Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 июля 2024,  16:00

Под аркой карильона. Что общего у участников арт-резиденции и героев сказки братьев Гримм

Жители области получили уникальную возможность услышать классическую музыку из разных уголков страны

Под аркой карильона. Что общего у участников арт-резиденции и героев сказки братьев ГриммТимур Халиуллин и Ярослав исполнили «Фантазию до минор»Фото: Павел Колядин
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Проект реализует некоммерческая организация «Комитет развития спортивных и творческих индустрий» в рамках гранта Президентского фонда культурных инициатив. Арт-резиденция «Молодые молодым» открылась в Белгороде. На концертах для зрителей будут звучать орган, карильон и клавесин.

Не паникуем и не сдаёмся

Руководит проектом, объединившим композиторов и музыкантов, органных мастеров, специалистов по изготовлению клавесинов, солист Белгородской государственной филармонии, органист Тимур Халиуллин.

«Наша цель – показать, что орган, карильон и клавесин хоть и изобретены в Европе, но уже интегрировались в нашу культуру и стали неотъемлемой её частью. Похожая ситуация была когда‑то со скрипкой или роялем», – объясняет он.

Из‑за оперативной обстановки мероприятия решили проводить в Старом Осколе, Губкине и Чернянке. А далее, по словам Тимура Халиуллина, большой тур по городам России:

«Мы, как настоящие бременские музыканты, загрузим свои инструменты в грузовичок и поедем. Города выбраны не случайно, они связаны с именами русских композиторов, писавших для органа. Например, Калуга – родина Александра Гречанинова, Владимир – Сергея Танеева. Обязательно посетим и две органные столицы – Москву и Санкт-Петербург. А в завершение будет выступление в Воткинске, на родине Петра Ильича Чайковского».

В рамках проекта запланирован уникальный эксперимент, когда два карильона соединятся в звучании. В подмосковном парке «Патриот» расположен самый большой карильон в мире. Его вес – 120 тонн. Инструмент состоит из 78 колоколов, 70 ручных рычагов и 21 педальной клавиши.

«Мы подъедем с нашим карильоном прямо под арку большого инструмента, плюс ещё будет наш орган и клавесин, – объясняет руководитель проекта. – Такого никто не делал, когда мы всё придумали, нас называли сумасшедшими. Для меня это не просто музыкальный проект, а слово о Белгороде и напоминание о нашей ситуации. Важно показать – мы здесь не паникуем, не унываем и не сдаёмся».

Выступления неизменно собирают много зрителей Выступления неизменно собирают много зрителей / Фото: Павел Колядин

Выступления на Везёлке

В арт-резиденции участвуют звёздные наставники – мастер карильонной игры, один из ведущих музыкантов Европы Йозеф Виллем Хаазен, а также заслуженный артист России, профессор Санкт-Петербургского университета Даниэль Зарецкий.

«Очень творческий человек. Будет учить нас и исполнительству, и тому, как сочинять музыку для старинных инструментов, расскажет о современном взгляде людей XXI века на них, – говорит Тимур Ильясович. – Среди наших гостей единственный в стране на сегодняшний день органный мастер Павел Чилин. К нам приехала творческая команда клавесинного мастера Александра Баюнова. Много интересных и уникальных людей будут участвовать в нашем проекте. И у нас запланированы не только мастер-классы от звёздных наставников, но и творческие встречи, в ходе которых можно поделиться опытом, спросить совета и просто пообщаться».

Как рассказала директор Белгородской филармонии Светлана Боруха, впервые Тимур Халиуллин организовал арт-резиденцию для молодых композиторов в 2022 году. Юные таланты под руководством музыканта сыграли концерты не только в органном зале, но и выступили на Везёлке:

«Мы подумали, что арт-резиденция должна продолжиться. У Тимура дверь органного зала не закрывается, постоянно приходят студенты института искусств и культуры. И у нас много проектов направлено именно на юных музыкантов. Передача творческих идей от молодых к молодым – редкость в нашей профессии, ведь суть культуры такова, что нужно передавать опыт предыдущих поколений новому. Но мы стараемся, чтобы молодые делились своими уже имеющимися знаниями и новыми креативными идеями со сверстниками».

После отъезда гостей арт-резиденция продолжит свою работу.

 

Йозеф Хаазен Йозеф Хаазен / Фото: Павел Колядин

«Остановиться невозможно»

Органы, сделанные Павлом Чилиным, находятся в Москве, в Петербурге, в Калининграде, в Саратове, Ижевске и других городах. Высокую оценку получил разработанный им портативный музыкальный инструмент. Таких маленьких органов мастер создал уже около 20, а всего он изготовил примерно 70 штук.

«Давно мечтал побывать в Белгороде, и вот наконец я здесь. Начал заниматься органостроением, потому что меня интересует техника, – признаётся Павел Чилин. – Но, начав всё изучать, понял, что у нас нет каких‑то традиций или правил в этой сфере. Когда построил первый инструмент, почувствовал, что поднял огромный пласт, и уже не мог остановиться. Сначала строил небольшие органы, мы возили их на санках по детским садикам и школам, приучали людей к новому инструменту, к органному музицированию. Потом они начали увеличиваться в размере, звучание становилось качественнее. Не могу сказать, что они совершенны, но каждый орган точно лучше предыдущего».

Самый большой инструмент мастер создал для Калининградской области – церковный 14-регистровый орган. Также Павел Чилин участвует в реставрации всех эрмитажных музыкальных механизмов.

«Остановиться невозможно, да и бросать уже жаль», – добавляет мастер.

Среди участников проекта студентка третьего курса музыкального колледжа БГИИК Алина Мирошникова. Девушка играет на фортепиано, но наставники расскажут и покажут, как, будучи пианистом, освоить редкие клавишные инструменты.

Ольга Хромкина окончила третий курс факультета «Теория музыки», однако хорошо освоила орган и не раз выступала на концертах филармонии, а недавно стала лауреатом третьей степени на IV Международном конкурсе молодых композиторов и органистов «Байкальская токката».

 

Ольга Хромкина Ольга Хромкина / Фото: Павел Колядин

Орган изнутри

Конечно, открытие арт-резиденции не обошлось без музыки: Тимур Халиуллин исполнил «Токкату» Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных сочинений композитора. Затем для всех гостей провели экскурсию и позволили увидеть орган изнутри.

«Мы видим на сцене лишь часть. 70 фасадных труб, а внутри – три с половиной тысячи. Снизу находится первый этаж, машинная комната, в которой расположено сердце инструмента – мотор. Он нагнетает воздух, и орган звучит. Впереди – игровой пульт с двумя клавиатурами для рук и 32 педалями для ног. Кому‑то строение может показаться удивительным, но конструкцией весом 10 тонн сегодня управляет один человек», – объясняет музыкант.

Первый выездной концерт проекта состоялся в Чернянке, и, несмотря на будний день, в зале не осталось свободных мест. Многие решили воспользоваться уникальной возможностью бесплатно насладиться великолепной музыкой. Зрители услышали как произведения классических композиторов, так и саундтреки из фильмов «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Шерлок Холмс» и «Интерстеллар».

Самым юным участником концерта стал 12-летний Ярослав из Красноярска. Вместе с Тимуром Халиуллиным мальчик исполнил «Фантазию до минор» Адольфа Фридриха Хессе.

Йозеф Виллем Хаазен не впервые в Белгородской области, он уже несколько раз приезжал на областные концерты и фестивали. Музыкант признался, что рад снова оказаться в России:

«Моим первым инструментом был карильон, но сегодня я сыграю на фортепиано произведение Петра Динёва «Сила, жизнь, здравие».

А в завершение концерта гостей ждал сюрприз: на сцену поднялись артисты Театра огненных мистерий и устроили световое шоу. 

Маргарита Грачёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×