Андрей Толстов: Не ты выбираешь мотокросс, а он тебя
«Спортивная смена» поговорила с чемпионом ЦФО в классе мотоциклов с четырёхкатными моторами объёмом 250 см³
-
Статья
-
Статья
20-летний валуйчанин Андрей Толстов не раз выигрывал этапы чемпионата России, а сколько гонок провёл за всё время, и сам не знает. Он рассказал, как проходит подготовка к дистанции, приносит ли мотокросс прибыль и что самое страшное в этом виде спорта.
Главное – форма
— Андрей, расскажи, как ты попал в мотокросс?
— Это произошло совершенно случайно. Мне было семь лет, мы с отцом стояли возле мотоклуба и ждали его друга. В это время с трассы возвращались мотоциклы. Они мне очень понравились, я подошёл к тренеру и попросил записать меня на мотокросс. Первое время на тренировки меня возил дедушка, а я параллельно занимался кикбоксингом. Но когда втянулся, стало получаться в мотокроссе, с кикбоксингом я завязал. А папа увидел, что у меня есть будущее в этом виде спорта, и купил мне новый мотоцикл, хорошую форму, и мы начали заниматься более профессионально.
— Не задумывался, почему выбрал именно мотокросс, а не другой вид спорта?
— Все виды спорта чем‑то хороши, но мотокросс у меня в душе, он выбрал меня сам. Нужно родиться с данными к нему, с любовью к технике и мотоциклам.
— В мотокроссе неслабые физические нагрузки. Как ты с ними справляешься?
— Нужно постоянно поддерживать себя в хорошей форме. Если ты не будешь заниматься физподготовкой, то тебя хватит максимум на три круга, потом все обгонят. Почти каждое утро пробегаю 10 км и каждый день занимаюсь в спортзале по специальной программе для мотокроссменов. Она чем‑то похожа на программу для тяжелоатлетов, только с лёгкими весами. Главное – выбрать правильный вес, чтобы можно было делать по 20 повторений, то есть работа на выносливость, а не на рост мышц.
— У мотокроссменов есть какая‑то особая диета?
— Перед гонкой едим макароны, мясо. За несколько недель до старта – гречка и куриная грудка.
— Как проходят тренировки?
— У меня по три тренировки в неделю, в каждой по два часа езды. Сначала идёт отработка элементов, на втором часу – заезды на выносливость и на время. Если под конец заездов время круга увеличивается больше чем на две секунды, значит, ты не готов физически. Плюс на выходных стараюсь выехать на какую‑либо гонку.
Все мотоциклы одинаковы
— На каком мотоцикле начинал ездить?
— На Kawasaki с двигателем 60 см³, 1998 года выпуска. Он был весь на проволоке, кое‑как ездил. Сейчас езжу на двухтактном КТМ, 250 см³. Бешеный мотоцикл, очень мощный и лёгкий, хорошо управляется. На сегодня это лучший кроссовый мотоцикл. Но в целом нельзя сказать, что в мотокроссе одни мотоциклы хороши, а другие – не очень. Просто у некоторых одни характеристики лучше, у других – другие.
— Как настраиваешь мотоцикл перед гонкой?
— Это вообще непростой процесс. Карбюратор настраивается в зависимости от высоты над уровнем моря, температуры воздуха и бензина. Настройки подвески на каждую трассу индивидуальные – это ещё сложнее, их меняешь по 100 раз. Они зависят от рельефа трассы: насколько она скоростная, какие на ней кочки – высокие и жёсткие или, наоборот, преобладает мелкая крошка. На настройки влияет количество трамплинов и ещё куча факторов.
— Как готовишься к прохождению дистанции?
— Все спортсмены стараются пройти по ней перед гонкой несколько кругов пешком и подобрать для себя идеальные полосы для обгонов и быстрых кругов. 99 % трасс Черноземья я знаю, всё‑таки уже 13 лет занимаюсь мотокроссом. У каждой трассы своя специфика. Моя любимая – наша, валуйская. Мы её сами построили в прошлом году, и я тоже участвовал в разработке этого трека.
Тренировки в Испании
— Как вы добираетесь до места проведения гонок?
— На микроавтобусе «Мерседес-Спринтер», который переоборудовали в дом на колёсах. Сзади в нём есть гараж для мотоциклов, а в салоне машины есть спальня и кухня.
— И как далеко вы забираетесь?
— На сборы в Испанию, например, – 4 700 км в одну сторону. Переезжали там с одного места на другое и везде удивлялись профессиональной подготовке трасс для тренировок. На обратном пути ещё в Германии провели четыре тренировки. Поехали за границу, потому что у нас был снег и сильный мороз. Тренировки дома были бы бесполезными.
— Мотокросс приносит прибыль?
— Не в нашей стране. В России от него только убытки. Но это состояние души: какие бы убытки этот спорт ни приносил, ты будешь искать средства, чтобы поехать на соревнования или тренировку.
— Насколько хорошо знаешь свою технику?
— Настолько, что свой КТМ, пожалуй, могу полностью разобрать и собрать с закрытыми глазами.
Об опасностях в гонке
— Со стороны дух захватывает, когда вы вылетаете на несколько метров вверх. Не страшно?
— Прыжки для меня стали такой же обычной вещью, как поход в магазин за продуктами. В мотокроссе страшная вещь – завалы. Чаще всего они происходят на старте, когда все спортсмены пытаются попасть в один поворот. В завале нужно как можно скорее найти свой мотоцикл и привести его в рабочее состояние. Это не всегда удаётся после того, как несколько спортсменов переедут его.
— Собираешься всю жизнь заниматься мотокроссом?
— Моё будущее плотно с ним связано. В планах стать хорошим тренером по мотокроссу – это очень прибыльно, да и ещё занимаешься любимым делом. Есть цель попасть в топ-3 в этом году на чемпионате России в самом быстром классе – MX1.
— Чем привлекателен мотокросс?
— Каждая гонка сама по себе очень интересная. На этап чемпионата мира в «Орлёнок» съезжаются тысячи людей, и все они на трассе становятся одной семьёй, готовят шурпу, общаются, дети прыгают на велосипедах, строят себе мини-трассы. Это очень душевный и семейный вид спорта, потому что почти каждый спортсмен ездит на гонки со своими родными.
Беседовал Александр Куликов