Посвящённый в рыцарское достоинство. О чём писал наш коллега Леонид Малкин
В феврале этого года исполнилось 100 лет со дня рождения Леонида Малкина
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Фронтовик, журналист, писатель… Это всё о нём. Близкие и друзья Леонида Григорьевича характеризовали его как честного человека и надёжного товарища. Довелось ему потрудиться и в «Белгородской правде». Об этих и других удивительных событиях биографии Леонида Малкина мы подробнее узнали, отправившись в Белгородский литературный музей.
Отказ за отказом
В музее к столетию писателя подготовили обширную выставку.
«Она появилась благодаря тому, что у нас в фондах есть большой архив Леонида Григорьевича. Его начали комплектовать при жизни писателя – он был частым гостем музея. И некоторые вещи, преимущественно свои книги, изданные не в СССР, а уже в современной России, передавал в наши фонды. Когда он умер, приходить стала вдова писателя, актриса Белгородского драматического театра Мария Ильинична Баскова. И какие‑то небольшие материалы из фондов Малкина в то время ещё попадали к нам», – отметила заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Белгородского литературного музея Наталья Крисанова.
После смерти жены и сына архив Леонида Малкина мог затеряться. Но поэтесса и журналист Наталья Дроздова, дружившая с писателем и его семьёй, взяла на себя труд передать оставшиеся бумаги в фонды музея. Так что за последние десять лет документов, посвящённых Леониду Григорьевичу, здесь стало значительно больше. Последним подарком был автобиографический роман «Аз, буки, веди», который писатель не окончил. Но его младший брат Михаил решил издать рукопись.
Этот роман открывает и завершает экспозицию. В его основу положены события из жизни автора. В 1954 году Леонид Григорьевич поселился в Вильнюсе. Именно тогда он входит в мир журналистики. Работает литсотрудником районной газеты «Заветы Ленина», внештатным корреспондентом телеграфного агентства «Эльта», газет «Червоны Штандар» («Красное знамя»), «Советская Литва».
Неподдельную радость Малкина от соприкосновения с этой интересной профессией передаёт герой романа «Аз, буки, веди» Андрей Воронин, прототипом которого стал сам Леонид Григорьевич: «Корпус. Боргес. Кегль. Вот он, язык посвящённых в рыцарское достоинство! Вот она, высота, которой достигают только честные, целеустремлённые люди, одухотворённые люди, решившие посвятить себя служению Журналистике».
В это время он проявляет себя и как писатель. Работая в литовских газетах, рассылает старые и новые рукописи. И получает отказы. Например, в письме из журнала «Техника молодёжи» ему отвечают: «Рассказ не удался. При кажущейся лёгкости повествования его читать трудно, и многие остроты не дойдут до читателя, они тяжеловесны. Писать Вам следует и дальше, но откажитесь от формы повествования, которая была принята в западной литературе 200–400 лет назад».
Подобных писем было много. Они содержали не только критику, но и ценные советы. И Леонид Григорьевич прислушивался к ним. Не опускал руки и продолжал совершенствовать свои тексты, чтобы рассказы наконец‑то дошли до читателя.
Простые люди без прикрас
В 1959 году Малкин приехал на Белгородчину. Поселился в Томаровке, работал литсотрудником газеты «Ленинский путь», в спецуправлении механизации земляных работ. Переехав в Белгород, трудился мастером на ремонтно-механическом заводе.
От этого периода жизни тоже сохранилась подборка писем из журналов, куда Леонид Григорьевич отправлял свои рукописи. Эти произведения позже вошли в книгу «Человек идёт на перевал». Работа над ней началась с того, что Малкин послал свой рассказ в «Белгородскую правду». Литконсультант Наталья Овчарова ответила, что для газеты он не подойдёт. Но вместе с тем написала: «Думаю, не попробовать ли его предложить для сборника на 1960 год в издательство?» В итоге в 1962-м вышел первый сборник Леонида Григорьевича «Человек идёт на перевал». А в «Белгородской правде» (туда он, кстати, придёт на работу через пару лет и будет трудиться на разных должностях) тогда появился отзыв со словами о том, что первая книжка Малкина убедительно свидетельствует о литературном даровании автора.
Следующим в его творческой биографии стал сборник «Гордые люди», рассказы для которого много раз подвергались доработке. Но в итоге известный писатель Гавриил Троепольский, которому Малкин послал свои книги, оценивал его творчество так: «Это как раз такой случай, когда неожиданно открываешь что‑то и кого‑то. Мне понравилось у Вас то, что теперь бывает не всегда и не у всех пишущих: «простые люди» поданы без прикрас, без этакого заноса «вот какой‑де советский человек» – он лучше всех, он выше всех, он шире всех, он бывает только герой».
Во время работы над книгой в личной жизни Малкина происходят изменения. Скоропостижно скончалась супруга. Второй женой писателя и верным его соратником становится актриса Мария Баскова. Спустя годы он напишет ей в шуточном посвящении: «За всех работник, // За всех заботник. // Мария. Просто – Мария. // Артистка, // Профессор // И плотник».
Мария Ильинична помогала мужу организовывать рабочий процесс. Например, отправила его в вынужденное «заточение», когда Малкин трудился над первым крупным прозаическим произведением. Жена знала, что только так, в уединении, без встреч с коллегами и друзьями, он сможет закончить повесть «Что скажет суд?».
«Живу один в фанерном домике. Сам печь топлю, сам дрова колю. И пищу мне, как арестанту, приносят в авоське. Хорошо! Только скучновато. Но раз дело требует, не грех и поскучать», – писал об этом сам Малкин.
От реализма до фантастики
От выхода повести «Что скажет суд?» до появления романа «Колыма ты, Колыма…» прошло 28 лет. Леонид Григорьевич на время оставляет журналистику. Вообще количество различных должностей, на которых ему пришлось поработать, впечатляет. Работу он менял часто. Творчество и серьёзный технический труд постоянно чередовались в его судьбе. Кстати, технические навыки в юности он получил именно на Колыме. Свой опыт описал в романе.
«Был молод, глуп и полон романтических фантазий. По договору с трестом «Дальстрой», после окончания месячных курсов, вместо нормального пятилетнего обучения в горном институте, работал горным мастером на золотодобывающих шахтах и полигонах прииска «Штурмовой». Затем ещё одни, столь же смехотворные курсы, и я – механик экскаваторно-бульдозерного парка на приисках «Штурмовой» и «Горный». Шесть лет колымской каторги, вместо трёх договорных, отбыл с азартом и увлечением тамошними делами и людьми», – вспоминал Малкин в автобиографии.
А до Колымы была война, с первых дней которой его, юного, направили в 6-ю Воронежскую спецшколу военно-воздушных сил, где он должен был стать штурманом. Но отважный курсант побоялся, что война закончится без него, и сбежал на фронт.
Воевал полковым разведчиком, связистом телеграфно-кабельной роты на Ленинградском, Прибалтийском и Втором Белорусском фронтах. Войну закончил на Эльбе. Получил медали «За отвагу» и «За Победу над Германией». До 1947 года Малкин продолжал службу в Германии в составе советских войск. Истории, которые ему довелось услышать и узнать, он собирает в повесть «Фронт без генералов». Её путь к читателю был долгим – целых 15 лет. Отразилась война и в ряде рассказов.
Это лишь крупные вехи жизни автора. Но документы, собранные литературным музеем, позволяют в полной мере понять его характер и проследить сложный процесс создания книги – от рождения замысла до выхода в свет.
Выставка будет работать до 2 июня. На ней можно узнать о том, что Леонид Григорьевич с увлечением писал не только реалистические рассказы, но и фантастику, дружил с известными авторами, собрал огромное количество анекдотов на разные темы и много лет пытался вступить в Союз писателей, но сделать это получилось только после развала СССР.
В любых ситуациях он не терял оптимизма и повторял любимую фразу: «Людям нужно верить!» Теперь она высечена на его надгробном памятнике.
Анна Черкашина