Вербница, Радоница и Мокошь. Кто живёт в домашнем музее красногвардейской мастерицы
-
Арина Беседина
-
Белгородская правда
-
Арина Беседина
-
Белгородская правда
Так уж устроен мир, что малыши его познают через игры. И если мальчики больше осваивают оружие и машинки – они станут защитниками и добытчиками, то девчонки играют в кукол – шьют платьица, кормят, гуляют с ними – примеряют роль хранительниц очага и будущих мам. Время проходит, игрушки уходят на чердаки и в чуланы. Но есть и такие люди, которые пронесут любовь к детской забаве через всю свою жизнь, превратив в изысканное увлечение.
И обязательно веник
К рукоделию Галина Пащенко пристрастилась с детства – мама научила дочку шить и вязать. Поэтому у её кукол всегда имелись самые модные обновки. Уже повзрослев, Галина Николаевна как‑то увидела в Интернете вязаные игрушки. Это настолько увлекло мастерицу, что на свет из‑под её ловких спиц появились целые наборы героев популярных мультфильмов. К Буратино добавлялись Пьеро, лиса Алиса и кот Базилио, к Чиполлино присоединялся граф Вишенка, а репку тащили бабка с дедкой. Настоящие мастерицы – очень экономные люди. Вот и наша героиня, увидев, что от вязания остаются нитки, сразу стала думать: куда бы их приспособить? Снова подсмотрела на просторах Сети идею делать из остатков пряжи куколок. И уже это увлечение привело к новой рукодельной любви:
«Когда я увидела славянские куклы-обереги, меня это захватило с такой силой, что я стала изучать не только способы изготовления, но и саму их историю, – рассказывает мастерица. – Оказалось, что каждая из них имеет свой смысл и хранит вековые традиции».
Мастерили их изначально из простейших природных материалов – веточек деревьев или лозы. Постепенно начали добавлять ткань, а со временем некоторые из куколок стали изготавливаться только из материи.
«Все куклы-столбушки делятся на три вида: игровые, обереговые и обрядовые, – поясняет Галина Пащенко. – Каждое название говорит о своём предназначении. Первые делались просто для развлечения деток, а два других – строго для определённого действия».
Детские игровые куклы славяне мастерили чаще всего из дерева в виде фигурок людей, животных и птиц. А вот обрядовые готовили исключительно к определённому событию. Например, для таких важных зимних праздников, как Коляда. В руки хозяюшки вкладывали символы добра, благополучия – два мешочка, один – с зерном, другой – с солью. И обязательно веник, которым выметали из дома всё плохое.
Или взять куклу-оберег Масленицу. Зима всегда считалась временем испытания для славян, которое связывали с образом Морены – богини зимы и смерти. Её изображали в виде старухи, чьё соломенное чучело, сделанное в человеческий рост или выше, сжигали в костре. Гораздо позже в некоторых регионах России именно эту фигурку стали называть Масленицей. А вот настоящую куклу к этому дню мастерили в предпраздничные дни. Ритуальной игрушке полагалось иметь яркие одежды и пышную грудь, что означало пришествие солнечного тепла, окончание сильных холодов, пробуждение природы и начало работы на земле. Правда, век её всё равно был недолог: в течение всего года она служила талисманом, а в следующем её либо сжигали, либо бросали в реку за день до праздника, приговаривая: «Старое сожжено, новое найдено!»
«Славяне очень любили весну. После тяжёлых зимних дней она воспринималась как пора пробуждения, поэтому встречали её с радостью и очень много ей куколок посвящали, – рассказывает Галина Николаевна. – Вот, например, Вербница делалась на Вербное воскресенье, Радоница – к Пасхе. В коллекции мастерицы много обрядовых кукол. Есть и Покосница. Такие обереги хозяюшки мастерили для своих мужей, чтобы те охраняли косцов от порезов».
С позитивными эмоциями
Обережные куклы, как правило, делались для конкретного члена семьи, а защищающие – для всего рода. С их помощью люди пытались улучшить урожай, отогнать болезни, завести семью. В ход шли ткани, нитки, ленты, шнурки, бусины, пуговицы. Важнейшей составляющей при изготовлении амулетов считалось настроение: нужно вкладывать позитивные эмоции, делать в хорошем самочувствии и с большим желанием. Всё должно совпасть, чтобы получился гармоничный и красивый результат.
Образ своих героинь Галина Пащенко искала долго. Зная общие каноны изготовления, она стремилась передать в каждой игрушке своё видение. Определялась и с размером – делала и маленьких, и больших, но остановилась на одном – около 30 см в высоту. Сначала задумывается образ будущего творения, затем начинается творчество: основу составляет столбик (потому и называется кукла столбушкой), который либо накручивается из ткани, либо ею обматывается заранее заготовленный. Потом крепится голова, а дальше по слоям надевается одежда. В финале уже можно выбирать, какие бусики у неё будут, какой передничек, что будет в руках и так далее.
А вот лица у кукол-столбушек нет. Практически все славянские обережные игрушки его не имеют. Согласно древнему поверью в кукол могли вселиться злые духи, поэтому их и оставляли безликими. Но глядя на работы Галины Николаевны, так и не скажешь – у каждой красавицы виден и характер, и свой темперамент, к тому же можно легко определить – девочка это или взрослая женщина. Например, кукла Рябинка, у которой платочек по‑девичьи повязан. Одноимённое дерево у славян считалось почитаемым, оберегающим семейное счастье, поддерживающим в доме атмосферу любви.
А вот глядя на Мокошь, которая избавляет хозяйку от бед и огорчений, не усомнишься в её возрасте. Сразу понятно – перед тобой взрослая женщина, потому что куколка в традиционной славянской шапочке с рожками. Это старинный символ чадородия, который ассоциировался с образом плодоносной коровы.
Удивительная выставка
Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посмотреть на замечательных кукол-столбушек Галины Пащенко и узнать историю каждой из них лично от автора можно в краеведческом музее Бирюча. Здесь с 1 июня до 30 августа куклы-обереги представлены на специальной выставке. В экспозиции около 50 самых разных работ мастерицы. Вот – Материнское благословение, которую делала мама, выдавая дочку замуж. Привязывала ей на пояс две фигурки – мальчика и девочку. В завершение свадебной трапезы отрывала их и дарила молодым, желая им плодовитости. А куклу – образ дочери – оставляла себе, чтобы та согревала душу матери. Восьмиручка или Десятиручка – тоже предназначались молодой жене, чтобы помогать ей за детьми ухаживать и дела по дому выполнять. Зато Шестиручка делалась исключительно для рукодельниц.
На выставке можно встретить и других удивительных столбушек. Чего стоит только одна Кумоха, что обнимает 12 лихоманок: Трясовицу, Огнею, Знобуху, Гнетею, Грудицу, Глухею, Костоломку, Желтуху, Пухнею, Корчею, Глядею, Невею. В славянских мифах – это злые демоны в облике женщин-сестёр, которые по ночам нападают на людей, вытягивая из них все соки. Кукла-подменка должна была сбить с толку лихорадку, которая, признав в ней себя, вселялась в оберег вместо кого‑то из домочадцев.
Впрочем, здесь можно встретить просто красивых столбушек: Тульчанку с бубликами на шее, Северное Сияние, которая перенесёт в край оленей, юрт и снегов, Новгородскую красавицу и других куколок. Это фантазии мастерицы, основанные на знании этнографии.
Кукол много не бывает
Но куклы-обереги – это недавняя любовь Галины Пащенко – около двух лет занимается ими мастер. И это самая малочисленная часть огромной кукольной коллекции, что с любовью, выдумкой и вкусом сделана её руками. Основная сокровищница живёт дома у мастерицы. Более 300 кукол из самого различного материала уютно расположились на полках в разных комнатах. Вот вязаные герои, особняком стоят фарфоровые куколки. Кстати, их мастер делает давно и тоже сама, используя только готовые ручки, ножки и головки. Золушка, Снежная королева, чукчи, казашка в национальном костюме, даже Грушенька из романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». Каждая из кукол так точно описывает образ, какой хотела передать мастерица, что даже игрушками их не назовёшь.
В таком ремесле без помощника не обойтись. Им всю жизнь является муж Галины Николаевны:
«Всегда спрашиваю, что она задумала, над чем работает, – рассказывает Иван Пащенко. – Да и заготовки для кукол – моих рук дело. Бывает, что приходится прогонять её из‑за швейной машинки – прошу, чтобы глаза поберегла. Ну а то, что в доме много кукол, – это хорошо. Если перестанут умещаться здесь – придётся второй дом для них строить».
Скорее всего, так и будет, потому что энергии и изобретательности у бирючанской умелицы не отнять. Неделю или месяц работает над одной, а как только она готова – сразу же берётся за другую:
«Тканей у меня много в запасниках, да и фурнитуры хватает. Сейчас работаю над столбушкой Золотая Хохлома, – делится планами Галина Пащенко. – Идею подсказала сама ткань, которую я увидела. Я ведь куколок своих не продаю, бывает, что дарю очень близким, дорогим людям. А когда мне говорят, что у тебя уже ставить их негде, я просто улыбаюсь в ответ – куколок много не бывает!»