Мелькает челнок. В Красненском краеведческом музее ткацкому стану подарили вторую жизнь
Чтобы подробнее узнать, как всё это происходило, «Белгородская правда» отправилась в село Готовьё
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Наши трудолюбивые предки всё делали своими руками – от домашней утвари до одежды и обуви. К повседневным и праздничным нарядам относились трепетно – сшить их стоило огромного труда. Сначала надо было посадить растение, из которого добывались волокна, а затем прялись нити. Позже из этих нитей ткали полотно.
Потрепали, почесали
В Красненском районном краеведческом музее нас встречает научный сотрудник по экспозиционно-выставочной работе Алла Искренок. Несколько лет назад она увлеклась историей ткачества и решила восстановить работу старинного ткацкого стана, который находится в экспозиции. Привёз его бывший директор музея краевед Николай Лесунов. До этого станок лежал на чердаке у Надежды Локтевой в селе Репенка. Создали его примерно в начале XX века, а возможно, немного раньше. Точную датировку сейчас уже произвести сложно. Изготовили станок местные мастера. Николай Стефанович собрал его заново и соорудил скамеечку, которая была утеряна, ведь ткачиха обязательно должна сидеть.
«Какое‑то время станок просто стоял, а потом я задумалась: как на нём работали наши предки? У Николая Стефановича остались воспоминания, как ткали его мама и бабушка. Посмотрели мы и в Интернете информацию. В итоге восстановили весь процесс. Зарядили стан современной ниткой. Правда, было это непросто. Долго пришлось повозиться», – говорит Алла Искренок.
Чтобы сесть и начать ткать полотно, нужны нити. Их раньше тоже изготавливали своими руками. Процесс это долгий и непростой.
«Смотрите, как искусно спрядена эта ниточка. Получена она из волокна конопли. Ещё на Руси использовали лён и рогоз. Но для нашей местности это нехарактерно. После того как семена конопли собирали, толстый стебель срезали и начинали мять специальной мяльницей. Представляла она собой два упора, на которые поперёк клали брёвнышко с выемкой. А сверху был рычаг. Стебли закладывали и с помощью этого рычага мяли, чтобы избавиться от верхнего слоя – кострицы. Когда стебель размягчался, его трепали, освобождая от твёрдых растительных частичек. На нашей земле зачастую использовали лопатовидные трепала», – объясняет Алла Петровна.
Потрепали? Теперь надо почесать. В качестве чесалки могли использовать, например, щётку из жёсткой щетины свиней. После вычёсывания длинные и ровные волокна применяли для изготовления нити, а то, что осталось, не выкидывали, а использовали в производстве верёвок.
Станина и набивки
Волокна готовы? Время садиться за прялку!
«Выглядят старинные нити как фабричные: тонкие и ровные, – восхищается Алла Искренок. – Смотришь на них и поражаешься! Надо было иметь сноровку, талант и опыт. Если всего этого нет, ничего не получится».
Наши предки делали ткацкие станки из толстых брусьев – станины и поднёбника. На поднёбник крепились подвижные части. Станки могли иметь различия в конструкции, но были похожи по расположению основных рабочих узлов и принципу их работы.
«Вот эта подвижная часть называется «набивки», – показывает Алла Петровна. – А наши бабушки почему‑то называли её «набелки». Вообще в разных местах детали стана могли именовать по‑разному. Ремизки на красненской земле, к примеру, назывались «нит». Тут внизу две педальки. Если поставим ногу на одну из них, то образуется вот такое пространство – «зев». Сюда проходит челнок (уток)».
Челночная нитка просовывалась между нитками основы. Раньше ткачихи делали это очень быстро и умело. С помощью набивки нитку плотно набивали. Ещё одна часть стана – бёрдо. В зависимости от нитки ставили бёрдо с разной шириной между зубьями. Для толстых выбирали более широкие, для тонких – густые, поясняет Алла Петровна:
«Сделали ряд. Потом меняем положение педали. Те нити, которые были вверху, оказались внизу, а нижние перешли наверх. Теперь уток проходит ещё раз».
Сейчас станок заряжен современной нитью. Она не такая крепкая по сравнению со старинной – может и порваться. Вот наши предки делали всё на славу!
До 40 метров полотна
Чтобы запустить ткацкий стан в работу, спрядённые на прялке ниточки надо определённым образом замотать, дабы они не спутались. Для этого использовали рамочные сновалки. В старину они были большими – длиной более двух метров. Таким образом, ткацкий стан и сновалка занимали немалое пространство в избе. Но без них никак не обойтись.
«До 40-х годов XX века у нас ткали полотно. Моя мама в детстве ходила в домотканой одежде. Её мама и бабушка работали за ткацким станом. Происходило это после того, как заканчивались полевые работы. Стан был разборный и хранился на чердаке или в сарае. С приходом холодов его заносили в дом, собирали, заряжали. За осенне-зимний сезон одна женщина могла соткать до 40 метров полотна. Оно получалось грубое, серое. Поэтому позже его отбеливали. Выходили весной к речке, если село стояло у реки. А если нет – то к колодцу. Расстилали полотно, которое за зиму соткали, и начинали поливать водой. Оно выгорало на солнце и начинало приобретать более светлые оттенки, становилось мягче», – продолжает рассказ научный сотрудник».
Различные приёмы переплетения нитей помогали создавать на ткани красивые узоры. Браную технику применяли для рубах, салфеток, полотенец, скатертей, напольных дорожек. На красненской земле распространённой была ремизная техника, предполагавшая переплетение под прямым углом уточных нитей и нитей основы.
Для узорных полотенец и передников использовали технику перебора. А с помощью закладного ткачества создавали ковры.
Ткацкий стан стал отличным помощником на музейных уроках. Девочки, а порой и мальчики, во время экскурсий с удовольствием садятся за него и пробуют ткать. Кстати, в старину детей с раннего возраста приучали к труду. Уже с пяти-семи лет мамы учили дочек прясть, а спустя время пересаживали за станок. Так что многие юные мастерицы в десять лет могли соткать рушник и пояс.
Анна Черкашина