Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 июля 2024,  16:05

Не сдал, но не сдался. Как выпускнику не опустить руки после плохого результата ЕГЭ

О способах преодоления постэкзаменационного стресса и конструктивной проработке негативного опыта «Белгородским известиям» рассказывают психологи Юлия Шудрикова и Алла Роскошная

Не сдал, но не сдался. Как выпускнику не опустить руки после плохого результата ЕГЭФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Прошли единые государственные экзамены, и перед некоторыми выпускниками и их родителями встал вопрос: как справиться, если сдача ЕГЭ превратилась в разочарование?

Пережить бурю эмоций

Страдание, печаль, гнев, страх, стыд – вот неполный список негативных эмоций, которые возникают, если планы не осуществились. Невозможно удовлетворить важнейшие личностные потребности, если собственные ожидания расходятся с реальностью. И чем значимее ситуация для человека, тем интенсивнее нас захватывают эмоции, тем больше мы переживаем. Ситуация с неполучением необходимого проходного количества баллов на ЕГЭ не является исключением. 

Интенсивность переживаний может увеличивать и тот факт, что ситуация с поступлением в учебное заведение чаще всего сопровождается длительным ощущением беспокойства или нервозности. По наблюдениям методиста и педагога-психолога межрайонного центра психолого-педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского районов Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения Аллы Роскошной, нередко можно заметить у детей и родителей даже признаки физиологических изменений на фоне переживания сильных эмоций.

 

Не сдал, но не сдался. Как выпускнику не опустить руки после плохого результата ЕГЭ - Изображение Фото: Павел Колядин

«Но даже в такой ситуации, когда не реализована потребность в успехе, очень важно не забывать об отношении к самому себе, осознавать себя самоценным в любых ситуациях. Поэтому, получив этот негативный опыт, прежде всего вспомните моменты в своей жизни, когда вы были победителем жизненных обстоятельств», – подчёркивает специалист.

Следующий этап – не накапливание или подавление, как это часто бывает, а конструктивное проживание возникших из‑за несдачи ЕГЭ негативных эмоций.

«Один из доступных и достаточно эффективных способов вывести эмоции – бумажные или аудиозаписи, в которых вы можете выразить всё, не стесняясь в выражениях. Но выплеснуть скопившийся негатив недостаточно. Надо заполнить образовавшееся вакантное место положительными переживаниями, которые происходят, но часто остаются незамеченными», – подсказывает психолог.

Для этого, по словам специалиста, нужно включить осознанность момента и научиться радоваться приятным мелочам, которые делают нас счастливее: лучику солнца в окне, поддерживающему прикосновению близкого человека.

К слову, этот совет применим и к родителям ребёнка, переживающего по поводу неудачной сдачи ЕГЭ часто ничуть не меньше самого выпускника. Им стоит прислушаться к советам руководителя центра психолого-педагогической помощи детям Юлии Шудриковой:

• не обесценивайте происходящее словами «ничего страшного» (в голове ребёнка они могут прозвучать как «родителям всё равно»);
• не занимайтесь нравоучением в этот момент (желание воспитать словами «надо было лучше учиться» вызовет ответную реакцию у подростка – «достали со своими советами»);
• не отрицайте утрату (сказанная с добрыми намерениями фраза «не поступил – пойдёшь работать» может вызвать обиду, и подросток подумает, что вы опять всё за него решаете).

 

Не сдал, но не сдался. Как выпускнику не опустить руки после плохого результата ЕГЭ - Изображение Фото: Павел Колядин

«Неважно, выпускник вы или родитель, если происходит сильный стресс у человека, то его когнитивные функции падают. Внимание рассеивается, наблюдаются постоянные переживания, тревога, появляются проблемы со сном и приёмом пищи, вы всё время отвлекаетесь и не можете сосредоточиться. Самостоятельно такие симптомы остановить очень сложно. Невозможно себе сказать: «Больше не думай об этом, и всё пройдёт». Если чувствуете, что не справляетесь сами, – обратитесь к квалифицированному специалисту, который поможет вам пройти это непростое для вас время и выйти из него победителем», – советует Шудрикова.

Её коллега Алла Роскошная рекомендует после осознания произошедшего события и выплеска накопившихся негативных эмоций использовать техники, помогающие успокоиться и расслабиться: дыхательные и релаксационные (понижение мускульного напряжения способствует снижению нервного), медитацию. По словам специалиста, для снятия эмоционального напряжения хорошо помогает концентрация на счёте.

 

Не сдал, но не сдался. Как выпускнику не опустить руки после плохого результата ЕГЭ - Изображение Фото: Павел Колядин

 


Мысленно медленно считайте от 1 до 10. Сосредоточьтесь на этом медленном счёте. Если в какой‑то момент мысли начнут рассеиваться, начните считать сначала. Повторяйте счёт в течение нескольких минут.


 

Работа над ошибками

Когда этап осознания факта и эмоциональной бури прошёл, выпускнику, не сдавшему ЕГЭ, нужно установить и проанализировать причины, которые привели его к такому результату.

Для этого педагог-психолог Алла Роскошная советует взять лист бумаги и мысленно или при помощи карандаша разделить его на две части. В одной нужно указать личностные трудности, которые возникли до, во время и после экзамена (к примеру: страх, растерянность, злость в конкретных ситуациях, навязчивые мысли в процессе работы и т. д.). Во вторую колонку вписать когнитивные трудности, то есть связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями, объёмом владения учебным материалом.


Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и начните просмотр фильма «Как я сдавал экзамен». Попробуйте вспомнить не только ваши действия, но и ощущения, испытываемые эмоции, какую стратегию во время экзамена вы использовали. Не лишним будет помощь вашего учителя и разбор заданий, с которыми вы не справились или справились, но недостаточно хорошо. Ответственно относясь к данному виду не очень простой, но необходимой работы, вы сможете обстоятельно и конструктивно определить зоны трудностей, которые возникли и имели влияние на конечный результат.


«Имея чёткий срез причин, повлиявших на успех экзамена, по каждому критерию можно определить пути решения, используя не только свои ресурсы, но и помощь окружающих», – подчёркивает специалист.

Не сдал, но не сдался. Как выпускнику не опустить руки после плохого результата ЕГЭ - Изображение Фото: Павел Колядин

Горизонт целей

Когда индивидуальная работа с эмоциями и причинами проведена, встаёт резонный вопрос: что делать дальше? К этому моменту чаще всего подросток и его семья получают большое количество советов. Одни кажутся разумными, вторые нерациональными. Для упорядочивания и систематизации возможных путей построения будущего методист центра психолого-педагогической помощи детям вновь советует выписать свои соображения и поступившие со стороны советы на лист бумаги и проанализировать их.


Разделите лист на четыре равные части. В каждой части напишите вопрос, на который вы будете давать ответ себе, при этом желательно сначала работать с одним полем одного вопроса и только затем переходить к следующему. Впоследствии можно возвращаться к вопросам. Время и прилагаемые усилия каждый человек определяет самостоятельно. Очень часто в таком формате ответы на заданные вопросы приходят спустя определённое время, даже тогда, когда ответ уже сформировался и, казалось, что поставленная цель выполнена. Вот эти вопросы: что я приобрету, если я этого не сделаю? Что я потеряю, если я это сделаю? Что я приобрету, если я этого не сделаю? Что я потеряю, если я это сделаю?


 

Не сдал, но не сдался. Как выпускнику не опустить руки после плохого результата ЕГЭ - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Также, по словам психолога, можно простроить индивидуальный горизонт целей.


Возьмите лист бумаги. Слева в самой крайней точке (начало листа) поставьте знак, который вам нравится. Это отправная точка – момент, в котором вы находитесь сейчас. Прочертите линию вправо. Поставьте знак. Это в перспективе ваша ближайшая цель (образ того, к чему вы хотите прийти, к чему вы стремитесь).


Поработайте с конечной целью: через сколько она должна быть достигнута, как вы поймёте, что вы у цели, каким вы себя видите по прошествии заданного времени.

В итоге у вас получится прямое и чёткое представление, что вы хотите видеть в конце заданного отрезка времени. Дальше нужно приступить к проработке шагов к своему ближайшему будущему.

Взгляд в будущее

По мнению Аллы Роскошной, работа над построением будущей личной и профессиональной траектории даёт выпускнику возможность не оставаться в прошлом, зациклившись на неудаче, а двигаться вперёд.

«Событие произошло. Да, оно вызвало в вас бурю негативных эмоций, сомнений и страхов. Но это событие осталось в прошлом, его нельзя отменить, оно есть как непреложный факт. То, на что вы можете повлиять, – это ваше настоящее и будущее. Вы прошли путь от сильного душевного волнения к волевому, осознанному выбору и желанию самостоятельно планировать свою жизнь, несмотря на возникшую преграду, через конструктивную работу по осознанию причин и составлению ближайших целей и планов на будущее. Вы ежедневно преодолеваете возникшие трудности путём активной деятельности. Если вас пугает негативная оценка окружающих вас людей, возникает страх не соответствовать чьим‑либо представлениям, что вас будут сравнивать с другими, скажите себе «стоп». Вы не жертва обстоятельств, вы – творец своей судьбы», – подчёркивает педагог-психолог.

Чтобы расспросы окружающих о результатах ЕГЭ заново не выбили из колеи, специалист советует подростку заранее смоделировать эту ситуацию и проиграть несколько разных сценариев и стратегий реагирования.

 

Не сдал, но не сдался. Как выпускнику не опустить руки после плохого результата ЕГЭ - Изображение Фото: Павел Колядин

«Когда вы спокойны, контролируете свои эмоции и у вас есть направление или чёткий план действий, это придаст уверенности вашим словам. Такая позиция задаст тон любой беседе о расспросах по поводу результатов экзамена и дальнейшей жизни. Примите тот факт, что вы не можете повлиять на проявление другими людьми неадекватного любопытства в вашу сторону, сарказма или обвинения в несостоятельности. Но вы в состоянии не принимать на веру утверждения, с которыми вы не согласны», – подсказывает Роскошная.

Жизнь продолжается

По мнению специалиста, не существует универсального ответа на вопрос: что делать дальше выпускнику, не сдавшему ЕГЭ. Каждый случай уникален. Подросток и семья, которые попали в такую ситуацию, индивидуальны: со своими семейными традициями, финансовой обеспеченностью, индивидуальными склонностями, способностями, интересами, уровнем подготовки и степенью готовности к принятию собственного решения и его последствий, личными профессиональными планами, уровнем учёта потребностей рынка и т. д. 

«Да, сейчас эта ситуация может казаться катастрофой. Но подумайте, будет ли это так важно через время? Будете ли вы так же переживать? Иногда провалы – это просто возможность выбрать другой путь», – считает руководитель межрайонного центра психолого-педагогической помощи детям Юлия Шудрикова.

Не сдал, но не сдался. Как выпускнику не опустить руки после плохого результата ЕГЭ - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Она отмечает:

«Продолжайте жизнь дальше. Собирались в отпуск? Поезжайте. Стройте новые планы, поддерживайте друг друга, проводите время вместе. Низкие баллы – это не приговор! Это опыт, который важно пережить, найти новые решения и пойти дальше. Лучше всего – вместе».

Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×