Узелки на счастье. Для чего Коляде на пояс вешали веник
Чтобы приобщиться к обычаям зимних празднеств, мы отправились в валуйский Дом ремёсел, где знают всё о народной культуре
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Шумные новогодние гулянья с салатами, бенгальскими огнями и наряженными ёлками позади. Но с них зимние праздники только начинаются – впереди сочельник, Рождество, Крещение с традициями куда старше новогодних.
В честь солнца
Зимние гулянья существовали на Руси ещё до обращения в христианство. Только славили наши предки, конечно, не рождение Сына Божьего, а зимнее солнцестояние – Солнцеворот. Считалось, что в эти дни небесное светило перерождается, снова выходя к людям. Гулянья в честь Солнца начинались 25 декабря и заканчивались 6 января. А последний день – Коляда – отмечался особо. Весь вечер по домам ходили ряженые в костюмах животных, пели обрядовые песни-колядки, обещающие радушным хозяевам успешный год.
С появлением в праздничном календаре Рождества Христова вечер, предшествующий ему, стали называть Святым. Но от народных обычаев не отказались – до сих пор в эту пору на улицах можно встретить колядующих.
А ещё на зимние праздники – как и на многие другие – было принято делать обереговых кукол. Познакомить нас с ними вызвались руководители творческих кружков Дома ремёсел Валуйского округа, настоящие эксперты по изготовлению народных лялек Марина Бондаренко и Наталья Лобода.
Дородная фигура
Главную рождественскую куклу, как и сам праздник, называли Колядой. Делали её в человеческий рост из дерева, соломы, ткани. Считалось, что она забирает в себя весь негатив, накопившийся в людях за год.
«Коляду обязательно делали безликой, – поясняет Марина Владимировна. – Ведь глаза считаются зеркалом души. А раз глаз у куклы нет, значит, и души быть не может. И всё нечистое остаётся в ней как в мешке».
Вокруг Коляды водили хороводы, а после – по аналогии с чучелом зимы на Масленицу – сжигали, чтобы вся «нечисть» погибла в огне. Считалось, что раз солнце перерождается, проходя круг по небу, то каждый участник хоровода вокруг обрядового костра заряжается энергией новорождённого светила.
Делали Коляду и в уменьшенной, домашней версии. За основу брали деревянную чурочку, равную в длине сгибу локтя. Из лоскутков формировали дородную, пышную фигуру – чтобы кукла символизировала плодородие, наряжали её в рубаху, юбку и платок из ярких тканей. На пояс обязательно вешали небольшой веник – он должен выметать из избы весь «сор», чтобы в доме царили мир, уют и покой.
Такая кукла считалась лучшим подарком соседям. Поэтому рядом с веником вешали и мешочки с дарами: хлебом – то есть с крупами – да солью. Это приносило в дом достаток и сытость.
Впрочем, маленькую подарочную куклу ждала та же участь, что и большую – Коляду бережно хранили в избе весь год, а после сжигали, чтобы она унесла с собой всё плохое.
Чётные обороты
Увлекательный рассказ Марина Владимировна сопровождает мастер-классом по изготовлению небольшой домашней коляды. Дело небыстрое, но занимательное. Тем более раньше такую умела делать каждая хорошая хозяйка. Почему бы и нам не научиться?
Заодно мастерицы делятся с нами некоторыми тонкостями, которые важно помнить при создании любой народной куклы. Например, ткань и нитки для куклы нельзя резать ножницами – всё‑таки таких инструментов тысячу лет назад не существовало, материалы разрывались руками. А значит, современную интерпретацию тоже стоит делать традиционным способом.
Нельзя и сшивать элементы иголкой – по поверьям, сшитая кукла могла принести в дом больше вреда, чем пользы. Поэтому все элементы туго перевязываются ниткой – лучше всего красной. Причём оборотов, как и узелков на нитке, обязательно должно быть чётное количество.
Коляду Марина Бондаренко нам дарит – на счастье и благополучие в будущем году. А Наталья Лобода начинает рассказ о другой, не менее важной в рождественской традиции кукле – Козе:
«Считалось, что на Коляду открываются проходы между нашим миром и миром потусторонним. Чтобы никакие духи в наш мир не попали, люди рядились в животных и своим видом, шумными песнями и плясками отпугивали нечисть. Чаще всего наряжались в медведя, в козу. А для большего эффекта ещё и куклу с собой носили».
Большая уличная Коза, с которой ходили по дворам, делалась из соломы и других природных материалов. А вот маленькую создавали из тканей – обязательно натуральных.
На Руси верили, что Коза принесёт в дом богатство и радость, защитит домочадцев от сглаза и неудач. И чтобы со своими задачами кукла справлялась на отлично, на рога ей вешали бубенчики, отпугивающие нечисть.
Козу вообще наряжали богато: в яркие юбки с многослойным фартуком, серёжки и бусы, в руки могли дать яркий платочек, корзинку, каравай или кувшин молока. В общем, на привлечении в дом достатка не экономили. Правда, спустя год, как и Коляду, Козу на святки сжигали.
«А с большой Козой есть ещё одна традиция, – рассказывает Наталья Викторовна. – Ей на руки повязывали атласные ленты. На них можно было завязать узелок, чтобы загадать желание. А по окончании праздников куклу, конечно, бросали в костёр – в том числе, чтобы все желания исполнились».
Ангел из лоскутков
Рождественские традиции на Руси крепко переплелись с христианскими. Поэтому не удивительно, что символы светлого праздника у нас получили своё, уникальное исполнение. Например, очень популярен был рождественский ангелок, сделанный в лучших традициях обереговой куклы.
Ангел – куколка маленькая, но материалы для него собирали весь год. Бережно откладывали лоскутки, которые напоминали о праздниках и счастливых событиях в семье, а в день зимнего солнцестояния из самых красивых светлых тканей делали куклу.
Создавать оберег нужно обязательно с позитивным настроем и чистыми мыслями, чтобы он надёжно защищал дом. А в Святой вечер ангела выставляли на самое видное место в избе и верили, что своими крыльями он укрывает семью от всех напастей. И конечно, ангелков дарили друзьям, родственникам, чтобы в каждом доме весь год царил мир.
И всё‑таки ни Колядой, ни Рождеством зимние праздники не заканчивались. В день, когда, по поверьям, наступают самые лютые морозы, отмечают Крещение. Конечно, до принятия христианства этот день наделяли другими смыслами, но совершаемые обряды и их значение удивительно похожи и в языческой, и в христианской традиции.
Итак, 19 января, вне зависимости от названия праздника, на Руси принято было окунаться в ледяную прорубь.
«Считалось в языческие времена, что человек, окунувшись в холодную воду, оставляет там всех своих демонов, потому что нечистый боится и выскакивает из человека. И когда она выскакивает, ему куда‑то надо бежать. А люди‑то вокруг собираются. То, что из тебя выскочило, может попасть в проходящего мимо человека. Вот для того, чтобы запутать нечистую силу, рядом с купелью ставили куклу – Крестец», – поясняет Марина Бондаренко.
Делали Крестец из двух брёвен, связанных между собой. Сверху навязывали яркие тряпки, чтобы они развевались на ветру и привлекали нечистую силу. А после завершения обряда куклу традиционно сжигали вместе со всем впитанным злом.
У Крестца тоже существовала уменьшенная версия. Связанная из двух небольших полочек, она ставилась дома у ёмкости с водой, которую в этот день набрали в реке. А ну как «залётный» злой дух всё‑таки проник в дом?
«Вот что интересно, – замечает мастерица, – Крестец не просто символизировал мужскую фигуру, но и создавался мужчиной. И это единственная обереговая кукла, которую не положено было делать женщине».
Дарина Скарлатова