Пришёл, увидел, смастерил. Почему в белгородское село Купино приезжают даже из Москвы
«БелПресса» побывала в Центре традиционной культуры и ремёсел Шебекинского округа
-
Статья
-
Статья
Вначале был музей. Посвящённый народному творчеству, он открылся в 1986 году. Спустя пять лет уроженец села, педагог и краевед Николай Кузюлёв создал при музее Центр традиционной культуры и ремёсел.
Сейчас они давно стали единым целым, дополняя друг друга, совмещая визуальное представление о прошлом с возможностью по‑настоящему попробовать себя в занятиях наших предков.
История за стенами
В витринах музея уютно устроились настоящий зуб мамонта, письма и документы различных эпох. Посуда XVII столетия, выкованная умелыми оружейниками, выглядит крепче и надёжнее любой магазинной, а грозные доспехи можно примерить любому желающему.
В этнографическом зале, посвящённом русской избе, красуется вышивкой скатерть 1829 года, зал советской эпохи изображает квартиру того времени – по словам сотрудников центра, каждый находит тут что‑то своё, родное. Зал памяти рассказывает историю села во время Великой Отечественной войны. А один из центральных экспонатов музея ждёт в зале кустарных промыслов – это подлинная шерстобитная машина для выделки валенок.
«Люди, которые занимались этим ремеслом, долго не жили, – вздыхает экскурсовод Галина Новикова. – Такой промысел был очень вредным: когда вращалась эта машина, в воздухе стоял огромный столб пыли, летали частички шерсти – и люди этим дышали, у них забивались лёгкие. Но без валенок русской зимой было нельзя».
Кулинарим по‑купински
Локация «Подворье» встречает бодрыми звуками гармони и жаром от костра. Пока специалист центра Пётр Дубовик нарезает крупными кусками сало, стоящий неподалёку самовар вовсю пускает окружающим дым в глаза – неотъемлемая плата за предстоящий чай на травах. Ароматы готовящегося в котелке яства заставляют чувствовать голод даже плотно позавтракать.
«Сначала делаем зажарку из сала, лука и морковки, обильно солим. Затем убираем её в отдельную тарелочку, и она стоит в сторонке, ждёт своего часа, – делится рецептом традиционной купинской каши Пётр Юрьевич, помешивая в котелке большой деревянной ложкой. – Готовим кашу с тушёнкой, яйцом и зеленью, потом соединяем её с нашей зажаркой. Так должно получиться особенное разделение вкуса».
Недавно совместно с белгородским Центром народного творчества купинцы запустили кулинарную программу «На завалинке», где раскрывают секреты идеального вкуса той самой каши, ухи в котелке и других блюд. Впрочем, готовят здесь не только над открытым огнём – так, сотрудники центра сами нередко пекут хлеб в настоящей печке, а однажды в ней готовил пиццу итальянец, шеф-повар одного из белгородских ресторанов Джузеппе Малена.
Соткать всё
На стенах ткацкой мастерской висят красивые вышитые рушники, весь левый угол – территория внушительного ткацкого станка, чуть дальше – прялка и, неожиданно, ступа, ассоциирующаяся обычно только с чем‑то кулинарным: приправами, сахаром. Впрочем, недоумение длится недолго – ровно до того момента, как Людмила Отскочная начинает рассказывать о своём ремесле, показывая шаг за шагом, как превратить жёсткие стебли в плотную ткань.
«Когда мне было лет шесть, у моей тёти дома был станок, на котором ткали половики. Я наблюдала-наблюдала, а потом подумала: дай‑ка попробую! Так всё и началось, – вспоминает Людмила Анатольевна. – Когда открылся этот центр, где есть станки, где можно воплощать свои замыслы и передавать навыки, я, конечно же, устроилась сюда на работу».
Слушатели узнают, что основные виды ткани в Белгородской области – из льна, конопли и крапивы. А ступа нужна, чтобы мять в ней непослушные стебли до тех пор, пока они не обернутся чистым мягким волокном. Дальше наступает время прялки. Потом нитки нужно основать (закрепить) и, наконец, можно садиться за станок. Всё это, объясняет Отскочная, огромный труд, требующий немало времени и сил. Потому девушки с обширным тканым приданым особенно высоко ценились у потенциальных женихов – значит, усидчивые, трудолюбивые.
Участники мастер-класса тоже могут попробовать покорить прялку, постараться не запутаться в последовательности действия за ткацким станком. Сперва – непросто, так и тянет ускориться, монотонные действия – для терпеливых. Но стоит уловить ритм, и останавливаться уже не хочется.
Глиняные секреты
На стене у входа в следующую, гончарную мастерскую гостей встречает барельефный кувшин – символ ожидающего внутри ремесла. Посреди комнаты гордо возвышается гончарный круг. По бокам скромно примостились ещё два таких же. Центральным кругом заведует уже знакомый по кулинарному занятию Пётр Дубовик. Он наблюдает за тем, как девочка-посетительница, толкая ногой механизм, старается поднять комок красной глины, и поясняет:
«Конечно, что‑то большое за один мастер-класс не сделаешь. Времени обычно хватает на какое‑нибудь маленькое изделие, например солоночку».
Интересно, что глину для мастер-классов сотрудники центра добывают сами. Заготавливают обычно летом, сразу на весь год, потому что потом, при морозах, дождях и сырости, глина набирается воды и становится практически неподъёмной.
«Места у нас богаты глиной, особенно село Стрелица. Найти месторождения помогли старожилы, показали – мол, там есть хорошая глина печки мазать. Раньше глина в помещении широко использовалась, ей замазывали окна и стены, её специально месили с соломой», – рассказывает руководитель кружка глиняной игрушки Ольга Незговорова.
По её словам, ручная лепка пользуется не меньшей популярностью, чем гончарный круг. Мастерят кого угодно – например, последними игрушками были кот учёный и премудрая сова.
«Здесь стираются любые рамки, все: и взрослые, и дети – лепят с удовольствием, веселятся. Иногда такой хохот стоит, что из соседних мастерских заглядывают посмотреть, что у нас тут происходит», – улыбается Ольга Николаевна.
Запастись травами
Напоследок стоит вернуться на подворье, заглянуть в амбар, проведать «Травницу-здравницу». Здесь вдоль стен висят ароматные букеты, а от волшебного запаха захватывает дух. Недаром в былые времена, по рассказам сотрудницы центра, травки использовались как естественный освежитель воздуха – по углам комнаты размещали мяту, душицу и лаванду, чтобы наполнить её чудесным природным ароматом. Куда до него современным синтетическим ароматизаторам! Лаванду нередко использовали и для того, чтобы отпугивать моль и других насекомых. Но всё‑таки чаще всего собранные и высушенные травки добавляли в чай.
«Традиционный купинский чай состоит из 12 травок, – рассказывает травница Людмила Лихачёва. – Это душица, репешок обыкновенный – или, как его называют в народе, подъягодник – листья чёрной смородины, листья вишни, жасмин, липа, чабрец, мелисса, листья малины, зверобой, лепестки роз и мята. Иногда мы добавляем листья земляники».
Каждый посетитель получает небольшой холщовый мешочек с вышитыми буковками – Купино. Его можно наполнить купинским сбором, можно отобрать лишь некоторые травки, а другие проигнорировать. Всё – на вкус.
— Почему каких‑то трав так много, а других почти не осталось?
— Возьмём, например, душицу, – указывает на полупустой мешочек Людмила Николаевна. – Её сезон только недавно начался, мы её собрали, но высохнуть она пока не успела. И зверобой тоже ещё сырой – а мы же не можем положить сюда влажные травы. Поэтому используем сбор прошлого года. Когда свежие травы высохнут, заменим.
Гостям всегда рады
Напротив «Травницы-здравницы» копошатся рабочие: 20 июля на подворье, рядом с колодцем – декорацией фильма «Союз спасения», перешедшего после съёмок во владения шебекинского центра – должны появиться мельница, изба-мазанка и крупорушка.
А в начале этого года тут открылся новый зал «Деревня мастеров». Правда, радовать гостей ему довелось недолго: из‑за эпидситуации центр, как и другие культурные заведения, временно перешёл в режим онлайн. Сейчас залы и мастер-классы работают снова – разумеется, со всеми мерами предосторожности.
«Особенно много посетителей по выходным. Часто – из Старого Оскола, иногда бывают гости даже из Москвы, – рассказывает специалист центра Марина Болтенко. – Приезжают все по разным причинам: кому‑то хочется поучаствовать в мастер-классах, у других нет возможности поехать в деревню, а окунуться во что‑то родное и по‑деревенски уютное хочется. Многие, приехав однажды, возвращаются к нам снова и снова».
Купить билеты в центр можно на сайте или в любой из социальных сетей. Марина Владимировна уточняет: мастер-классы входят в комплекс экскурсии, хотя про участие в некоторых, например в приготовлении каши, нужно предупреждать заранее. Но в любом случае гостям здесь рады всегда.
Александра Токтарёва