Свой стиль повествования. Есть одно слово, которое характеризует человека, – настоящий
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
При встрече, после обмена приветствиями, журналист и писатель Николай Карташов привычно начинал: «Докладываю!» Это выдавало в нём военную косточку, стремление беседовать по‑армейски чётко и определённо. Разговор наш между тем выходил за рамки войсковой темы. Ведь начинал творческий путь мой собеседник с сугубо гражданского увлечения поэтом и философом Николаем Станкевичем.
Не крепостник, не угнетатель
Увлечение Станкевичем не было случайным, оно выросло из земляческого чувства сопричастности к личности, юные годы которой прошли в тех же местах, где Николай Карташов родился и проявил интерес к былому малой родины – селу Мухоудеровка Алексеевского района.
«Ты знаешь, – заметил он однажды, – как меня огорчил один из школьных учителей после моей заметки в алексеевской районной газете о Станкевиче. «Ты кого прославляешь? – набросился он на меня. – Это же семейство крепостников, угнетателей простого народа!»
Потрясённый старшеклассник не нашёлся, что возразить, его знания о видном земляке были слишком общими, а суждения педагога в 1970-е годы вызрели под однобоким и некритически воспринятым влиянием большевистской идеологии. Тем не менее юноша мысленно дал себе зарок узнать как можно больше о Станкевиче и найти достойный ответ на тираду учителя.
Во время умственного взросления Николай Карташов окончил факультет журналистики Воронежского госуниверситета в 1983 году, позднее, в 1987-м, – Новосибирское высшее военно-политическое училище. При этом завёл папку с заветным начертанием: «Станкевич», в которую помещал газетные и журнальные материалы, связанные с жизнью и деятельностью своего кумира.
Досье стало пополняться собственными публикациями после штудирования редких изданий в библиотеке имени В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека), а также в результате малых открытий при изучении семейного архива Станкевичей в отделе рукописей Исторического музея.
Не станем перечислять все источники (их десятки), они послужили Николаю Карташову «подножием» для основательного жизнеописания Николая Станкевича, которое вышло в свет в 2013 году в столичном издании «Молодая гвардия» в престижной серии «Жизнь замечательных людей».
Правду сказать, о Станкевиче написано немало. Но если же обобщить изложенное Карташовым, то читатель узнал немало новых подробностей о школе умственного и гражданского развития в кружке московской молодёжи первой трети XIX столетия.
Искания вступавших в жизнь юношей могут подать пример сегодня прагматичному молодому человеку, которого будоражит нынешний накал жизни, а в душе теснятся вопросы к терниям беспокойного бытия. Лидером и признанным авторитетом этого сообщества был Николай Станкевич. А в это сообщество входили Виссарион Белинский, Михаил Бакунин, Василий Боткин, Михаил Катков, Константин Аксаков и другие.
«Под его началом, по сути, формировалась интеллектуальная национальная элита», – убеждён Николай Карташов.
В отличие от некоторых представителей современной элиты, страдающих русофобией, Станкевич искренне любил свою страну. Важно, считал он, пробудить в России и народе «человеческую сторону», позаботиться о том, чтобы он «сам стал думать, сам искать средства к своему благосостоянию». Его убеждение раскрывается в такой фразе: «Мне да будет – вера, Бог. И любовь к святой Отчизне!».
«Мне довелось найти ответ учителю, который в школьные годы поверг меня в смущение, – с удовольствием вспомнил Николай Карташов. – Несколько мемуарных источников помогли мне узнать о «крепостниках» Станкевичах».
Вот что он выяснил. Отец Николая, Владимир Иванович, никоим образом не походил на деспотов. Он принадлежал к числу порядочных просвещённых помещиков. Подтверждение тому – один из случаев. Богатый дворянин из соседнего уезда решил продать оркестр – шесть музыкантов вместе с семьями. Был готов продать и порознь. Житьё у них было нищенское. Отец Станкевича выкупил всех музыкантов, семьи расселил по отдельным чистым хатам. Каждому музыканту была выделена провизия, назначена помесячная денежная плата.
Воинский порядок и собранность
Но почему при встрече Николай Карташов привычно произносил: «Докладываю!»? Так вышло, что начало его журналистского пути в газете Прохоровского района прервала двухлетняя служба в армии по призыву. Воинский порядок и собранность пришлись ему по душе.
Как‑то мы сидели в сквере на Алексеевском мемориале Солдатской славы, глядя на памятник-самоходку времён Великой Отечественной войны, Николай Александрович промолвил:
«Армия в нашей стране – на пьедестале почёта. В суровую годину общество опиралось на людей в погонах. В любом доме на видном месте фотографии родных и близких в военной форме – защитников Отечества».
Сегодня это уважение проявляется особенно остро и ярко.
Так он пояснил, почему в 1981 году с готовностью принял приглашение в газету «Красное знамя» Северо-Кавказского военного округа. Окунулся в гущу сурового бытия, которое постигал ещё в дни и месяцы срочной службы. Убедился, что по сравнению с «гражданским» труд военного журналиста нелёгок вдвойне. Он часто бывал на учениях, спускался вглубь с водолазами, зажимал уши возле стреляющих гаубиц, сидел на одной самолётной скамье с десантниками.
Когда в 1986 году случилась чернобыльская беда, срочно был командирован на место катастрофы. С фотокорреспондентом в полупустом самолёте из Ростова-на-Дону прилетели в Киев. На попутках добирались до цели назначения – полк химзащиты Северо-Кавказского военного округа.
Целую неделю общались с солдатами и офицерами, когда те выполняли задачу по обеззараживанию загрязнённых радиацией участков. Собрали материал для репортажей и корреспонденций. Рассказали и о том, что даже военные специалисты не всегда в полной мере понимали, какой опасности подвергаются.
«Для меня очень дорога государственная награда за Чернобыль – медаль «За спасение погибавших», – подчеркнул Николай Карташов.
На военного журналиста обратили внимание в профильном столичном издании. Его назначили старшим научным сотрудником, а позже редактором журнала Министерства обороны РФ «Армия».
Московский период жизни нашего земляка богат на всевозможные должности и перемещения. Был востребован. В течение девяти лет возглавлял ведомственную газету «Налоговая полиция». Одиннадцать лет служил в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков – заместителем, первым заместителем начальника управления общественных связей, начальником центра общественных связей.
С 2008 по 2013 год возглавлял управление по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации данного ведомства. В отставку вышел в звании генерал-майора полиции.
Без временной «пробуксовки» принял заботы шеф-редактора правового журнала «Человек и закон».
Роднила Тихая Сосна
Творческий потенциал Николая Александровича в то время приметили и в издательстве «Молодая гвардия», под эгидой которого он выпустил «Станкевича». Ему предложили подготовить жизнеописание художника И.Н. Крамского в знаковой серии ЖЗЛ.
Карташов согласился после некоторых колебаний: живопись – сфера ему малоизвестная.
«Согласился потому, что Крамской, по сути, наш земляк, уроженец соседнего Острогожска, – пояснил он во время очередной встречи. – А это же близкие сердцу места, нас роднит одна река – Тихая Сосна».
Неугомонными были поиски неизвестных и редких источников. Ведь о знаменитом художнике с XIX столетия рассказано, казалось, исчерпывающе.
Николай Карташов со своим дотошным подходом к работе листал и листал мемуары, рукописи, документы. Он избрал свой стиль повествования, восстанавливал ушедшие в прошлое сердечные движения, частности и слова.
Всё это окупилось общественным одобрением, особенно в день презентации книги на родине Крамского. Встреча с читателями была организована летним днём 2016 года в Острогожском историко-художественном музее, в зале с картинами передвижников, подаренными в 1907 году в память о своём собрате по кисти.
Земляки живописца со знанием темы засыпали автора книги вопросами, получили осведомлённые ответы, а затем выстроились в очередь за автографами.
Теперь уже сам Николай Карташов пришёл в издательство «Молодая гвардия» с предложением подготовить документально-художественную книгу о генерале Ватутине. Тема ему, человеку в погонах, была близка и желанна. Да и почему бы не сказать своё слово о знаменитом земляке – полководце Великой Отечественной войны! Получил согласие.
В одном из откликов на книгу «Ватутин» (в 2020 году) было признано: «Николай Карташов прошагал со своим героем расстояние в 42 года: от рождения Ватутина в селе Чепухино Валуйского уезда до дня, когда Николай Фёдорович после смертельного ранения нашёл последнее пристанище в Мариинском парке Киева.
В результате перед читателями предстал рельефный портрет военачальника, «генерала от наступления» на основе неизвестных ранее документов, которые искусно вплетены в ткань художественного текста».
Говорил прямо и честно
В «Молодой гвардии» Карташова уже включили в число постоянных авторов. Издательство предложило ему написать о прославленном лётчике-истребителе Маресьеве, а после – о маршале Чуйкове.
Первое жизнеописание вышло в свет в 2022 году, второе – в 2023-м.
Поступавшие к читателям книги вызывали разумные отклики «снизу доверху». Рецензии на издания ЖЗЛ в авторстве Карташова публиковали алексеевская газета «Заря», региональная белгородская и воронежская пресса, столичные издания, среди которых – «Красная звезда», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Московский литератор», «Дни литературы».
По мнению читателей, книга об отважном лётчике утверждала: «В настоящее время имя Героя Советского Союза Маресьева полузабыто в среде молодёжи. «Повесть о настоящем человеке» исключена из школьной программы. Может быть, поэтому подрастающее поколение не знает всей правды о Великой Победе. Карташов об этом говорит прямо».
Человек поразительной скромности, наш земляк как‑то в шутку обмолвился: «Раньше я трудился на славу, а теперь слава работает на меня».
В самом деле, творчество заслуженного работника культуры РФ, члена Союза писателей России Николая Карташова получило высокую общественную оценку, что выразилось в присуждении престижных международных и всероссийских премий.
Перечислять их все не станем. Назовём только наиболее известные: «Прохоровское поле», имени маршала Л.А. Говорова, «Золотой витязь». Вершиной признания стоит назвать Государственную премию имени маршала Г.К. Жукова.
Внешние эмоции не отвлекали, а даже склоняли Николая Карташова к привычной усидчивости за письменным столом, к увлекательным поискам выразительности после перелопачивания «словесной руды». В его папке уже ждала издателя рукопись о генералах разных поколений – уроженцах Белгородчины. В марте он известил по телефону, что ладится работа над очерками об участниках боевых действий в Афганистане. И вдруг – скорбная весть: Николай Александрович скоропостижно скончался на 68-м году жизни.
Его товарищ по службе генерал-лейтенант Александр Михайлов, прошедший Афганистан и другие горячие точки, назвал Николая Карташова русским офицером и талантливым писателем. Он подчеркнул: «Есть одно слово, которое характеризует человека, – Настоящий. Именно потому его тянуло к таким героям, как Алексей Маресьев, Василий Чуйков, Николай Ватутин».
Анатолий Кряженков