Анощенко, Ерошенко и Эрденко. Что делали уроженцы Белгородской области в Китае
В историко-краеведческом музее Белгорода работает выставка «Наши земляки в Поднебесной»
-
Статья
-
Статья
Где только в мире не отметились наши земляки – разве что в космосе. Но нет сомнения – когда‑нибудь слова известной песни «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы» будут актуальны и для Белгородской области. Пока же идёт Год культуры России и Китая, он же год 75-летия установления дипломатических отношений между странами. Белгородский историко-краеведческий музей не остался в стороне от этих событий. Здесь работает выставка с экспонатами из собственных фондов, посвящённая китайскому этапу жизненного пути трёх известных земляков.
Пристанище для эмигрантов
Первые контакты между Русью и Китаем относятся к петровским временам – к XVIII веку. Россия стала первой европейской державой, которую официально посетили китайские послы. Дальше – больше: контакты крепли, связи налаживались. В 1898-м русские основали город Харбин. Это произошло благодаря масштабному проекту Российской империи – строительству Китайско-Восточной железной дороги, частично проходящей по территории Маньчжурии.
По состоянию на 1917 год в 100-тысячном Харбине 40 тысяч жителей были русскими. После Октябрьской революции их стало куда больше благодаря эмигрантам. В русских школах и вузах учились 16 тыс. школьников и студентов. Харбин стал центром русской эмигрантской культуры в Китае. Репертуару харбинской оперы могли позавидовать театры Петрограда и Москвы: в разное время в ней выступали Шаляпин, Лемешев, Козловский.
Словом, жизнь в Харбине кипела. И во время своих многочисленных путешествий здесь оказался великий просветитель, педагог для незрячих, музыкант и писатель, полиглот, выучивший 12 языков, уроженец старооскольской Обуховки Василий Ерошенко (1889–1952).
Пешком по шпалам
«Незрячий с четырёх лет Ерошенко поставил перед собой цель помогать себе подобным, – рассказывает старший научный сотрудник историко-краеведческого музея Галина Прокопенко. – Для этого он путешествовал по разным странам, изучая накопленный там опыт работы со слабовидящими. В Китае он оказался в 1921 году, после Англии и Японии, откуда его выслали во Владивосток как якобы большевистского агента».
В Поднебесной Ерошенко оказался волей случая – он не смог из Владивостока пробраться в европейскую часть России. Решил уйти в Харбин, благо граница там не охранялась. Причём уйти в буквальном смысле – он прошёл 500 км по шпалам, ориентируясь по звукам, запахам и движению ветра. Дойдя, серьёзно заболел, но, к счастью, выкарабкался.
В Харбине Василий Яковлевич провёл три месяца, подрабатывая массажистом. В числе освоенных им языков был эсперанто – искусственно созданный язык, поклонники которого есть в разных странах мира до сих пор. И основатель движения эсперантистов в Китае Ху Юй-чжи пригласил Ерошенко преподавать эсперанто в Шанхайский институт языков мира.
«Здесь же, в Шанхае, вышел первый поэтический сборник Василия Ерошенко, – продолжает Галина Владимировна. – В своей вступительной статье Ху Юй-чжи охарактеризовал его стихи в самых лестных выражениях. Большое участие в судьбе старооскольца принял и писатель-классик, основоположник современной китайской литературы Лу Синь. Занимая видный пост в министерстве высшего образования Китая, он легко устроил Ерошенко в Пекинский университет преподавать эсперанто и русскую литературу. Преподавание велось по‑японски, по‑английски и на эсперанто».
Съездив на конгресс эсперантистов в Финляндию, на обратном пути Ерошенко навестил Обуховку и осенью 1922-го вернулся в Пекин. Но ненадолго – в Китае стало неспокойно, участились антиправительственные выступления, жить стало попросту небезопасно. Весной 1923 года Василий Ерошенко покинул Поднебесную, и начались новые этапы его богатой приключениями жизни, вплоть до самого конца в родной Обуховке.
Виртуоз из бараново
Известный русский скрипач-виртуоз, композитор и преподаватель Михаил Эрденко (1885–1940) родом тоже со Старооскольщины – из села Бараново. Это настоящий вундеркинд – с четырёх лет играл с отцом-музыкантом на свадьбах, а в 19 лет окончил Московскую консерваторию с золотой медалью за особые успехи.
Революцию 1905 года юноша принял со всей душой. Он был своим в среде революционеров, даже участвовал в строительстве баррикад. Выступая на самых престижных российских сценах и много гастролируя, он давал и благотворительные концерты для рабочих, студенчества.
«После Октябрьской революции вопрос об эмиграции перед ним, естественно, не стоял, – констатирует Галина Прокопенко. – Музыкант преданно служил молодой Советской России, по‑прежнему много концертировал и был профессором Московской консерватории. Выступал он и за рубежом. Михаил Эрденко, в частности, в 1927–1928 годах стал первым представителем советского скрипичного искусства в Японии и Китае».
В обеих азиатских странах Эрденко произвёл фурор. На заключительном концерте в Токио его слушали 20 тыс. человек. Он активно гастролировал до конца жизни – это стало причиной его подорвавшегося здоровья. Михаил Эрденко скончался в возрасте 54 лет, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Полёты и киноискусство
Кинематографист, профессор, преподаватель ВГИКа, изобретатель, советский пионер авиации и воздухоплавания Николай Анощенко (1894–1974) родился в дворянской семье в Белгороде, учился здесь в мужской гимназии. Но отец его ушёл из жизни рано, и мать решила перебраться в Москву, где устроилась на службу, чтобы кормить семью.
«В августе 1914-го Николай Анощенко пошёл добровольцем на фронт, – рассказывает Галина Прокопенко. – Служил в авиационном отряде и воевал геройски, получив шесть боевых орденов. Синематограф и полёты были его страстным увлечением. В детстве он занимался авиамоделированием, не пропускал ни одной кинопремьеры. И жизнь свою он посвятил кинематографии, как и Эрденко, оставшись после революции в России. Писал сценарии и снимал по ним фильмы, преподавал, публиковал научные работы и учебники по кинематографии».
В Китае Анощенко не был. Но в 1955 году встречался с китайскими кинематографистами, которые прибыли в СССР для получения опыта. Тогда, в 1950-х, в этой сфере СССР и Китай сотрудничали очень активно, развивая кино как мощное средство социалистической агитации и пропаганды.
«Есть на выставке и стенд, посвящённый уже нашим дням, – подводит итог старший научный сотрудник музея. – С 2018 года в Институте межкультурных коммуникаций и международных отношений работает Центр китайского языка и культуры. Его открытию способствовали посольство КНР и университет китайского города Дэчжоу. Центр популяризирует на Белгородчине китайский язык и культуру, развивает интерес к истории и традициям Поднебесной».
Выставка продлится до 26 сентября.
Олег Гончаренко