В объективе – Пушкины. Белгородка собрала данные о потомках поэта, изображённых на картине
Во Всемирный день фотографии – 19 августа – «Белгородская правда» рассказывает историю полотна Владимира Переяславца, написанного по фото героев
-
Статья
-
Статья
Любая фотография – это остановленная история: памятный момент, близкий человек, уголок родного города. Но есть кадры, на которых удаётся запечатлеть связь двух, а то и трёх веков. Такую связь увековечил в своей картине «Групповой портрет потомков А. С. Пушкина – участников Великой Отечественной войны» народный художник РСФСР, член Союза художников СССР, академик Российской академии художеств Владимир Переяславец.
Друзья детства
В предвоенные годы в 1-й Пионердом Москвы – детдом, где в основном жили дети политэмигрантов, но воспитывались и сироты из столицы и других городов, – иногда по специальному разрешению попадали дети при живых родителях, потому что дома их просто нечем было кормить.
В этом детдоме воспитывался и Владимир Переяславец. Здесь он встретил друзей на всю жизнь. Самые закадычные – Олег Кологривов и Сергей Клименко – были прямыми потомками великого русского поэта Александра Пушкина. Позже компания отыщет и других наследников Александра Сергеевича. И в один прекрасный день Владимир Переяславец соберёт их всех у себя дома, чтобы сделать несколько постановочных фотографий, которые станут основой необычной картины.
Информацию об их жизни собрала научный сотрудник Пушкинской библиотеки-музея Белгорода Валентина Павлова.
«В преддверии празднования 225-летия Пушкина наша библиотека провела круглый стол «Род Пушкиных в военной истории Отечества», – рассказывает Валентина Николаевна. – Одной из тем стала работа Владимира Переяславца, запечатлевшая потомков Пушкина – участников Великой Отечественной войны. Мы начали изучать историю картины. Оказалось, что она является собственностью Студии военных художников имени Грекова, где работал и Переяславец. Мы попросили у студии разрешение сделать копию на холсте для нашей библиотеки. Помогло региональное отделение Российского военно-исторического общества – они заказали копию в натуральную величину и подарили её нам».
Валентина Павлова нашла контакты дочери художника – Марии Переяславец, которая также стала художником-живописцем, является академиком Российской академии художеств. Мария, узнав, что Пушкинской библиотеке-музею подарили репродукцию работы её отца, передала из семейного архива фотографии встреч праправнуков поэта у них дома, послужившие эскизом будущего полотна. Но до этого времени каждый изображённый на ней герой с честью и достоинством пройдёт сложными дорогами войны.
Натурные зарисовки
Когда началась Великая Отечественная война, Владимир Переяславец учился на 4-м курсе Московского художественного института. Оставив его, отправился учиться в Московский центральный аэроклуб имени Чкалова, затем перешёл для обучения в 12-ю эскадрилью ночных полётов в Самарканде, а оттуда – в Одесскую военную школу лётчиков-истребителей.
В 1944 году первоклассного лётчика направили воевать на Север. В 1946-м Владимир вернулся в институт и завершил учёбу. Но вплоть до 1956 года летал над Красной площадью на военном самолёте во время парадов. И всё‑таки не остался в небе, а вернулся к холстам, кистям и краскам.
Тогда же Переяславец решает написать групповой потрет потомков Пушкина. Но как это сделать, ведь нужно собрать сразу шестерых, да ещё просить их позировать одновременно. И тогда на помощь пришла фотография.
«Отец рассказывал, что после войны он собрал у себя шестерых друзей, поведал им о своём замысле написать такой холст – потомки Пушкина вспоминают войну, читают стихи. Все согласились, что идея хороша, а потом посидели за столом, выпили, вспомнили лихие годы, – рассказала дочь художника Мария Переяславец. – Тогда же он пригласил фотографа, а друзей попросил сесть за стол согласно своему замыслу – один в центре с книгой в руках читает стихи, остальные внимательно слушают. Фотограф сделал общий снимок, а затем каждого сфотографировал отдельно так, как просил художник – с определённого ракурса и в определённой позе. И вот эти фотографии стали, по сути, натурными зарисовками».
В 1957 году художник закончил картину. А те фотографии хранились в семье. Теперь бесценные свидетельства начального этапа работы художника Владимира Переяславца над полотном подарили Пушкинской библиотеке.
«Кологривов, на старт!»
Итак, кто же они – герои, запечатлённые на фотоснимке и на картине? Слева, с сигаретой в руках, праправнук Пушкина Олег Кологривов. Он добровольцем отправился защищать Москву в народном ополчении, участвовал в прорыве блокады Ленинграда на Синявских болотах, неоднократно был тяжело ранен, но дошёл до Берлина.
После войны работал реставратором. Когда в Москве переносили памятник Пушкину, он пошёл посмотреть на процесс. Рабочих рук в то время не хватало, и архитектор из множества людей в толпе подошёл именно к нему и попросил помочь, не зная, что перед ним потомок великого поэта. А после переноса Олег Всеволодович бережно очищал памятник своего прапрадеда от пыли, заделывал швы и трещинки.
Напротив него сидит нога на ногу его родной брат Александр Кологривов. В 1941-м он защищал Москву, держал оборону под Истрой, Волоколамском. После ранения вернулся на фронт младшим лейтенантом, командовал взводом связи стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта.
После войны работал журналистом на Всесоюзном радио и в редакции журнала «Родина». Братья всю войну шли разными путями, но в 1945-м оба оказались в поверженном Берлине. И там, на соревнованиях по плаванию, услышав команду «Кологривов, на старт!», одновременно шагнули вперёд и только тут увидели друг друга.
С поднятой рукой на картине сидит праправнук поэта Сергей Клименко. Он воевал с батареей зенитчиков, защищавших небо Москвы. Известно, что с собой Сергей Евгеньевич возил репродукцию портрета Александра Пушкина работы Томаса Райта. И где бы ни был, вешал его на гвоздик как талисман.
Однажды во время очередного налёта стены дрожали так, что портрет упал, стекло разбилось, но изображение не пострадало. После войны Сергей Евгеньевич подарил портрет Михаилу Переяславцу – сыну художника. С тех пор он хранится в семье.
Правнук солнца русской поэзии Григорий Пушкин – участник двух войн: Советско-финской и Великой Отечественной. Он хотел быть зоотехником, но в комитете комсомола спортивного парня заприметили и направили работать в МУР. Оставив за ним право отказаться, ведь там сложная работа. Но тот ответил: «Когда Пушкины от тяжёлой работы отказывались?»
Так Григорий Григорьевич оказался на Петровке, 38. В 1941-м ушёл на фронт добровольцем, освобождал Харьков, был ранен при форсировании Днепра. После войны вернулся в уголовный розыск. Кстати, сцена из культового фильма «Место встречи изменить нельзя», где в Большом театре Ручников выбивает у иностранца номерок – реальный случай, который расследовал именно Григорий Пушкин.
Стоят на картине родные братья – Сергей и Борис Пушкины. Сергей прямо из школы ушёл на фронт, получив специальность механика-моториста в Красноярском авиационно-техническом училище. Он возвращал в строй после боевых вылетов самолёты-штурмовики Ил-2 и истребители. Победу встретил в Маньчжурии. В мирное время стал главным конструктором первых в СССР атомных часов. Их так и называют: «Часы Пушкина».
Борис Пушкин был курсантом морского училища в Кронштадте. Начал службу зенитчиком на Балтийском флоте, где тральщики освобождали от мин акваторию Рижского и Финского заливов. Однажды их судно нарвалось на мину, весь экипаж погиб, а он чудом уцелел, хотя был сильно ранен и контужен. После войны работал на заводе «Наука».
Так картина, написанная по фотографии, объединила потомков Александра Пушкина, которые и в военное лихолетье, и в мирное время доказали, что достойны фамилии своего великого предка.
Арина Беседина