Ничего не придумано. Почему журналистов, приезжавших в колхоз, встречали с хлебом-солью

-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
За долгую журналистскую жизнь где только не приходилось бывать, с кем только не встречаться. Много небезынтересных сюжетов прошло перед глазами, и столько любопытного довелось услышать в нашей профессиональной среде! Что‑то вызывает улыбку, а что‑то, наоборот, сожаление и грусть. Такое вот разнообразие… В канун Дня российской печати поделюсь некоторыми заметками.
Из редакторов – в председатели
Настоящий патриарх белгородской журналистики – Ким Степанович Зенин. В его биографии есть немало уникальных историй. Расскажу об одной. В колхозе имени Ленина, что в прохоровском селе Радьковка, шло отчётно-выборное собрание. Обсуждали итоги деятельности – во многом винили председателя хозяйства, которое прочно обосновалось в числе отстающих. Что делать?
Поднялся уполномоченный райкома КПСС, редактор районной газеты Ким Зенин. Его побаивались: публикуется под псевдонимом Павел Хмурый и спуску никому не даёт.
— Оставим старого председателя, – заявил он, – задача будет одна – что ещё пропить.
Страницы с характером. В непростых реалиях сохраняем коллектив и пишем о важном
— Тогда в председатели Зенина! – прозвучало предложение.
— Я ж не на биржу труда пришёл, в газете работаю, – пытался урезонить колхозников редактор.
Но собрание стояло на своём, потребовав приступить к голосованию. Все проголосовали за Зенина.
В райкоме рассудили так: раз народ решил – иди оправдывать доверие. И утвердили решение собрания.
За четыре года Ким Степанович вывел хозяйство в передовые.
Долгие годы потом был ответственным секретарём областной журналистской организации. Но заложенная им «традиция» ещё дала о себе знать.
Во время перестройки на альтернативной основе – из четырёх кандидатур – прохоровские коммунисты выбрали своим лидером редактора районной газеты Владимира Чурсина. Затем Владимир Михайлович немало потрудился заместителем главы администрации района.
Свой стиль повествования. Есть одно слово, которое характеризует человека, – настоящий
Но своё – это своё: вернувшись на редакторский пост, стал победителем конкурса областной журналистской организации на лучшее выступление года.
И сейчас, и потом
По давнему негласному обычаю журналистов, приезжавших в колхоз за подготовкой материала для газеты, встречали чуть ли не с хлебом-солью. Руководство хозяйства полагало, что, задобрив газетчика, снизит его критический взгляд. А то бог знает, что он заметит и сочинит.
В молодые лета мне довелось прибыть в колхоз вместе с «матёрым» журналистом, заведующим отделом сельского хозяйства Сергеем Горбанем. Ему поручили осветить хозяйственную сторону колхоза, мне – культурно-бытовую.
Нас встретил секретарь парторганизации вопросом:
Посвящённый в рыцарское достоинство. О чём писал наш коллега Леонид Малкин
— Когда обедать будем? Сейчас или потом?
Сергей Николаевич уверенным басом изрёк:
— Сейчас и потом.
Кукуруза под зиму
Прибывший на практику в редакцию студент факультета журналистики вначале обрабатывал письма читателей, а потом решили послать его в «горячую точку» – на сев озимых в сопровождении фотокорреспондента.
Начинающий газетчик действовал грамотно. По его просьбе агроном хозяйства остановил два агрегата. Фотокор сделал снимки. Механизаторы охотно поведали о своём стаже, готовности тракторов и прицепного инвентаря, площади посевов, сортах озимой пшеницы.
— А озимую кукурузу когда начнёте сеять? – этот вопрос уткнувшегося в блокнот студента заставил механизаторов переглянуться. Пряча улыбку, один из них нашёлся:
Наше больше, чем моё. Легендарный председатель колхоза везде был своим
— Ещё семена не подвезли.
Наверное, не один этот студент такой «специалист». Потому, на мой взгляд, стоит пояснить: к озимым культурам относятся, в частности, рожь, пшеница, тритикале, ячмень… Но никак не кукуруза.
В «гугле» погуглите
В одном селе мне довелось наблюдать любопытную сцену на встрече семиклассников с ветераном-механизатором. Приглашённый как один из детей войны, он вспоминал:
— В детстве мы часто голодали. Тогда конфетка-подушечка считалась лакомством. Даже кусочек жмыха подолгу держали во рту, наслаждаясь его вкусом.
— Что вам нравится пожевать? – обратился он с вопросом к школьникам.
— «Тик так», чипсы, жвачку, «Скитлс»! – наперебой перечислили те.
Гость удивился:
— Всё как‑то не по‑русски.
Затем продолжал:
— Мы узнавали новости, слушая радио, выписывали газеты. Читали и перечитывали книги «Молодая гвардия», «Как закалялась сталь», «Повесть о настоящем человеке»… Равнялись на героев этих книг. Вы знаете историю о лётчике, который на фронте лишился ног? Он не пал духом, выучился летать на боевом самолёте на протезах. Не только летал – продолжал бить фашистов. Помните его фамилию?
Дети растерянно стали переглядываться.
— А знаете героев «Молодой гвардии»?
В ответ опять молчание ребят с виноватым выражением лиц.
— А кого вы знаете?
В первой шеренге. Почему у зрителей не просыхали глаза от слёз
Один мальчик поднял руку и выпалил:
— Дзюба, Головин…
Другой подхватил:
— Роналду, Месси.
— А кто они? – недоумённо произнёс гость.
— Да это же футболисты, – развеселились дети, удивляясь неосведомлённости взрослого человека.
Убелённый сединой гость попытался найти узнаваемых личностей:
— Ну, спортсмены, ладно… Ещё кого знаете?
Да в «Гугле» погуглите. Есть классные блогеры…
Богатство магнитного полюса. О чём писал белгородский публицист Николай Крупенков
— Мужчина, который отчётливо помнил далёкое военное и послевоенное лихолетье, лишь беспомощно развёл руками. Слово «блогеры» он слышал от внука, но кто это такие, толком не знал, а уж диковинное «Гугл» воспринял как понятие из высшей математики.
После встречи я поинтересовался у пожилого человека о его настроении.
Он слегка улыбнулся и промолвил:
— У меня всё колосится, – и, помолчав, добавил: – Вот только внук пожаловался, что соседский пацанёнок рубанул ему: «Твой дед – потёртая купюра». Почему купюра, а не болт или гайка? Ведь я же механизатор, а не продавец магазина.
Хотелось повторить вслед за Лермонтовым: «Печально я гляжу на наше поколенье»…
Но подумал: а может, в том, что современные дети растут с таким «кругозором», есть немалая доля вины взрослых? Впрочем, это тема отдельного разговора.
Справка
Анатолий Кряженков родился 16 августа 1943 года в Алексеевке. В редакции межрайонной газеты «Заря» трудится с 1968 года, с 1993 по 2014 год – главным редактором, затем – обозревателем. Под руководством Анатолия Николаевича «Заря» первой в области перешла на цветной выпуск, достигла самого высокого тиража среди родственных изданий.
Краеведением занимается более полувека. Подготовил несколько книг о знатных земляках. Также Кряженков – автор энциклопедического словаря «Вся Алексеевская земля», более 20 историко-краеведческих изданий. Редактор и составитель альманаха «Удеревский листопад», сборников и книг «Газетной строкой», «Притяжение малой родины», «Усадьба на меловом берегу», выпусков серии «Библиотечка газеты «Заря».
Подготовил статьи для «Белгородской энциклопедии», «Воронежской энциклопедии». Публиковался в журналах «Наш современник», «Роман-журнал XXI век», «Подъём», «Звонница» и других.
Заслуженный работник культуры РФ. Член Союза журналистов и Союза писателей России. Почётный гражданин Алексеевского района. Лауреат Национальной общественной премии имени Петра Великого «Лучший менеджер России», литературных премий «Слобожанщина», «Прохоровское поле».
Анатолий Кряженков