16 января 2025,  13:30

«Так она же нашенская». В белгородском селе хранят память об Ирине Архиповой

В вейделевской Николаевке – на родине предков великой русской певицы – побывала «Белгородская правда»

«Так она же нашенская». В белгородском селе хранят память об Ирине АрхиповойФото: Елена Журавлёва/архив сельского музея
  • Статья
  • Статья

Мы приехали в Николаевку, когда её накрыл снег. Село удивило своей красотой и тишиной. Когда‑то здесь жили бабушка и дедушка Ирины Константиновны, родилась её мама. Старожилы хранят воспоминания о самой титулованной в Советском Союзе и России оперной диве с уникальным меццо-сопрано.

Без Галды и свадьба не свадьба

Из воспоминаний Ирины Архиповой

«Моя мама, Евдокия Ефимовна Галда, родилась и выросла в той части Южной России, которая в XVII–XVIII веках называлась Слободской Украиной. Население здесь было смешанное: были русские сёла, где жили москали, как их здесь называли, были украинские сёла хохлов, которых во времена Екатерины II переселили на эти земли, были сёла староверов. И говорили здесь на своеобразной смеси русского и украинского языков. Село, где родилась мама, было украинское. Называлось оно Николаевка и находилось в 50 км от станции Валуйки (сейчас это Белгородская область)».

«Так она же нашенская». В белгородском селе хранят память об Ирине Архиповой - Изображение Фото: Елена Журавлёва

 

До сего времени живут предания о дедушке Ирины Константиновны, который организовал хор в местной церкви и был регентом. Ефим Иванович обладал необыкновенным по красоте голосом. Ни один праздник, ни одна свадьба не обходились без его могучего голоса. 

«Бывало, как запоёт басом в церкви, так все свечи начинают гаснуть, а через 6 км в Кубраках люди его слышали и понимали, что служба началась», – рассказывали старожилы.

И стало уже традицией – кто бы ни вступал в брак в Николаевке или на хуторах, все просили Ефима Ивановича быть посажённым отцом, потому что селяне хотели послушать на свадьбе, как поёт Юхим (так его называли на украинский манер). Так и говорили: «Без Галды и свадьба не свадьба».

 

 

Местная жительница Валентина Ларина, в прошлом учительница русского языка и литературы, а сейчас пенсионерка, краевед и активистка общественной жизни посёлка, так вдохновилась историей родного села, что 12 лет назад написала книгу «Дорогами истории». Целых восемь страниц Валентина Михайловна посвятила великой певице и родственникам Ирины Архиповой, проживающим в селе. С некоторыми она дружила, поэтому знала семейные истории из первых уст. 

Из её записей известно, что у бабушки певицы, Настасьи Ильиничны, был родной брат Иван Ильич Ткач. Умерли они в 50-х годах прошлого столетия. Нашли своё пристанище на Николаевском кладбище. По линии Ткачей в селе росли дети. Двоюродную сестру матери Ирины Константиновны – Евдокии Ефимовны – звали Евдокия Ивановна, по мужу Чумак. Далее линия родства подводит нас к её дочке Клавдии Макаровне (в девичестве Чумак) и сыну Николаю Макаровичу Чумаку. В памяти сохранились свидетельства о двоюродной тёте Ирины Архиповой – Матрёне Ивановне – и её сыне – Василии Яковлевиче Шумае.

На сегодняшний день в Николаевке из родни Ирины Константиновны остались Николай Макарович Чумак, внук Клавдии Макаровны – Константин Скрыпаль и его сын Глеб. Все они очень простые и скромные люди.

 

В театр в новом костюме

После смерти жены Ефим Иванович стал ездить в гости к детям. Останавливался в Валуйках, приезжал к дочке и внучке и в Москву. В 1950-х годах Ирина Константиновна уже служила в Большом театре. Своего деда Ефима она пригласила в оперу. Так вспоминали очевидцы этот визит в театр: 

«В тот день давали оперу М. И. Глинки «Иван Сусанин»… Гордо и величаво шла [Ирина Архипова] по центральному проходу рядом с невысоким пожилым человеком. На нём не очень ладно, пожалуй, даже мешковато сидел новый костюм. На лацканы наползали края расшитого ярким узором ворота рубашки. А великая певица заботливо и нежно поддерживала старика под руку. И зал взорвался овацией – бурной, взволнованной, восхищённой. Ирина Константиновна вела к креслу в первом ряду своего родного деда Ефима Ивановича Галду из вейделевского села Николаевка».

 

Семейным преданием поделился с нами троюродный брат Архиповой – Николай Чумак. В свои 75 лет он живёт в маленьком домике на окраине Николаевки. Выйдя с его двора, с пригорка всё село как на ладони. От вида дух захватывает: золотятся на солнце купола трёхпрестольного Николаевского храма, теснятся серые и коричневые крыши деревенских домиков, старые высокие деревья тянут голые ветки к низким зимним облакам.

Николай Макарович говорит на смешанном южнорусском просторечии с характерным звуком [г]. От сестры он знал, что Ирина Константиновна хотела, чтобы голос её дедушки в Москве услышали специалисты. Привела его в свой театр, и запел Ефим Иванович без микрофона, разнёсся его недюжинный голос по всем этажам.

«Ну и почав дидусь спивати. Вони там уси позбигалися, послухали. И казали: надо його обучать. А вин каже: опера – не моя профессия. И отвела Ирина його в церкву. Благословення дав старшой московський Алексий. И вин почав там спивати. И в дни туди ходив», – говорит Николай Чумак.

Гордится ею вся округа

В детстве Ирина Ветошкина (девичья фамилия Архиповой) приезжала с мамой в Николаевку к дедушке и бабушке несколько раз. Каждый приезд ознаменовывался пением деда в церкви, да и дома народной песней не гнушались. Звучали красивые тягучие мелодии. Так прививалась юной москвичке Ирочке любовь к музыке.

Рассказывает Валентина Ларина:

«Когда Ирина в 1944 году была студенткой Архитектурного института, мама послала её в Николаевку отвезти небольшой мешок с мукой. Это был последний год войны. Наша территория была освобождена от фашистов, но разруха стояла страшная, и о родственниках они не слышали ничего. Со станции Валуйки Ирину попутчики довезли на подводе до Вейделевки. А оттуда она 25 км шла одна с тяжёлым мешком. Когда добралась поздним вечером, бабушка чуть в обморок не упала. Оказалось, что в лесах полно бандитов, да и голодные волки свирепствовали. Слава Богу, всё закончилось благополучно».

 

Ирина была способной студенткой, подавала надежды в архитектурном направлении, об оперном пении тогда не особенно и думала, а любила рисовать. Кстати, в Москве есть здания, которые построены по её проекту. Одно из них – здание финансовой академии на проспекте Мира. В то время, когда она приезжала на каникулы к родичам в Николаевку, часто занятия по рисованию с натуры проходили то у храма, то у живописных деревенских домиков, то у колодца. 

Очевидец её уединённых пленэров – местный житель Борис Слета (ему было тогда лет 10) – наблюдал, как приезжая барышня наносила несколько скупых штрихов, и уже получалась картинка. Так он был очарован процессом и девушкой, что и сам вскоре начал рисовать.

Как писала сама Архипова в своих воспоминаниях, к сожалению, многие рисунки из «николаевской серии» исчезли. Автору этих строк удалось найти два на просторах Интернета. Ветряная мельница за селом и Николаевский храм – это рисунки, созданные в технике акварельной живописи, принадлежат руке талантливой и разносторонней Ирине Константиновне.

 

Фото встречи в Николаевской школе. Выступает Борис Слета Фото встречи в Николаевской школе. Выступает Борис Слета / Фото: Елена Журавлёва

 

После студенческих лет почти полвека певица в Николаевку не приезжала. И только уже в 1994 году весь местный люд помнит, как тогда уже титулованная, признанная всем музыкальным миром дива, тогда ей было 69 лет, посетила родину предков.

Главе Николаевского поселения Наталье Лепетюхе тогда было всего 9 лет, её на встречу не взяли. Но она хорошо помнит, как готовились к приезду народной артистки СССР:

«Мели улицы, мусор вывозили, порядок наводили в каждом дворе и возле него, белили, возле храма, колодца и кладбища убирали», – рассказывает Наталья Евгеньевна.

Наталья Лепетюха Наталья Лепетюха / Фото: Елена Журавлёва

 

А вот Валентина Ларина сидела на этой встрече в третьем ряду. И помнит, что встречать певицу вышло народу видимо-невидимо. Со всех окрестных сёл и хуторов приехали люди.

«Знаете, почему так? Потому что для села она нашенская, несмотря на то что родилась в Москве. Этот факт значит для людей очень много. Проводили её тогда в актовый зал недавно открывшейся новой школы, на сцене она сидела вместе с районным начальством, вот есть такая фотография, – показывает Валентина Михайловна. – Она рассказывала о себе, а люди стояли и плакали от радости».

Когда повествование о жизни и творчестве закончилось, Архипова поехала к месту, где раньше стояла дедушкина ветхая хата и рос вишнёвый сад. Затем на кладбище поклонилась могилкам бабушки и других умерших родственников. Все цветы, которые ей подарили и которые она привезла, оставила на могильных холмиках.

 

Водичка студёная

Сейчас рядом с местом, где был дедушкин дом, остался старинный колодец. Более 100 лет срубу. Называют его с давних времён «Галдын колодезь». Вода там студёная, да такая, что Ирина Константиновна, помня её со студенческих лет, попробовать не захотела: боялась застудить горло и связки.

Мы тоже подъехали к нему, достали ведро воды… Действительно, вода холодная и железистая. Реставрируя колодец в 2018 году по программе очистки шахтных колодцев, огородили металлическим забором, заасфальтировали площадку и, к сожалению, поменяли верхнюю часть на бетонное кольцо и стандартную по проекту синюю крышу. Говорят, что местная достопримечательность ничего не потеряла в своей ценности. Местная жительница Валентина, живущая по соседству, утверждает, что воду они здесь набирают – она мягкая и вкусная.

 

Место, которое с давних времён называют «Галдын колодезь» Место, которое с давних времён называют «Галдын колодезь» / Фото: Елена Журавлёва

 

В музейной комнате сельского Дома культуры нам показали витрину с фотографиями, на которых запечатлён приезд Ирины Константиновны. А в местной школе учительница музыки Валентина Зинченко поделилась с нами, что когда в 7-м классе они изучают оперу «Кармен», то делают это только на образах, созданных Ириной Архиповой.

Уезжая из Николаевки, решили заехать в Вейделевский краеведческий музей, где в его экспозиции и фондах хранится 20 предметов, связанных с именем великой певицы. В основном это брошюры, фотографии, программки оперных спектаклей на русском и английском языках. Но два экспоната можно считать уже уникальными. Это авторская книга Архиповой «Музы мои» и фотография, на которой она запечатлена с семьёй деда Ефима.

«Ирина Константиновна с нами каждый день, мы всегда помним о ней, это великое счастье – жить на земле, которую она любила», – улыбается на прощанье Валентина Ларина. 

Елена Ховхун

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×