Манящая скорость. Какой след семья Кобцевых оставила в истории белгородского мотокросса
Об экстремальном семейном хобби «Белгородским известиям» рассказал спортсмен Сергей Кобцев
-
Статья
-
Статья
Сергей Кобцев – чемпион по мотокроссу Белгородской области. Выбирать хобби ему не пришлось – оно нашлось само, ведь помимо кровных уз, семью Кобцевых всегда роднила профессиональная езда на мотоциклах.
Строгость и воспитание
Мир мотокросса появился в жизни Сергея с самого детства. Отец и дядя брали его на тренировки и соревнования понаблюдать за прыжками и трюками. Мальчика завораживали мастерство вождения мотоцикла и победы, сопровождающиеся призами и овациями. Особенно хорошо Кобцеву запомнился момент, когда в 10-летнем возрасте его в первый раз посадили на «железного коня»:
«Зимой мне разрешили прокатиться на мопеде по тренировочному кругу ДОСААФ, – вспоминает спортсмен. – Когда я льдину объехал передним колесом с одной стороны, а задним – с другой, ко мне подошли тренеры и после нескольких минут раздумий над тем, как такое могло произойти, сказали, что из меня получится мотогонщик».
После первой поездки Сергея окончательно затянуло в семейное хобби. Перед глазами были мотивирующие примеры: отец – мастер спорта, дядя – тренер команды, и троюродный брат-ровесник, который ни в чём ему не уступал. Поначалу занятия были нерегулярными, учили заправлять мотоцикл, правильно на него садиться, ремонтировать, а потом уже давали кататься и выполнять трюки.
Первым тренером Сергея был его отец – мастер спорта Белгородской области Владимир Николаевич Кобцев, однако основным тренером потом стал дядя – Юрий Николаевич. Их строгость и воспитание привели парня к первой серьёзной победе. Уже в 13 лет, в 1988 году, Сергей взял первенство на чемпионате области по мотокроссу.
«В ДОСААФе мне дали кроссовый мопед с бумажкой, на которой было написано «для личных тренировок», – говорит Сергей Кобцев. – Именно на нём я первым финишировал с большим отрывом на областных соревнованиях в Алексеевке в классе 50 «кубиков».
В том же году юноша выиграл во всех состязаниях и уже числился в команде ДОСААФа. Первая крупная победа стала удивлением в первую очередь для него самого. Если до этого им двигал азарт скорости и манёвренности на трассе и вдохновляли успехи отца и дяди, то от первой знаковой победы пришло осознание собственной значимости.
Роковая травма
Многие спортсмены во время тренировок и соревнований сталкиваются с травмами. Эта история не обошла и Сергея, которого опасность никогда не пугала. Как признаётся спортсмен, во время езды о падении не думаешь, начинаешь осмысливать ошибку уже после него, с единственной целью – исправить допущенную оплошность и стать лучше.
«У тренера была поговорка, – рассказывает мотогонщик. – Хочешь быстро ехать – учись быстро думать».
Однако даже длительный опыт порой не спасает спортсменов от ошибки. Так, однажды на тренировке Сергей упал и придавил ногу мотоциклом, в результате чего получил тяжёлую травму колена, после которой пришлось долго восстанавливаться. Несмотря на это, он с нетерпением ждал, когда сможет заниматься вновь.
Не отбила желания тренироваться и куда более серьёзная травма, из‑за которой мотогонщик оказался на грани жизни и смерти. Тогда Кобцев выступал на соревнованиях, приуроченных ко Дню города, 5 августа. Он ехал впереди колонны и во время прыжка через трамплин не долетел, и все, кто ехал сзади, по нему промчались. После этого спортсмен оказался в реанимации.
«Отцу сказали, что даже если приду в себя, то не смогу ходить, – делится Сергей. – Мне тогда было 16 лет. Я ездил на полноценном мотоцикле мощностью 27 «лошадей» и весом 100 кг, а сам весил 40».
Даже тогда парень упорно решил не сдаваться. Он начал тренироваться вместе с тем, как учился ходить. Из команды он выбыл, но отец с дядей помогли найти другую, после чего у него вновь получилось стать чемпионом.
«Мама больше не пускала на гонки, а отец говорил ей, что уезжает со мной отдыхать, а мы с ним ехали на соревнования», – отмечает мотогонщик.
Несмотря на пережитые испытания, любовь к мотокроссу в Сергее не угасла. Более того, именно необычное семейное хобби послужило мотивацией не опускать руки и во что бы то ни стало идти к своей цели.
Куда делась былая слава?
О своей привязанности к мотогонкам Кобцев говорит следующее:
«В мотокроссе есть нечто захватывающее. Во‑первых, свобода скорости и действий. Во‑вторых, в пределах трассы учишься жить в моменте, приходит понимание, что эти 15–20 минут в заезде и есть та настоящая свободная жизнь».
По словам спортсмена, мотокросс – отдельный мир со своими гласными и негласными правилами, но как бы ни обострял чувства стартовый мандраж и ни накрывала детская радость победы, после которой приходит осознание того, что усилия были приложены не зря, реальный мир рано или поздно даёт о себе знать. Так случилось и с Сергеем.
В 2000-м Кобцев взял серебро в чемпионате Кубка Черноземья в категории «125 кубов: мужчины, воздух», на тот момент ему было 25 лет. В том же году родился его сын, и спортсмен решил прекратить тренировки. Любимое хобби забирало много времени и стало слишком дорогостоящим, чтобы совмещать его с семейной жизнью.
«Я пошёл зарабатывать на квартиру», – объясняет Сергей.
О былых успехах напоминали только кубки, награды и грамоты, которые со временем растерялись. По словам белгородца, часть наград забирали на соревнования отец и дядя, когда выступали там в качестве судей, другая часть просто потерялась при переездах, сохранились немногие.
Спустя годы былое увлечение не отпускало, тянуло обратно в спорт. Поначалу знакомые просили отремонтировать мотоцикл, и Сергей мог немного поездить после починки. Позже представилась удачная возможность недорого купить «железного коня» для себя. Троюродный брат, с которым они с детства соревновались в одной команде, поддержал идею возобновить тренировки.
«Мы теперь вдвоём ездим, а дядя нас опять тренирует, – говорит Сергей. – Сейчас я просто стараюсь поддерживать себя в форме. Как только наладится ситуация с соревнованиями в нашей области – вернусь в спорт».
Глазами тренера
Как начиналось семейное увлечение, вспоминает и дядя Сергея, который долгое время работал тренером команды ДОСААФа. Ведь он связал свою жизнь с мотокроссом благодаря старшему брату, отцу Сергея. Разница между ними – 10 лет. Младший наблюдал за успехами старшего и мечтал ему подражать.
«Меня дома не с кем было оставить. Отец с мамой на работе, поэтому брат меня на санках привозил в команду, – вспоминает Юрий Кобцев. – Я в этом варился. Посадят меня на ножку мотоцикла, и я сижу».
Владимир Кобцев стал мастером спорта в 18 лет и ушёл служить в спортивную команду армии (СКА), а оттуда – выступать за группу в Германии. Юрий Николаевич же получил перед армией серьёзную травму, но думал, что сможет вернуться к мотокроссу через время. Однако не получилось, но к спорту всё равно тянуло, и он пошёл работать тренером в ДОСААФе.
«В мотокроссе нельзя работать тренером, если сам не сидел на мотоцикле, – отмечает Юрий Кобцев. – Нужно понимать, что происходит на трассе с гонщиком и его техникой, мысленно ставить себя на его место».
Шло время, племянники подросли и попали в его команду. Тогда Юрий Николаевич понял, что роли тренера и дяди в нём неделимы. Осознание этого пришло во время одной из первых тренировок Сергея.
«Сергей физически был не очень крепкий и небольшого роста. Он на мотоцикле смотрелся как флажок, – вспоминает тренер. – Когда ускорялся, можно сказать, что мотоцикл ехал сам по себе. Я тогда говорил Владимиру, что его сдует, а у меня самого пульс больше, чем у Сергея на мотоцикле, зашкаливал».
Племянников от команды он никогда не отделял, ко всем относился со строгостью и справедливостью, никогда не подпускал к мотоциклу с плохими оценками. Наказания и похвалу они получали наравне со всеми. Юрий Николаевич вспоминает один из таких случаев:
«Один раз после первых двух заездов на соревнованиях Сергей остановился возле меня и сказал: «Дядь, у меня не получится, если хочешь – сам за меня поезжай». Уговаривать его было бесполезно. Тогда я на него так грозно глянул, что он побежал обратно в строй изо всех сил».
Тренер рассказывает, что их вместе с братом и племянниками практически никогда не бывало дома: то на тренировках, то на соревнованиях. Жизнь проходила в дороге и всегда ощущалась в моменте.
«Брат всегда говорил, что кровь мотогонщика всегда должна состоять наполовину из бензина, – комментирует Юрий Николаевич. – В нас всех это было».
София Сапрыкина