Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 ноября 2020,  14:29

Ну ты кадр! Зачем в XXI веке снимать на плёнку

В плёночной фотографии есть своя изюминка – о ней и рассказывает журнал «ОнОнас»

Ну ты кадр! Зачем в XXI веке снимать на плёнкуНемецкая Praktica, которой около 50 летФото: Валерия Зайцева
  • Статья
  • Статья

Первый плёночный фотоаппарат Kodak появился в 1888 году, а первый цифровой – 100 лет спустя. Разбираемся, почему некоторые возвращаются к истокам и какие есть нюансы у плёночной фотографии. В этом нам помогали фотографы Данил Шаповалов и Валерия Зайцева.

Все за и против

Лера Зайцева:

«Однажды я познакомилась с человеком, который фотографирует на плёнку. Под моей фотографией стоял хештег «35 мм». Человек (оказалось, что его зовут Андрей) спросил, на какую плёнку снято. Но это было снято на телефон с наложенными фильтрами. Мы познакомились. Оказалось, что у Андрея много хороших фотоаппаратов, даже Leica есть. После встречи с ним я купила плёночный фотоаппарат.

Валерия Зайцева Валерия Зайцева / Фото: из личного архива

 

Меня вообще интересует фотография, поэтому и плёнку решила попробовать. Я бы попробовала и на консервную банку поснимать, знаю, что это возможно. Главное – знать, как всё правильно настроить.

Признаюсь, если бы мне сказали выбирать между цифрой и плёнкой, я бы выбрала цифру. Мне нравится сам эффект плёнки, особая передача света, но на неё я потрачу все деньги и ещё буду должна. Поэтому в основном снимаю на цифровую камеру.

Плёнка для меня не что‑то серьёзное, это для души. Я нечасто снимаю на неё. Те, кто выбирает только плёнку, возможно, немного старомодные».

Данил Шаповалов:

«Мне нравится всё старое. До плёнки я не фотографировал. Потом купил цифровой фотоаппарат, сделал немного кадров и продал его. Неинтересно: отфоткал и сразу посмотрел. А с плёночным – отфоткал, отдал плёнку на проявку, на следующий день забрал. Сам процесс гораздо душевнее. Обычный человек вряд ли будет фоткать на плёнку. Моя мама принимает моё увлечение, но не понимает, зачем мне плёнка, когда есть цифра.

Данил Шаповалов Данил Шаповалов / Фото: Наталья Малыхина

 

Для меня очень важно, как выглядит фотоаппарат, и внешне больше нравятся плёночные. Когда получаю новый, первое время он лежит под рукой. Потом ставлю его на полку. Пока в моей коллекции 15 аппаратов, но останавливаться я не собираюсь.

Сейчас модно обрабатывать под плёнку. Я спокойно к этому отношусь. Но смогу отличить плёнку от фильтра, наложенного на цифровую фотографию. Обычно накладывают эффект старой плёнки, которая будто бы лежала много лет в непонятных условиях: на фото появляется сильная зернистость и заломы. На деле фотографы снимают на хорошую плёнку, где этого всего нет.

Тем, кто захочет попробовать, я бы советовал не бояться. Сначала я смотрел обучающие видео и обзоры фотоаппаратов, это помогает. А так, всё приходит с опытом».

Заряжаешь и взводишь

В плёночных фотоаппаратах не всё так просто, как в смартфонах. Современные камеры всё делают сами, нынешние фотографы даже не задумываются, какая математика стоит за каждым кадром. Чем старше плёночный фотоаппарат, тем он сложнее. Тем, кто хочет лучше понимать фотографию, возможно, стоит начать с плёнки.

Плёночные фотоаппараты можно разделить на зеркальные, дальномерные и шкальные. Они различаются по конструкции, особенностям фокусировки и другим параметрам. Ещё фотоаппараты различаются по кадру: бывают среднеформатные, полуформатные и малоформатные. Последние получили самое большое распространение: их плёночное окошко размером 24 на 36 мм. Полуформатные делают половину от стандартного, поэтому плёнка увеличивается до 72 кадров. А окошко среднеформатных больше размером – 60 на 60 мм. У них всего 12 кадров, но зато хорошая детализация.

Сам процесс создания снимка везде похож: нужно протянуть плёнку до следующего чистого кадра, взвести затвор, настроить диафрагму и выдержку и сфокусироваться. Протягивать нужно аккуратно, иначе некоторые фотоаппараты могут порвать плёнку. А если не протянуть, то фотографии будут накладываться друг на друга.

 

Ну ты кадр! Зачем в XXI веке снимать на плёнку - Изображение Фото: Валерия Зайцева

«Это называется двойная экспозиция. Может получиться как очень хорошо, так и очень плохо. Я пока так не пробовал, но хочу. У меня автоматическая протяжка на Nikon, поэтому нужно отфоткать всю плёнку, вытащить и снова отфоткать. То есть нужно помнить последовательность, чтобы не было случайного наложения», – рассказывает Данил.

Как выбрать фотоаппарат, универсального совета нет – дело вкуса. Данил советует попробовать начать с «Зенита-122»:

«Его я покупал на «Авито». Смотрел видео о фотоаппаратах, чтобы решить, какой взять. «Зенит» понравился мне по фокусировке и по экспонометру (прибор, который помогает выставить значения выдержки и диафрагмы – прим. авт.). Сейчас я не фоткаю на него. Мне не хватало выдержек и автофокуса. Всё это есть на Nikon F-501, который я купил более осознанно».

Все фотоаппараты в коллекции Данила куплены с рук, но при желании можно взять и новый. Да, их до сих пор производят.

 

Ну ты кадр! Зачем в XXI веке снимать на плёнку - Изображение Фото: Валерия Зайцева

Цена и ценность

Главное, чему учит плёнка, – ценности каждого кадра. Здесь нельзя, как на цифровом, сделать миллион фото и выбрать лучшие. У тебя только 36 попыток. Кроме того, на плёночном узнать, что получилось, можно, только когда плёнку проявят. 

«Могу в одно место приходить несколько раз, чтобы сделать кадр, который мне понравится», – признаётся Данил.

Да и нынешняя цена плёнки шепчет: не фотографируй, подумай. Бэушный плёночный фотоаппарат дешевле цифрового: с рук его можно купить за 5 тыс. рублей, а можно и вовсе достать бесплатно. А вот сэкономить на плёнке не получится, ведь вскоре она понадобится снова.

 

Ну ты кадр! Зачем в XXI веке снимать на плёнку - Изображение Фото: Данил Шаповалов

«Цветная плёнка стоит от 500 рублей. Чёрно-белая немного дешевле: украинскую «Тасму» можно найти за 300 рублей за 40 кадров. Их больше, потому что катушка смотана вручную», – рассказывает Данил.

Хороший вариант сэкономить деньги, но не время – просроченная плёнка. Дело в том, что она может быть нормальной, с интересным цветовым эффектом или полностью испорченной. Пока не снимешь и не проявишь – не узнаешь.

«Всё зависит от того, в каких условиях хранили плёнку. Её берут из‑за того, что она дешевле. Один раз я купил по 50 рублей четыре штуки. Я фотографирую на просрочку, когда проверяю фотоаппарат», – делится Данил.

«За пять катушек просрочки Fuji я отдала 1 тыс.рублей. Где‑то она зеленила, где‑то отдавала фиолетовым. Это создаёт атмосферу. Но это рулетка: может ничего не проявиться. Пока мне везёт», – добавляет Лера.

 

Ну ты кадр! Зачем в XXI веке снимать на плёнку - Изображение Фото: Данил Шаповалов

Магия цвета

Плёнки отличаются друг от друга светочувствительностью, тонами, цветопередачей, зернистостью.

«Моя первая плёнка была KodakColor +. Тогда я только купил фотоаппарат и знал только в теории, как фотографировать. У плёнки было ISO 200 (светочувствительность, 200 – это для ясного дня: чем больше число, тем лучше подходит для помещения или вечера – прим.авт.). И я пошёл фотографировать ночью. Кадры были чёрными с пятнами от света фонарей. Всего пара были хорошими», – рассказывает Данил.

Оба фотографа советуют пробовать разные плёнки: так никогда не надоест снимать.

«Каждая компания отличается друг от друга. У Kodak плёнки яркие и насыщенные, кадры получаются летними и тёплыми. У Fuji более спокойные и натуральные цвета. Мне больше всего нравится, как получается на Polaroid. Даже если выглядишь не очень, Polaroid делает тебя красивым. Его кадры получаются розово-фиолетовыми», – описывает Лера.

 

Ну ты кадр! Зачем в XXI веке снимать на плёнку - Изображение Фото: Данил Шаповалов

Данил и Лера покупают плёнки там же, где проявляют. Данил ездит в салон в Дубовое Белгородского района: там подскажут, как выбрать плёнку, и помогут, если что‑то пойдёт не так.

«Недавно я зарядил «Тасму» в свой Nikon с автоматической смоткой. После 36-го кадра она остановилась. Когда я попытался сфотографировать ещё, услышал хруст. Она порвалась, и я не смог её смотать. Но в салоне с этим справились: просто достали её в тёмной комнате», – вспоминает Данил.

Красные лампы и растворы

Проявить плёнку можно и дома. 

«Очень хочу попробовать проявлять сам. У меня уже есть бачок для плёнки. И технологию я знаю: в темноте нужно закрепить в бачке плёнку, потом залить туда проявитель, промыть и зафиксировать специальным раствором», – объясняет Данил.

Ну ты кадр! Зачем в XXI веке снимать на плёнку - Изображение Фото: Валерия Зайцева

Плёнку в бачок можно поместить в светонепроницаемом мешке. В студиях используют красные лампы, так как это единственный цвет, который не активизирует серебро в плёнке. Все жидкости должны быть 38 градусов, а плёнку помещают в них на определённое время. Несмотря на то что всё звучит не очень сложно, нюансов много. Надо быть готовым к тому, что первый блин будет комом. Сейчас в салонах проявленную плёнку сканируют при помощи специального оборудования и отправляют уже оцифрованные кадры на почту.

Саму плёнку можно пере- или недоэкспонировать: то есть можно сделать ярче или темнее. Для этого нужно либо раньше, либо позже вытащить из реактивов. Если на фото нужно что‑то подправить или закрасить – это можно сделать во время проявки. Так что фотошоп в плёночное время тоже был возможен, просто современным фотографам с ретушью проще.

 

Что в кадре

Хороший плёночный фотоаппарат, как и хороший цифровой, справится со всем. Поэтому нет ограничений, что можно снять на плёнку, а что нет. Хотя в темноте у цифровых фотоаппаратов есть преимущество: их светочувствительность выше.

Но и у плёнки есть преимущества: она более мягко передаёт переходы между цветами, а в тенях может быть больше деталей при хорошей проявке.

«Фотографирую всё, что вижу. В последнее время – машины. Иногда людей на улице. На первых моих плёнках были только пейзажи, поэтому я немного устал от них. Всё зависит от настроения и плёнки. А на чёрно-белую хорошо получаются портреты», – рассказывает Данил.

«Люблю брать плёночную камеру в поездки и снимать на неё что‑то тёплое и родное», – признаётся Лера.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×