не самую такую простую с точки зрения музыкального материала программу, и белгородские музыканты подошли к ней непросто с ответственностью, а с профессиональным качеством, – рассказал он. – Я это называю, скажем так, кроссоверным жанром, когда академические музыканты практически академическим звуком вторгаются на территорию смежной отрасли и когда сюда ещё вплетено звучание органной краски очень деликатно, когда есть звучание сопровождающего фортепиано. Мы сегодня целый ряд партитур расцветили звучанием разных солистов, и каждый солист добавлял свою тембральную краску и своё личностное отношение: когда целый ряд мессажей идёт от первого лица, они все приводят к единому художественному знаменателю». 

Солистка филармонии Ирина Хубаева исполнила песню «Люблю тебя сейчас» на музыку Сергея Екимова.

«Она довольно сложная: в ней очень глубокий смысл и непростая музыкальная канва. Звучит только хор а капелла, то есть ни фортепианной поддержки, ни аккомпанемента органа у меня нет. Непростое произведение, но, я думаю, слушателям оно пришлось по вкусу, потому что оно очень красивое и глубокомысленное, – рассказала Ирина. – Как для молодой солистки – я работаю в филармонии только с этого сезона – это, без сомнения, новый опыт». 

 

По словам Соловьёва, крайне значимо, что поэзия и музыка Высоцкого находит отклик и у современных композиторов.

«Сегодня прозвучал «Вокальный триптих» на стихи Высоцкого, который именно к этой программе написал мой большой друг – композитор Сергей Екимов. И вот этот цикл как нельзя лучше демонстрирует этот взгляд современного человека на поэзию Высоцкого, как можно её услышать сейчас, в XXI веке. Не просто услышать, а найти какие‑то такие резонансные точки, которые будут обязательно вызывать какую‑то такую не просто творческую, а человеческую вибрацию у публики, которая приходит на концерты. Мне кажется, сегодня было такое погружение: я чувствовал отклик публики».

…На бис Никита Высоцкий вновь появился на сцене, чтобы исполнить отцовское «Здесь лапы у елей дрожат на ветру». Программа, где каждый из слушателей нашёл что‑то своё и близкое, стихи и музыка, знакомые многим и не оставившие никого равнодушными, удивление от того, что Высоцкий звучит в академическом концертном пространстве – это всё «Дорогами Высоцкого». 

 

 

По словам Кривицкой, авторы спектакля планируют расширить его новыми композициями. В ближайшее время «Дорогами Высоцкого» увидят в Челябинске. 

Спектакль-концерт «Дорогами Высоцкого» состоялся при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области. 

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×