Денисовы рассказы. О чём говорил с читателями в Белгороде писатель Денис Драгунский
Политолог, журналист, писатель и прототип главного героя известных «Денискиных рассказов» стал гостем V регионального книжного фестиваля «Белогорье»
-
Статья
-
Статья
На «Денискиных рассказах» Виктора Драгунского выросло не одно поколение детей СССР, а потом и России. Денис Драгунский – сын писателя. На двух встречах с читателями в белгородской научной библиотеке он рассказал, похож ли на книжного Дениску и как стал писателем сам. А ещё прочёл собственные новеллы.
«БелПресса» записала самое интересное.
О себе и как пришёл в литературу
«У меня было много разных профессий в моей жизни. Я был юным художником до университета, потом – филологом, преподавателем, занимался драматургией, писал инсценировки для театра и телевидения, пьесы и сценарии, но немного и не очень удачно, честно говоря. А потом я был журналистом, политическим журналистом, политическим аналитиком, кандидатом философских наук, главным редактором научного журнала, главным редактором партийной газеты.
Так это продолжалось до декабря 2007 года. Примерно за неделю до того, как мне исполнилось 57 лет, та политическая организация, на которую я работал, прекратила своё существование. И у меня возник вопрос: что мне дальше делать? Я вёл блог этой политической организации, там было какое‑то количество подписчиков, и я решил, что не пропадать же этому блогу. Я стал там печатать рассказики маленькие, и, как ни странно, это получило популярность среди читателей. У меня стало расти количество подписчиков, а потом буквально через полгода я получил предложение от одного хорошего московского издательства собрать эти рассказы в один файл и показать дирекции.
Я так и сделал, и у меня вышла первая книжка – «Нет такого слова». Её очень хорошо встретили, четыре раза допечатывали. Потом были книжки «Плохой мальчик», «Господин с кошкой»… И вот уже сейчас вышла моя 23-я книга».
О Дениске и «Денискиных рассказах»
«Насколько я Дениска? Ни насколько на самом деле. Просто мне посчастливилось, что мой папа назвал моим именем героя своих рассказов.
Ехал однажды в «Сапсане», свидетели этому мои друзья, и там сидела мама с детьми и читала «Денискины рассказы». Они ей сказали: «Познакомиться бы с этим парнем!» Мама ответила: «Ну что вы, дети, это вымышленный персонаж, Дениски на самом деле не было». Целый час она им объясняла, что я вымышленный персонаж, я это слушал-слушал и сказал: «Я не вымышленный! Вот я перед вами. Было ужасно смешно».
О собственных рассказах
«Я пишу короткие рассказы. Начинал с того, что писал рассказы, чтобы они целиком поместились на экран компьютера: читателю не нужно было это скролить. Но это довольно трудно – написать рассказ на 2 500 знаков, поэтому для меня это был особый, что называется, вызов. Я с ним справлялся, и у меня в первой книжке 200 рассказов. А потом я уже немножко дал себе возможность дышать, писать чуть-чуть длиннее, и поэтому в моих последних книжках рассказов по 100 примерно.
Я пишу в основном не просто рассказы – я пишу новеллы. Новелла – не только красивое название для рассказа, как бы по‑заграничному: у неё есть своя специфика. Рассказ может быть про что угодно, а новелла немножко по‑другому складывается. В ней должно что‑то произойти интересное и должна быть совершенно неожиданная развязка. И вот такими рассказами, которые, скорее всего, наследуют традиции очень старой новеллистики итальянцев, скажем, XV века или таких писателей, как О. Генри, я занимаюсь примерно».
О музе и писательском режиме дня
«Я со своей музой обращаюсь, как гидростроитель Бочкин с Ангарой, потому что, с одной стороны, моя муза стихийна, а с другой – я работаю каждый день. Утром просыпаюсь и сажусь за компьютер. И так уже 11 лет. У меня много есть недописанных, переписанных или, как говорится, недонаписанных рассказов. Мне всегда есть чем заняться. Если не сочиняется что‑нибудь новое, то я занимаюсь работой со старым, и это тоже идёт в дело.
Я сажусь за компьютер в 12 часов дня и работаю часов до 5–6 вечера, когда жена приходит с работы. А потом мы ужинаем, и я сажусь дальше за компьютер и – где‑то часов до 10 вечера. То есть, получается, в целом восемь часов в день я работаю».
О первом рецензенте и соцсетях
«Мой первый рецензент – тот, кто первым прочитает меня в «Фейсбуке». Я, когда напишу рассказ, через 5–7 минут его вывешиваю в «Фейсбук» и жду комментариев. Дочь меня читает в «Фейбсуке», а жена читает, только когда книга выйдет. Она у меня учёный, человек очень занятой, занимает административный пост и всё время торчать в сетях просто себе не может позволить. Социальные сети для меня – главная площадка обкатки».
О литературе как профессии
«Если сделать писательство своей основной работой, то богато жить в России вряд ли получится, если ты не относишься к числу 10 или 15 авторов очень хорошо продающихся книг. А вообще, нормально жить, конечно, можно. Но, не сделав писательство своей основной работой, ты не сделаешься писателем».
О вдохновении
«Вдохновение черпаю из жизни. Вот вы сидите сейчас и совершенно не подозреваете, что я из вас черпаю вдохновение. А вдохновение – это такая штука, как грибы в лесу: чем больше срезаешь, тем они больше растут».
О выгорании и жизненном проекте
«У меня не было такого, чтобы я просто выгорел и впал в апатию. Но вообще я всегда менял жизненный проект. Я был художником, потом я стал филологом. Когда у меня накрылся филологический проект, я стал преподавать в Дипломатической академии, а потом, когда там всё закончилось, перестало мне быть интересным, я стал писать инсценировки.
А когда у меня ничего не получилось с инсценировками, я 20 пьес и сценариев снёс на помойку. Физически снёс на помойку: это было в эпоху пишущих машинок, и поэтому там каждый был в пяти экземплярах. И мы с моей дочерью целый день таскали весь этот мой архив туда. Разумеется, всё получилось как в плохой новелле: через две недели мне позвонил режиссёр, сказал, что слышал о моей пьесе и что он хочет её поставить, а для этого хотя бы почитать… А потом я стал заниматься другим делом.
Поэтому, если вдруг со мной такое случится, то я, наверное, займусь чем‑нибудь ещё. Правда, пока не знаю чем».
Записала Оксана Придворева