Воспоминания и лес для дома. Что привезла с БАМа белгородка Тамара Сенюкова
О том, как покорялась вечная мерзлота, жительница Матрёно-Гезово рассказала «Белгородским известиям»
-
Статья
-
Статья
В 1970–80-е годы многих граждан СССР манила небывалая по размаху стройка. На Байкало-Амурскую магистраль старались попасть не только из‑за возможности заработать, люди ехали туда за северной романтикой, новой жизнью и даже семейным счастьем. Тамара Сенюкова отправилась на БАМ вслед за своей подругой, которая по комсомольской путёвке строила дома вдоль железнодорожной магистрали.
Первая зарплата – маме
Вспоминая те годы, которые совсем нельзя назвать беззаботными, Тамара Сенюкова отзывается о бамовском периоде своей жизни как о настоящем приключении в окружении друзей и единомышленников.
Белгородка поехала в далёкий Забайкальский край с маленьким сыном – Виталию тогда исполнилось только 1,5 года. На малой родине её семейная жизнь не сложилась, и молодая мама решила начать всё с чистого листа на новом месте.
«Всего 26 лет было, – улыбается Тамара Ивановна. – Золотых гор никто не обещал, но о достойной зарплате говорили все. На стройке работала маляром-штукатуром, имела третий разряд. День приезда помню как сейчас – 7 мая 1986 года уже была на БАМе».
Сначала они с сыном жили в вагончике, потом получили щитовое жильё, и на придомовой территории Тамара Сенюкова обустроила теплицу.
«Выращивала помидоры, огурцы, зелень – прямо с грядки и сразу на стол. Я ж оставалась девчонкой сельской, огород нас всегда кормил», – отмечает Тамара Ивановна.
Показывая фотографии, она вспоминает забавные случаи из бамовской жизни. Рассказывает Тамара Ивановна о незабываемых сборах сибирских ягод и заготовке из них варенья, и о том, какие белгородские традиции привезли с собой на БАМ.
«Когда багульник цветёт – всё вокруг становится сиреневым, как в сказке, – вспоминает Тамара Сенюкова. – Ягод много – собирай не хочу. Завораживающая природа, которую не забыть никогда».
Больше всего в Сибири белгородку поразила красота сурового края. Даже летом горы были покрыты снегом. Глаз не отвести от бескрайней тайги, рек и озёр. Но с другой стороны – вечная мерзлота и колебания температур от –60 до +40 градусов.
«Ещё цел тот деревянный мост, по которому я ходила на реку Витим, – как‑то в передаче по телевизору показали. Это самый старинный мост, построенный как временный в 1984 году. По нему до сих пор ездят, чтобы сократить время. Хотя есть и новая железная дорога в обход», – вспоминает Тамара Ивановна.
Жителям БАМа продукты поставляли из всех регионов большой страны. Несмотря на сложности доставки, в магазинах продавались товары, которые трудно было купить на малой родине.
«Снабжали БАМ хорошо. Мы могли ни в чём себе не отказывать. Первую зарплату отправила маме – иначе не могла. Посылку ей собрала с сибирскими деликатесами. Она ведь меня не хотела отпускать, провожала со слезами. Потом и в отпуск к ней приезжали, и месяцами гостили, ведь всегда скучали друг без друга», – рассказывает белгородка.
На БАМе жили дружно
Застройка посёлка велась комплексно, сразу со всей инфраструктурой: больницами и поликлиниками, школами и детсадами, клубами и кинотеатрами. Поэтому молодёжь охотно создавала семьи, ведь условия тому способствовали.
Тамара Ивановна показывает фотографии, где запечатлены праздники и трудовые будни комсомольской стройки, которые составили восемь лет её счастливой жизни.
«На магистраль, конечно, все съезжались из разных мест и привозили свои традиции. Но жили рядом: казахи и киргизы, литовцы и украинцы. БАМ был поделён на районы, за каждый из которых отвечала одна из республик Советского Союза. Отсюда и неповторимый вид каждого поселения, расположенного у магистрали. Например, посёлок Ангоя отстраивал «АзербайджанБАМстрой», пгт Новый Уоян – СМП «ЛитваБАМстрой», Янчукан – ССМП «АрменияБАМстрой». Жили дружно. Я работала в посёлке Куанда на шефском предприятии «УзБАМстрой» – строили школу, детский сад, железнодорожный вокзал. Никаких претензий и разногласий. А сейчас что творится – братские народы воюют», – вздыхает Тамара Сенюкова.
Её сестра живёт в Донецкой области недалеко от Макеевки. Женщины часто созваниваются, переживают друг за друга – годы и состояние здоровья дают о себе знать.
В посёлке Куанда Тамара Сенюкова прожила и проработала восемь лет. Она вышла замуж, в поселении недалеко от Байкала в одноимённом роддоме родила младшего сына, которого назвала в честь деда Иваном. Но малую родину белгородка никогда не забывала.
«Как только нам выплатили целевые, мы тут же получили автомобиль по сертификату. Вернувшись в Белгородскую область, купили себе дом, где сейчас я и живу, держу небольшой огород, помогаю детям по мере сил», – говорит Тамара Ивановна.
Детям интересно
Бамовская закалка остаётся на всю жизнь, вот и сейчас белгородка при деле – наводит чистоту в школе. О том, что Тамару Ивановну наградили медалью «50 лет Байкало-Амурской магистрали», коллеги и односельчане узнали из социальных сетей. Памятную медаль вручила глава администрации Алексеевского округа, а директор школы предложила Тамаре Ивановне провести урок – ученикам интересно и полезно будет узнать о БАМе от очевидца.
«Дорога была долгая. Казахстан проезжали – непередаваемая красота. Ночью на нашем пути начались пожары – лес горел. Раньше не было возможности афишировать такие происшествия. Это сейчас всё в Интернете – каждый может сфотографировать и выложить пост в соцсети. Страшно было, ведь пламя до неба. Помню, как хотела вернуться домой: со мной сын маленький ехал», – рассказывала школьникам Тамара Ивановна.
Она замечает, что дети задавали много вопросов. Им всё было интересно: как ехали? видела ли медведя? какая там погода? а рыбалка?
«Солнце в Забайкалье есть?» – спросил один мальчишка. Видно, от кого‑то слышал или сам подумал, что солнце из‑за края земли встаёт, и всё в его голове перепуталось, – смеётся Тамара Ивановна. – Ребята меня поздравили и медаль внимательно разглядывали».
Алексеевская сирень
Бамовский период жизни остался навсегда в памяти белгородки. Много хорошего она говорит о том времени. К примеру, вспоминает, что на БАМе нигде не было замков: мотоциклы стояли непристёгнутые, дворы не запирались. Только уехав в далёкие края, Тамара Сенюкова поняла, что такое тоска по малой родине.
«Как тянет домой, если б вы знали. Вернулась – сразу наломала сирени. Там, на БАМе, её нет. Никогда не думала, что буду скучать по весне в Алексеевке. Только в разлуке понимаешь, что тебе дорого».
Сейчас Тамара Сенюкова работает, занимается домом, семьёй. О себе говорит скупо, лишь то, что вяжет носки солдатам и любит цветы. 40 соток огорода – других забот и нет. Обыкновенная деревенская жизнь. А потом, как будто невзначай, она вспоминает, что с великой комсомольской стройки выписала и привезла лес. Из той древесины сын Тамары Ивановны построил дом. Крепкий, добротный – на долгие годы для семейного счастья.
Екатерина Алавердян