Ниточка из прошлого в настоящее. Грайворонская мастерица возрождает ткачество
«Белгородская правда» рассказывает об Александре Ильиной, владеющей уникальным старинным ремеслом
-
Статья
-
Статья
Она – руководитель самодеятельного коллектива из грайворонского дома ремёсел. В прошлом году Ильину удостоили почётного звания «Народный мастер Белгородской области».
Вместе с сыном
Впервые ткацкий станок вживую она увидела, только когда он был куплен и занял прочное место в её доме. Как он работает, Александра узнала благодаря интернету, ведь мастериц, которые могли поделиться опытом, она не встречала.
«Моя прабабушка, которая жила на Алтае и о которой я только слышала, занималась ткачеством. Мне очень хотелось тоже научиться», – говорит Ильина.
Прочная ниточка через век связала поколения одной семьи, став звеном между прошлым и настоящим.
Александра уверена, что к ткачеству её привела любовь к математике:
«Меня всегда привлекала вышивка крестом, всё, что связано с точностью и определённой периодичностью».
Вышивать крестиком она научилась в десять лет. Всегда любила рисовать и этому тоже очень хотела учиться. Мама её стремления не поддерживала, и девочка буквально за руку привела её в художественную школу.
«Она считала, что это сиюминутное желание ребёнка, – вспоминает Александра. – Но художественную школу я успешно окончила, и она дала мне многое. Кроме живописи, рисунка, композиции, мы занимались батиком, лепили из глины, мастерили своими руками».
Однако после школы Ильина выбрала профессию, связанную с математикой, и планировала стать учителем. Обучение не закончила: поработав на каникулах в детском саду, поняла, что педагогика не для неё. Благодаря умелым рукам без работы не сидела, занимаясь росписью по дереву, стеклу, керамике и прочим прикладным творчеством. Пять лет назад, когда сын пошёл в 1-й класс, стала учиться и Александра, поступив на факультет дизайна и технологий Белгородского государственного института искусств и культуры.
«Мне пришлось второй раз сдавать ЕГЭ, нужна была литература. Я запоем прочла «Войну и мир». Это было совсем другое восприятие текста, не такое, как в школе. Рыдала над «Анной Карениной», – рассказывает Ильина.
На первом курсе преподаватель дала задание выполнить элемент вышивки:
«Подумала: вышить‑то я смогу легко, давно этим занимаюсь, и тут наткнулась на статью про ткачество. Овладеть тонкостями мастерства помогал интернет».
Читаем узоры
На защиту диплома, предстоящую в этом году, Александра готовит рушники для свадебного обряда. Тему для защиты выбирала долго: кроме ткачества, её очень интересует геометрическая резьба по дереву. Этим ремеслом в своё время занимался дядя. Инструмент в руки в школьные годы брала и она.
Геометрические фигуры увлекли любящую математику мастерицу. Предмет по этому декоративному направлению изучали и в институте культуры. Но ткачество победило.
Для свадебного обряда наши предки использовали до 40 разновидностей рушников. Причём каждый предназначался для определённого ритуала и имел свой символический орнамент. Их изготовление позволяло будущей невесте продемонстрировать свои навыки в рукоделии.
Александра делает тот, которым благословляли, и во время обрядовых действий соединяли руки молодым. Старший староста накрывал хлеб рушником, на него клал руки жениха, невесты и всех присутствующих родственников, связывал рушником, приговаривая: «Не вяжется узел, а вяжется слово», а потом развязывал символический узел.
Но рукотворные произведения для защиты диплома нужно было подкреплять солидной теоретической базой, и студентка с головой погрузилась в специализированную литературу. Теперь она многое может рассказать о каждом вытканном ею узоре.
«Этот рушник, самый главный в доме, называется божница, – показывает своё творение Александра. – Его вешали на иконы. На рушник наносили основные символы – главная берегиня и лик рода. В своих трудах известный учёный Пётр Макагонов говорит о русском традиционном орнаменте как знаковой системе. Символы, которые наносили на одежду и предметы быта, являлись своего рода славянской письменностью. Их использовали ещё до принятия православия, то есть до создания славянской азбуки Кирилла и Мефодия».
Теперь понятен смысл поговорки «встречают по одёжке».
«С узоров на одежде считывали, откуда человек, какое у него мировоззрение, чем он занимается, что для него важно», – поясняет Ильина.
В геометрической красоте узоров-символов, вытканных на рушниках, знающие люди видят проводников духа родов и покровителей дома.
«Окна и пороги защищали рушниками, ведь через них могло заходить зло, – делится мастерица. – Сейчас можно многое по интересующей теме найти в интернете, но нужно чувствовать, насколько информация правдива. К сожалению, русскую историю стараются переписывать. Узоры не меняют, а вот их значение переделывают».
Бёрдо и ремиз
Сейчас подопечным Ильиной – а заниматься на новом станке в Доме ремёсел приходят и школьники, и пенсионеры – овладеть техникой ткачества намного проще, чем когда‑то пришлось ей. Начинала с заправки ткацкого станка, тщательно следила, чтобы ни одна ниточка не провисла, или излишне не натянулась. Иногда ошибалась, приходилось полностью перезаправлять станок. На это уходило немало времени, но она училась и на ошибках.
Бёрдо, ремиз и прочие мудрёные названия деталей ткацкого станка, которыми она объясняет принцип его работы, для непосвящённого звучат как иностранныые. Очень помогает давнее увлечение математикой: Александра сама составляет схемы сложных узоров. Но главное – знания о символах традиционного орнамента становятся известными всё большему количеству её земляков.
«Это огромный пласт нашей культуры. Чем больше узнаёшь историю ткачества, тем отчётливее понимаешь, сколько ещё интересного предстоит узнать», – говорит народный мастер.
Елена Мирошниченко