Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 марта 2019,  12:50

«Самая крутая иномарка». Почему Максиму Громоздину нравится ездить на «запорожце»

Откровения заядлого зазогонщика

«Самая крутая иномарка». Почему Максиму Громоздину нравится ездить на «запорожце»Максим ГромоздинФото: Владимир Бабич
  • Статья
  • Статья

Староосколец рассказал «БелПрессе» о своей любви к «запорожцам» и скоростной езде на них по бездорожью – зазогонках.

Непотопляемый

«Первый «запорожец» я купил ещё школьником, в 2000 году. Тогда среди молодых было модно иметь свою машину, хоть какую. Денег было мало – то, что удалось скопить от школьных обедов и подарков на дни рождения. Ходили с друзьями по дворам и улицам и у одного мужика нашли. Сторговались за 1 000 рублей.

Учился водить по просёлочным дорогам и полям. Колдобины и буераки для него самое то. Трясло хорошо, но было весело. Управлять им просто, но впечатлений много. Если хоть раз прокатился на «запорожце», то потом всё время будет тянуть.

Как‑то решил испытать свой агрегат, их же называли вездеходами. У него подвески независимые. Заехали с пацанами в болото, двери открыли, он уже тонуть начал, жижа постепенно в кабину затекла, включил задний ход, и «запор» тихим ходом выкарабкался.

Потом настало другое время, нужно было поступать в институт, на первый план вышли новые задачи. Машину, можно сказать, со слезами на глазах продал. Но любовь и страсть к «запорожцам» осталась».

«Горбио»

«В 2010 году окончил институт, устроился на работу и приобрёл «горбатого» (народное название модели ЗАЗ-965 – прим. авт.) 1965 года выпуска. В 2011-м мы с ним участвовали в Дне города. Пришлось положить много сил на ремонт и реставрацию. Запчасти покупал по объявлениям в газетах и в интернете. На «запорожцы» ведь уже давно ничего не выпускают.

Двигатель посчастливилось приобрести у одного дедули из Саратова – увидел объявление и помчался, успел. Повезло очень: движок совсем новый, ещё в упаковке с посылторга. Параллельно находил другие запчасти в Воронеже, Курске, что‑то присылали с Украины, когда ещё было можно. Когда‑то «запорожцы» пачками сдавали в металлолом – вот было время!

Сейчас «горбатый» разобран до винтика, кузов отпескоструен – буду этим летом красить и собирать, на это уйдёт ещё пару лет. Процесс качественной реставрации очень долгий, отнимает много времени. «Горбио» – это машина для души.

Когда начали выпускать «запорожцы», экономили на всём. Сначала были «горбатые», которые скопировали с «Фиата», потом – «ушастые», у них сзади «уши» с хромированными накладками, затем – «мыльницы». Машина была доступна для большинства советских граждан. Некоторые говорят, что здесь нет ни одной некачественной детали. Это неправда: в советское время делали абы как. Ресурс двигателя – всего 40 тыс. км, по сравнению с современными машинами – это ничто. И расход бензина у них приличный, где‑то 9 л на 100 км.

У меня есть некоторый задел запчастей, собираю, чтобы потом можно было поменять. Запчасти стало тяжело находить, их выгребают из старых гаражей, но они же не бесконечны. Правда, резину оригинальную ещё можно у нас, в России, купить: в Барнауле делают, они и для «запорожцев» подходят и для «Таврии», «жигулей». Если и запчасти когда‑нибудь закончатся, то это не будет концом увлечения, что‑нибудь придумаем обязательно.

У моего деда был «запорожец», но я тогда был ещё слишком мал, чтобы оценить эту машину (потом у него была «шестёрка»). У моей мамы отец – ветеран войны, а тогда им государство выделяло такие машины, и он отдал её моему отцу. «Запор» геройски отмотал 40 тыс. км и благополучно сгнил в огороде возле дома».

Зазоводы

«Ездить на машине очень хочется, а «горбатый» в ремонте. У нас есть общество зазаводов, в нём таких любителей раритетов человек 100, все из разных регионов. Почти у всех по две-три машины.

В Старом Осколе я точно один. Ближайший соратник живёт в Воронеже. У нас проводят открытие и закрытие сезона, где все собираются, и мне нужно было на чём‑то перемещаться и участвовать в гонках. Поэтому в апреле прошлого года купил ещё одну машину в хорошем состоянии 1991 года выпуска. Много лет простояла она в гараже. Привёл за три-четыре месяца в порядок. Подвески поменял, там рассохлось всё, антикор сделал, полировку кузова. Теперь она у меня для выезда в люди.

Потом приобрёл еще одну, но уже для гонок. Они обе одной серии, их в народе называют «мыльницами», и цвет одинаковый – «примула». Этой зимой участвовал в двух гонках: в Старосырово (это недалеко от Подольска) и в Вязниках Владимирской области. Там гонял не на своей, друзья дали, тяжело и далеко было свою гнать. В Старосырово тащили машину на жёсткой сцепке, доехали. Так она и стоит до сих пор неумытая, вся в подмосковной грязи. Звёзд мы с ней на гонках не заработали, но прочно обосновались в середине таблицы.

Зазогонки состоят из пяти-шести этапов. Максимальную скорость, которую может развить «запорожец» на российских неезженых дорогах, – 60 км/ч. На гонках главное – управление, там трассы с такими поворотами-закорюками. И на них случается разное: и тормоза отказывают, и машина может перевернуться, и просто что‑то отлететь. Поэтому приходится с собой возить полный багажник запчастей.

 

В гонках товарищ сошёл с трассы и в овраг съехал, так несколько зазогонов поднатужились и вытащили. Один потом рассказывал, как тёща практически одной рукой из кювета его «запор» вытолкала. Мы все сразу представили эту тёщу. Как никак, а килограммов 700 машина весит. Долго смеялись.

Чтобы выиграть зазогонки, в автомобиле с его 40 «лошадьми» под капотом нужно серьёзно всё доводить до ума. Снаружи «запор» может быть весь ржавый и мятый, это не главное, важнее, чтобы вся механическая часть была в полном порядке, всё грамотно настроено и отрегулировано, да и зимняя резина должна быть не из дешёвых. К этому я и стремлюсь.

Конечно, сейчас можно продлить срок службы двигателя, ведь раньше не было таких масел. Раньше заливали что в «КамАЗ», то и в «запорожец». Купил машину с пробегом всего 176 км, сейчас на спидометре – 5 485. Посмотрю, сколько наездит при бережном уходе, самому интересно.

В городе, наверное, есть «запорожцы», но их владельцы не входят в наше сообщество. А Роман Рогожкин из Воронежа приезжает сюда иногда. Машину вместе с ним готовил к гонкам».

Допереть до Крыма

«В сентябре ко мне пожаловал зазовод Павел Силаев из Питера на своём раритете, и мы отправились в Крым. Ехали с ночёвкой двое суток. Цель была – проехать по Крымскому мосту. Прокатились, что называется, с ветерком. Потом по серпантину и – вперёд в Ялту. Добрались до Балаклавы, посмотрели музей подводных лодок.

Специально выбрали сентябрь, чтобы было не жарко. Для наших машин жара – это очень критично: у двигателя нет водяного охлаждения, только воздушное. Были в дороге некоторые поломки, тормоза отказали. Но чем хороша эта машина? Её можно починить практически на коленке. Там всё легко и понятно. Всегда предполагаешь, что может выйти из строя, и везёшь с собой, в простом автосалоне ведь не купишь, домой возвращаться нужно. На трассе может выжать 110, это предел.

 

Походная «мыльница» Походная «мыльница» / Фото: Владимир Бабич

Ездить на «запорожце» мне не стыдно, я наоборот, ловлю восхищённые взгляды. Когда гаишники останавливают, никогда не проверяют документы, а спрашивают, можно машину посмотреть. Правда, штраф за превышение скорости есть.

Случай смешной был. Как‑то на перекрёстке мы едва не столкнулись с ГАЗ-21. Жена долго смеялась: два раритета чуть не «встретились».

Анекдот мне нравится один. На дворе 2050 год. В зад «запорожца» влетает «мерседес-2000». Из «запора» выходит древний старик и говорит водителю мерса: «Ты даже не представляешь, как ты попал!»

О ретротематике

 «Я в гоночной машине не ездила, – присоединяется к разговору жена Максима – Татьяна. – Сами понимаете, она не для выездов в свет. После покупки «горбатого» скоро праздновали нашу свадьбу. Мы на нём отмечали второй день, украсили его кольцами и поехали на природу. Потом муж его разобрал на реставрацию. Когда появился второй «запорожец», я только родила сына, а муж четыре месяца пропадал в гараже, готовился к поездке в Крым. Увлечение мужа уважаю, это его выбор. Он так трепетно к своим машинам относится».

«Мне нравится всё, что касается советской ретротематики, – продолжает Максим. – У меня в офисе висит гирлянда из советских фотоаппаратов. Они все рабочие. Собираю значки автомобильные. Сыну недавно купил немецкую железную дорогу 1970-х годов. Хотелось бы ещё и ретромотороллерами заняться, найти «Тулу» или «Вятку». Но на всё нужно время. Есть мечта съездить на Байкал или в Европу, хочу посмотреть Португалию».

Встречались мы с Максимом в гараже, и он любезно предложил прокатиться на «запорожце». 

«Сейчас будет трясти», – с гордостью предупредил он.

Ощущения действительно непередаваемые. На дороге встретился мужчина в годах, и, пока я мог его видеть, он всё смотрел нам вслед.

Владимир Бабич

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×