Крупиничка, Чайница, Радостея. Как прохоровская мастерица создала коллекцию народных кукол
Корреспондент «Белгородских известий» пообщалась с Татьяной Даниловой, для которой рукоделие стало делом всей жизни
-
Статья
-
Статья
Татьяна Данилова руководит кружком «Народная кукла» в Доме культуры в Радьковке Прохоровского района. Мастерить игрушки она учит детей, совмещая любимую работу и хобби.
Дело для души
В Доме культуры Татьяна Андреевна учит детей всему, что умеет сама, и учится новому вместе с ними. Мастерица проводит занятия по рисованию, вышивке, вязанию и плетению из бисера, но отдельное удовольствие ей доставляют уроки, посвящённые созданию кукол, – в их честь и назвали кружок «Народная кукла».
Глядя на то, как дети сосредоточенно мастерят свои первые творения, рукодельница часто вспоминает, как сама в детстве сначала играла в куклы, скрученные из ткани, а потом училась шить им наряды.
«Кто не играл в куклы? – рассуждает Татьяна Андреевна. – Кому тогда их не крутила бабушка или мама?»
Шить платьишки Татьяна Андреевна не переставала. Она 8 лет трудилась на швейной фабрике, а потом вышла замуж и уехала в Казахстан, где работала сначала в детском саду, а потом – в школе. В Белгородскую область рукодельница вернулась спустя 26 лет – в 2001 году, когда свои дети уже выросли. Она устроилась работать учителем технологии в селе Петровка, а после закрытия школы её перевели в ДК Радьковки.
«Всю жизнь работаю с детьми, – отмечает Татьяна Андреевна. – С 1981 го и до сих пор. Уже 40 лет».
Куколки бывают разные
Кружок «Народная кукла» – отдельная гордость Татьяны Даниловой. К каждому занятию рукодельница тщательно готовится – нужно не только сделать с ребятами новую куколку, но и рассказать про неё историю. С помощью такого подхода педагога дети развивают как мелкую моторику, так и общий кругозор: узнают о русском фольклоре, быте и наших культурных традициях.
«Вот кукла Семья. У неё основа – столбик. Это папа – опора Семьи. Сверху сарафанчик с косыночкой – мама. Она держит пятерых детей, – объясняет Татьяна Андреевна. – Если посчитать, то всего фигур семь. Семь Я – отсюда и название».
За годы работы в ДК накопилось кукол разных видов на целую витрину. Игровые, обрядовые, столбовые, артельные, вязаные – это не только украшение интерьера, но и полноценный учебный материал.
Куклы Крупиничка и Капустка расскажут о сборе урожая, Кузьма и Демьян – о профессиях и ремёслах, Чайница поможет закрепить новую дружбу, а Радостея напомнит весёлым стишком о том, что нужно никогда не унывать и рук своих не опускать. Так, на примере красивых памятных игрушек, сделанных своими руками, дети в игровой форме узнают интересные обычаи родного края и учатся дружбе, взаимопомощи, прилежности и трудолюбию, ведь создать хорошую куклу – дело непростое.
История кукол всегда отражала события, происходящие в мире. Дети на кружке сначала учатся делать фигурки полегче: узелковые и столбовые, а потом – сувенирные и игровые. Это как эволюция мировой истории. Из простых куклы становятся подвижными и более детализированными.
Такие перемены Татьяна Андреевна объясняет на примере разных игрушек:
«Артельные куклы появились примерно в 1917 году в период революции. Тогда люди стали объединяться в артели, в которых делали в том числе и игрушки. Но если у богатых уже были дорогие фарфоровые куклы, то бедные придумали артельных с подвижными проволочными каркасами для ручек и ножек. Их продавали на ярмарках».
Рукодельница признаётся, что ей каждый раз хочется придумать что‑то новое. Часто такие находки приурочены к Масленице, Рождеству, Дню Победы. Несмотря на то что праздники каждый год одни и те же, Татьяна Андреевна не сдаётся: вдохновится интересной идеей на просторах интернета и думает, как обыграть её по‑своему и на занятиях передать идею ученикам.
«Под Рождество ряженые ходят с колядками от дома к дому с такой вот соломенной рождественской козой. Если им никто конфет не даёт, то говорят, что коза забодает, – объясняет одну из задумок Татьяна Данилова. – Кукла Коляда тоже колядует. Вот у неё мешочек с пшеничкой, ещё один – с солью и веничек. Праздник один, а куклы могут быть совсем разные».
Кукольная коллекция не перестаёт пополняться. Мастерица рассказывает, что творческий процесс не только затягивает, но и объединяет – ей нравится видеть, как горят глаза детей, когда они слушают рассказы и старательно пытаются что‑нибудь за ней повторять.
Учимся играя
В кабинете Татьяны Даниловой, помимо витрин с памятными куклами, сделанными на занятиях, собрана целая коллекция бытовых вещей из прошлого столетия. Её помогали пополнять местные жители и знакомые, передавая в ДК старые вещи.
Среди них можно найти сундук, где бережно хранятся кушак, вышитые наволочки и фартучки для приданого. Также есть прялка, коромысло, керосиновые лампы, ухваты для чугунков, стиральная доска и рубель – утюг того времени. Всё это богатство рукодельница отреставрировала. Старинный инвентарь не просто хранится, как в музее, а является ценным реквизитом для сцены и наглядного объяснения на занятиях.
«Особенно детей удивляет рубель, – замечает Татьяна Андреевна. – Они не представляют, как этой скалкой можно гладить, а я им показываю».
В русской культуре принято рукодельничать всем вместе и непременно вкладывать в любое занятие душу. Дети всё повторяли за взрослыми и таким образом учились. Этой традиции в своём подходе к занятиям следует и Татьяна Данилова. Например, сейчас рукодельница вместе с учениками осваивает ручной ткацкий станок, переданный в Радьковку из прохоровского ДК. Даже в механизированном процессе пригодились творческий подход и смекалка – пальцы Татьяны Андреевны ловко переплетают на станке разноцветные нити и помогают себе старинной деревянной гребёнкой.
«Учимся делать коврики, – говорит рукодельница. – Объясняю детям, что есть нить – основа, а есть уток – параллельно направленные друг другу нити. Они переплетаются, и получается ткань».
Ученики Татьяны Даниловой видят предметы старины и узнают, для чего они, а потом используют эти элементы при создании кукол. Так рассказанные учителем истории претворяются в реальность, а используемые акценты становятся не только необычными аксессуарами, но и прямым отражением того или иного обряда.
Рукоделие, которое нравилось Татьяне Андреевне ещё с детства, стало путеводной звездой в жизни. Мастеру и педагогу приятно заниматься любимым делом – воплощать приглянувшиеся задумки и воспитывать новые таланты.
София Сапрыкина