Наше больше, чем моё. Легендарный председатель колхоза везде был своим
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Перефразируя слова классика о том, что электрон так же неисчерпаем, как и атом, можно смело утверждать, что горинская тематика тоже неисчерпаема. Очередное подтверждение этого – вышедшая в Белгороде книга «Сотворивший чудо». Подзаголовок – «Честные и откровенные истории об удивительном человеке».
Знал всех поимённо
Автор, Виталий Сочкан, рассказывает, что объединил под обложкой книги очерки-воспоминания тех, кому посчастливилось работать с легендарным председателем колхоза, дважды Героем Социалистического Труда Василием Яковлевичем Гориным, быть рядом с ним.
«Я несколько лет собирал материал для сборника, – продолжает он. – Встречался с людьми, с которыми он начинал трудиться, кто помнит его ещё ребёнком, кто пришёл в колхоз молодым специалистом…
Автор – журналист, писатель, корреспондент газет «Гудок» и «Комсомольская правда» – не был знаком с героем своей книги».
«Но когда завершил её, – делится он впечатлениями, – мне стало казаться, что я не один день провёл в разговорах с ним. Почувствовал его душу, стал понимать его предназначение и искреннее желание сделать жизнь селян, тружеников колхоза как можно лучше».
В Бессоновке, где Горин начинал работать фельдшером, не было уголка, которого он бы не знал, не было в колхозе поля, по которому он бы не ходил. Причём знал поимённо не только всех тружеников и селян большого хозяйства, их детей и внуков, но даже клички собак во дворах – не думаю, что собеседники что‑то преувеличивали, когда так говорили.
Основная ценность
Председатель СПК «Колхоз имени В.Я. Горина» – Роман Перунов, бывший ещё недавно здесь главным агрономом.
«За три года знакомства с Романом Владимировичем не раз бывал с ним на сходах граждан, выезжал в поля во время весенних полевых работ и уборочной, – рассказывает Сочкан. – Поразительно во всё вникает! И как, например, отдых и питание механизаторов организованы, интересуется. Дотошно выясняет, есть ли необходимость в помощи их личным хозяйствам и семьям. Знает, как дети учатся и где отпуск собираются провести».
Во время поездки к овощеводам купил по дороге букет. «Годовщина свадьбы у работницы», – пояснил мне.
В книге приводятся слова Перунова: «Нужно просто понять, что то, что тебе может показаться мелочью, человеку кажется огромной проблемой. В ней надо разобраться и непременно помочь».
И ещё высказывание председателя СПК: «Я учился работать у Василия Яковлевича. Многое перенял от него и взял за основу в своей деятельности. И в первую очередь отношение к людям. Горин научил меня относиться к специалистам, к простым колхозникам крайне бережно. Он всегда называл труженика основной ценностью любого производства, и сельскохозяйственного в том числе».
«Слова об отношении к людям – своего рода заповедь, – отмечает автор. – Мне рассказывали такой случай. Проходил в хозяйстве практику студент Владислав Перебейнос. Роман Владимирович разглядел в парне талант специалиста-агронома и предложил остаться в колхозе. Тот согласился. Зарекомендовал себя с лучшей стороны. По ходатайству председателя ему выделили служебную квартиру. Разве это не горинский подход к людям?»
«Василий Яковлевич, – приводит он воспоминания Перунова, – всегда считал, что в нашем хозяйстве должны трудиться лучшие специалисты. Они как бриллианты – редкие. Я помню, как Горин часто повторял: «Мы – огромный коллектив. Если вы будете жить по принципу «наше больше, чем моё», то всё у нас будет в порядке».
Широкая душа
«Это великий настоящий русский человек необычайно широкой души. Простой деревенский мужик стал героической личностью не только для области, но и для всей России. У него учились руководители и специалисты области, к нему приезжали делегации всех регионов СССР, руководители и специалисты сельского хозяйства стран народной демократии.
А после распада Советского Союза у него побывали все министры сельского хозяйства Российской Федерации, он встречался с президентами и председателями правительства».
Это строки из воспоминаний Николая Асыки, почётного гражданина Белгородской области, лауреата премии имени Горина. С Василием Яковлевичем Николай Романович дружил с 1966 года, когда тот возглавлял колхоз уже семь лет.
Ещё он отметил такую черту характера председателя: «Когда приезжали к нему, он никого и никогда не заставлял ждать в приёмной, приглашал, сам вставал из‑за стола и радушно встречал. Причём это было не только со специалистами, но и с простыми колхозниками и теми, кто приезжал впервые устраиваться или справиться о работе».
Коренной дагестанец Ферид Ферхатов, выросший в красивом селе у подножия гор, после окончания Харьковского сельхозинститута обрёл вторую родину в Бессоновке. В недавнем прошлом начальник третьего производственного участка «Щетиновский» рассказал, что особое внимание Василий Яковлевич уделял детям. «Обязательно заходил в школу, в детский сад. Первое место посещения – кухня. Если запах понравится, значит, еда хорошая. Откроет каждую кастрюльку, спросит, что деткам готовят, чем кормят. Потом в группу зайдёт. Я спрашиваю малышей: «Знаете, кто это?» А они хором: «Да, это дедушка Горин». Он был своим везде».
В Бессоновской школе Василий Яковлевич тоже был своим – не в гостях, а как у себя дома. Её директор Зоя Афанасьева рассказала, что мог нагрянуть внезапно, возвращаясь из очередного объезда колхозных полей, поприсутствовать на разных мероприятиях, зайти в технический класс и сесть за свободную парту, слушая, о чём говорят ребята на занятиях, где готовят будущих механизаторов и водителей.
Председатель профкома СПК Сергей Счастливченко, когда учился в старших классах, отличился на каникулах ударной работой в колхозе. Горин вручил ему настенные часы, которые хранятся в семье как реликвия.
После окончания БГТУ имени В.Г. Шухова пришёл в хозяйство мастером газовой службы, а затем стал начальником котельной.
«Помню, была ранняя осень, но было уже холодно, – рассказывает Сергей Александрович. – Председатель приказал подавать тепло в дома. Я пытался возразить, мол, рано ещё, не положено по срокам. Он в ответ: «Ты можешь себе представить, что такое работать на холоде, на ферме, в свинарнике, в поле… А придёшь домой, тоже холодно. Непременно начни с садика и школы, а потом жилые дома подключай. Мы просто обязаны думать о людях, мы за них ответственны».
С Гориным – в гору
В числе друзей Горина был редактор газеты «Знамя» Белгородского района Юрий Чубуков. Когда работал с Юрием Алексеевичем, он рассказывал:
«Вначале в районе говорили, что колхоз просто горе, да и председатель в нём Горин. А через некоторое время уже по‑другому стали обыгрывать его фамилию: «Колхоз идёт в гору, потому что председатель там Горин».
«Знамя» посвятила немало публикаций колхозу имени Фрунзе (так он тогда назывался) и его руководителю. Приведу строки из редакторского очерка «Логика сердца», вышедшего в мае 1971 года.
«Новый год он встретил в постели: сердечный приступ… Врачи строго запретили подниматься минимум пятнадцать («ну, десять!») дней. Он вылежал пять. И уже четвёртого или пятого января я слышал в трубке его голос:
«Часа на два прихожу в контору, чтоб быть в курсе. Я сам медик и лучше других знаю, что вредно, а что полезно для моего сердца…»
…Что вредно для сердца? «Надо исключить всякие волнения», – говорят врачи. А что полезно? Абсолютный покой… Врачи Октябрьской больницы, которые прекрасно знают Горина, могут говорить ему такое если без улыбки, то с затаённой грустью: в данном случае понятие «абсолютный покой» исключено…»
А сердце есть сердце. Его работа согласуется с абстрактной мудростью врачей, а не с конкретной логикой председательской жизни. Приступы, после декабрьского, шли один за другим – в феврале, марте…»
Но работа, видимо, была для него лучшим лекарством. Он продолжал ещё много лет плодотворно трудиться. Его не стало 4 апреля 2014 года, на 93-м году жизни. Десять лет назад…
Сергей Ерёмин