В памяти – дрожь земли. Как Никита Кобзарь стал первым волынщиком Белгорода
Парень рассказал «Белгородским известиям» о себе и своём пути к музыке
-
Статья
-
Статья
«На фестивале в Москве на Городецком гульбище я впервые увидел и услышал волынку. Эта музыка меня поразила невероятно. До сих пор в памяти остались дрожь земли, бас и сверху мелодия – кремовый, бархатистый, насыщенный и глубокий звук. Пронизывающий всё естество. Я понял, что хочу так же: не просто слушать, а играть, извлекать эту музыку из инструмента», – именно так вспоминает свою первую встречу с волынкой Никита.Тогда, в 14-летнем возрасте, его поразили звуки инструмента, и теперь уже почти полтора десятка лет он играет на волынке.
Поразила в самое сердце
Родился Никита в 1995 году в селе Красный Октябрь. Учился в лицее № 32 Белгорода, а потом в Дубовской школе. В 9-м классе начал заниматься исторической реконструкцией.
«Мой сосед обзавёлся новым кругом знакомств и предложил мне научиться фехтованию, делать кольчуги и доспехи. Я заинтересовался: рыцари, викинги, витязи славянские – всё это безумно привлекало. Начали шить этнические средневековые костюмы. Ездили и в Москву, и в Липецкую область на самые крупные фестивали по Средневековью. В 14 лет сам сделал минимальный комплект изо льна и шерсти, обувь из кожи, обработал швы воском, ремешок вырезал – опоясался», – рассказывает Кобзарь.
На фестивале в Москве на Городецком гульбище он увидел волынщика. Звук инструмента поразил его, и Никита захотел научиться играть.
В интернете нашёл мастера из Санкт-Петербурга, заказал волынку за 14 тысяч рублей. Для подростка деньги большие, но помогли родители.
«До этого я недолго занимался барабанами, и понимание, что такое музыка, из чего она состоит, осталось. Когда пришёл мой первый инструмент, я даже растерялся – мешок и трубы. Пара дней ушла на то, чтобы разобраться: надуваю и начинаю играть – не получается. А волынщиков в городе и области нет. Я первый, кто решил у нас освоить этот инструмент. Но не сдался, продолжал учиться, начало получаться», – говорит Кобзарь.
Начинающего музыканта позвали в одну группу, игравшую фолк-метал – тяжёлую музыку с этническими мотивами, позже – во вторую.
Никиту пригласили выступить на презентации мультфильма «Храброе сердце». В этническом костюме с необычным инструментом в руках он поразил публику и заработал тогда свои первые деньги.
«После показа ко мне подошёл руководитель клуба исторической реконструкции «Дружина» Роман Белоусов и предложил выступить на фестивале «Белый город». Я согласился и захотел собрать коллектив. Решил взять барабанщика, нашёл гитаристку, подобрал программу – средневековые произведения XIV–XV веков, например бретонского композитора Уильяма де Маше. Всё искал в Интернете. Сделали аранжировки, отрепетировали и поехали на фестиваль. Всем очень понравилось, и меня стали приглашать на другие мероприятия», – говорит Никита.
Гильдия менестрелей
Он участвовал и в других составах, придумывал аранжировки на известные этнические композиции. Какое‑то время волынщик играл в группе Finium. Затем собрал коллектив-ансамбль «Гильдия менестрелей», в котором участвовали другие музыканты, артисты филармонии, танцоры.
«Классического музыкального образования у меня нет, – признаётся Кобзарь. – Поэтому осваивать и теорию, и практику приходилось самому. Ведь общаться с коллегами, не будучи музыкально грамотным, достаточно сложно. Впоследствии, работая с разными коллективами, нашими и зарубежными, я постепенно нарабатывал навыки. Как‑то незаметно стал понимать нотную грамоту, исполнять с листа».
Сейчас в репертуаре музыканта – более сотни современных и средневековых, авторских и народных произведений. Он играет композиции из кинофильмов, известные песни «Катюша», «Калинка-малинка», «Ойся, ты ойся» и другие.
«В общем, играю все композиции, которые можно переложить на волынку, потому как звучание у неё шикарное, но диапазон, увы, очень узок», – поясняет Кобзарь.
Он много гастролировал по средневековым фестивалям в Европе и России, три года работал с группой «Сколот». До этого в Германии играл с группой Cultus Ferox – именно по их репертуару учился играть на волынке, а лично познакомился в Берлине. Путешествовал благодаря тому, что учился в белгородском университете по специальности «туризм» во время учёбы и повышения квалификации.
«Однажды иду по берлинской площади Александерплац, вижу музыкантов и понимаю, что знаю их. Подошёл к ним, разговорились. И так три года с ними общался. В 2019 году они пригласили меня на фестиваль, который состоялся 24 июля в Германии и собрал многотысячную публику», – вспоминает белгородец.
Не совсем шотландская
Особенность волынки в том, что нужно совместить сразу два звука, которые не должны прерываться.
«Когда играешь на дудке, флейте и других духовых инструментах, то пауза неминуема, так как набираешь воздух и мелодия прекращается. А в волынке надуваешь воздух в мешок, и он там остаётся. Звук идёт ровно, без пауз», – делится музыкант.
Состоит волынка из резервуара для воздуха и трубок. Одна для надувания воздуха, другая – трубка Бурдона – даёт одну ноту – басовую, сопрано либо теноровые. Чантер, или рауш, – трубка, на которой играют мелодии.
Волынка – инструмент народный и создан для простой музыки. Когда её изобрели – в XIII–XV веках – нотной грамоты полутонов и клапанной системы ещё не было.
«И хотя звучание инструмента шикарное, сложные академические вещи на волынке не сыграть. Это инструмент одной октавы», – констатирует Кобзарь.
Бытует мнение, что волынка – чисто шотландский инструмент. На самом деле это не так. Там волынку популяризировали, сделали национальным инструментом, на котором исполняют гимн страны.
Изначально в Индии придумали мешок для непрерывной подачи воздуха, потом инструмент стал перемещаться на Запад.
«Волынка осталась практически в каждой стране со своими особенностями. Есть кавказская, где мешок весь в меху, белорусская дуда – у неё бурдон не вверх смотрит, а сзади мешка падает вниз. Есть русская волынка с рожками, как жалейка», – отмечает Никита.
Кроме волынки он играет на сопилке, жалейке, блок-флейте, калюке, свирели, латиноамериканской флейте кене, рауше и других инструментах. Освоил давул – грузинский барабан – и гортанное тувинское пение. Умеет играть даже на окарине – необычном глиняном инструменте, похожем на пирожок.
Ажиотаж
В Белгороде волынка пользуется популярностью. Появляются новые исполнители.
«Мы вышли как‑то много лет назад с барабанщиком поиграть и тут же собрали вокруг себя зрителей – люди стали фотографироваться, задавали вопросы. Нас приглашали на тематические свадьбы, концерты, фестивали», – признаётся музыкант.
Работает Кобзарь в администрации Никольского поселения и продолжает заниматься музыкой – проводит мастер-классы по игре на редких этнических духовых инструментах, популяризирует это направление в Белгороде и Белгородском районе.
В планах у него – создать ряд авторских произведений и записать несколько альбомов, соединив электронную, клубную музыку с народными и этническими мотивами.
Алексей Стопичев