С ностальгией по СZ. Чем отличается современный мотоспорт от советского
-
Спортивная смена
-
Спортивная смена
В красногвардейском отделении ДОСААФ мотокроссом занимаются 15 человек. Могло бы быть и больше, но своей техники в клубе почти нет – те пять мотоциклов, которые есть в наличии, уже давно просятся на покой. Большинство бирюченских гонщиков тренируются и соревнуются на личных мотоциклах.
50 лет первой гонке
О том, чем живёт местная секция мотоциклетного спорта «Гвардия» в год её 55-летия, «Спортивной Смене» рассказал руководитель районного отделения ДОСААФ России Геннадий Азаров.
— Геннадий Андреевич, кто приходит к вам заниматься?
— В основном бывшие гонщики приводят своих детей. При условии, что могут обеспечить занятия для своего ребёнка. Сейчас финансовое положение тяжёлое, спонсоров нет. До 2009 года нам помогала администрация – по мотоциклу в год покупала. Благодаря этой помощи за последний десяток лет наша команда не опускалась ниже третьего места в чемпионате области.
— Помните, как здесь начинался мотокросс?
— До 1964 года технические виды спорта развивались в более крупных населённых пунктах, где были авто- и мотоклубы. В районах попросту не было материальной базы. А в 1964-м партия и правительство приняли постановление о создании учебно-спортивных баз в ДОСААФ. Сначала у нас не было помещений, но в 1968 году райисполком выделил ДОСААФ гектар земли, на котором мы построили учебные помещения, в том числе и для занятия мотоциклетным спортом.
— Первую гонку тогда же провели?
— Нет, первый старт состоялся в 1969 году. Я тогда один представлял Красногвардейский район. Представления об этом виде спорта практически не было, только в 1970 году в журнале «За рулём» появился цикл публикаций, посвящённых технике мотокросса и подготовке мотоциклов. Это дало всплеск интереса к мотоциклетному спорту, и в результате у нас появились спортсмены, которые успешно выступали на международной арене. И это притом что у нас не было своей спортивной техники – мы переделывали дорожные мотоцилы. Это уже позже у нас появилась техника марки CZ – чехословаки в то время обеспечивали все страны соцлагеря спортивными мотоциклами…
Гонки без перерыва
По словам Азарова, молодые люди, занимавшиеся в те годы мотоспортом, становились почти инженерами:
— Нужно было, например, рассчитывать и проектировать конструкцию выхлопной системы. То, что студенты в университетах изучали в курсе «Теории двигателей», мы познавали сами. Позже появились книги о подготовке мотоциклов и психологии спортсменов.
— С техникой тогда как дела обстояли?
— В 1980-х в области проводилось несколько соревнований по мотоспорту – в Белгороде, Губкине, Старом Осколе и Шебекино. В те годы мотоцикл с завода в Страконице (город в Чехии, где располагается производство Česká zbrojovka Strakonice, он же CZ – прим. ред.) стоил 1 200 рублей. И у ДОСААФ были деньги на покупку этой техники. Только в нашем отделении было 18 мотоциклов разных классов и кубатур. У ведущих спортсменов – по два мотоцикла или по два двигателя.
— Когда вы у себя в районе стали проводить соревнования?
— В 1981 году мы учредили межобластное первенство по мотокроссу памяти нашего земляка, танкиста, Героя Советского Союза Николая Яценко. Мотокросс в районе стал развиваться динамично. Спортсмены участвовали в семи-восьми соревнованиях в сезон, стали ездить в Харьковскую, Луганскую и Воронежскую области. А потом все соревнования в 1983 году объединили и стали проводить чемпионат области. И даже в 1990 е годы, когда всё везде загибалось, в нашей области чемпионат шёл, хотя порой на старт выходили всего шесть-семь гонщиков.
— Можете сравнить ту технику и нынешнюю?
— Сегодня спортивные мотоциклы представлены в основном японскими производителями, которые заинтересованы в том, чтобы спортсмен не ремонтировал имеющуюся у него технику, а приобретал новую. Современные мотоциклы имеют ограниченный моторесурс, агрегаты на них почти не ремонтируют – их просто меняют. А это стоит денег.
— Сколько стоит современный кроссовый мотоцикл?
— 250–300 тыс. рублей. Проблема в том, что сейчас на международных и всероссийских соревнованиях отказались от мотоциклов с двигателями воздушного охлаждения. Они дешевле техники с водяным охлаждением, но теперь их нет. И люди просто не могут заниматься мотокроссом. Наши юноши в 2011, 2012 и 2014 годах выигрывали на них чемпионат области. Но если джентльмены проигрывают, то они придумывают новые правила. Вот и наша федерация отказалась от воздушных классов.
Минус возраст
— С юношами всё понятно, а взрослые у вас гоняют?
— В 1980-е у нас был мастер спорта Александр Троянов – он был лучшим гонщиком в области. Тогда и началась «битва» между Белгородом и районами. Мы сами тренировочный цикл выстраивали – кто раньше начинает, тот раньше заканчивает. Сейчас в мотокроссе есть большая проблема – теряется целое поколение. У нас есть нижний возраст и старший, а предармейского нет. Человек приходит заниматься мотоспортом, а ему говорят: «Куда ты пришёл? Ты никогда не догонишь тех, кто начинал заниматься мотокроссом с пяти-шести лет!» Я считаю, что должна быть ниша для тех, кто пришёл в мотоспорт в 16–17 лет.
— На выездных соревнованиях бываете?
— Благодаря программе патриотического воспитания, которая действует в Белгородской области с 2002 года, региональное отделение ДОСААФ получает средства из бюджета области. Это позволяет выбираться на соревнования. В советское время мы просто залезали в кузов грузовика и ехали. Сейчас такой номер не пройдёт. С транспортом очень сильно помогает бывший гонщик Вячеслав Тюльпинов, чей сын сейчас постоянно занимает первые места на соревнованиях. Тюльпинов даёт нам для выездов свой личный автобус. Да и другие гонщики помогают – на таких энтузиастах всё и держится.
Беседовал Александр Куликов