Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы
На первом показе побывала «БелПресса»
![Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c0/0d/c00d57f2-a5cf-402d-b0e1-40388e5a9535/elzh3829.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-392%2C416_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Масштабный творческий проект – героическую оперу в трёх действиях «Белгородский полк. Засечная черта» – показали впервые с 13 по 15 июня в Бирюче, Новом Осколе и Прохоровке.
«Прошу вас написать духовное произведение о России»
Героическая опера в трёх действиях «Белгородский полк. Засечная черта» – совместная работа Ассоциации дирижёров профессиональных оркестров народных инструментов и Белгородской государственной филармонии.
Воплотить проект в жизнь удалось при поддержке гранта Президентского фонда культурных инициатив. Первыми оперу, написанную исключительно белгородскими авторами, услышали жители Нового Оскола, Бирюча и Прохоровки. Планам филармонии провести её первый показ в областном центре в формате open air не дала реализоваться сложившаяся оперативная обстановка.
![Елена Латыш-Бирюкова / Фото: Елена Журавлёва Елена Латыш-Бирюкова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c2/32/c2323ea4-c7b7-4758-9b7d-db3c11a29a63/elena_latysh-biriukova.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Авторы оперы – белгородцы, члены Союза композиторов РФ Николай Бирюков и Елена Латыш-Бирюкова. Либретто оперы написал историк и общественный деятель Виктор Овчинников. В его основе лежат реальные исторические события – один день пребывания Большого Белгородского полка в Белгороде перед Полтавской битвой – и личности: фельдмаршал Борис Шереметев, бригадир полка Савва Айгустов.
Как рассказали композиторы, над оперой их тандем работал последние 15 лет. А начался путь к ней у авторов и вовсе в 2000 году. Тогда в Белгородскую область впервые приехал граф Пётр Шереметев, ректор Парижской русской консерватории имени Сергея Рахманинова и прямой потомок фельдмаршала. Супруги с ним познакомились лично.
![Фото: Елена Журавлёва Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/fe/1d/fe1d5bc1-894b-41e8-89aa-cc1aea68253d/elzh3805.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Мы общались и показали Петру Петровичу нашу музыку. Когда он её услышал, встал, нас по‑отечески обнял и сказал: «Прошу вас написать духовное произведение о России», – добавляет она. – На тот момент мы даже представить не могли, что тем самым духовным произведением о России станет опера «Белгородский полк». Спустя четыре года Николай работал над духовным произведением – поэторией «Сказание о Святом Белогорье» на стихи Игоря Чернухина по поэме «Белгород».
Николай Бирюков поясняет, что «Сказание о Святом Белогорье» стало своего рода эскизом будущей оперы.
«Первая часть поэтории – «Благовест» – открывает сегодняшнюю премьеру. Звучит символичный отрывок из поэмы Чернухина: «Посредине города – золочёный крест, Звон над Белогорием – Благовест!» – рассказывает Латыш-Бирюкова. – Он обращён сегодня к нашим современникам, мужественным жителям Белгородчины, ко всем воинам, кто её защищает, ко всем, кто живёт в разных городах России и нас, белгородцев, поддерживает в эти дни».
![Фото: Елена Журавлёва Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f3/ca/f3ca5381-4648-4a9a-9e12-d8a6ca7da065/elzh3855.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
В 2004-м супруги встретились с Виктором Овчинниковым и откликнулись на его предложение поработать над музыкой к одному из написанных им сюжетов.
«Мы сразу сказали, что может получиться опера, – делится композитор. – Он приступил к написанию либретто. За это время у нас родилась дочь Злата и уже в 2008-м, когда я вышла из декретного отпуска, мы вместе с мужем написали одноактную версию оперы «Белгородский полк».
Премьера нескольких сцен из неё в концертном исполнении состоялась в Белгородской духовной семинарии. Чуть позже белгородским слушателям представили первое действие оперы уже в Белгородской филармонии.
![Фото: Елена Журавлёва Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/88/3e/883e8a33-c284-4b81-b313-d81e61828b87/elzh3848.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Повествование на одном дыхании
Год назад в филармонии задумали представить оперу зрителям целиком. К проекту присоединился Белгородский академический русский оркестр под управлением Евгения Алешникова. Партитуру специально для него аранжировал белгородец Сергей Бодяков.
За постановку взялся Пётр Татарицкий.
«Мы стремились создать героические образы и характеры на сцене. Нам удалось вычертить такую сквозную действенную линию, чтобы мы работали без антракта, и наше повествование шло на одном дыхании, – рассказывает Татарицкий. – Ко всему прочему, в увертюру включён балет в лучших постановочных традициях оперы. Меня захватила сама музыка, и, наверное, это и было главным элементом того, что мы так увлечённо поработали все вместе. Для молодых артистов (а их немало в нашей постановке, причём какие‑то роли исполняют артисты хора), важен момент актёрского мастерства, и здесь мы ещё совершенствуемся».
![Пётр Татарицкий / Фото: Елена Журавлёва Пётр Татарицкий](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/80/70/80702f22-3d33-4f8c-a035-66de6a3ddd13/elzh4131.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Татарицкому принадлежит и сценографическое решение оперы:
«До этого какие‑то истории музыкально-драматического характера на сцене Белгородской филармонии были в концертном формате. Здесь опера полностью поставлена: костюмы, грим, свет. И во всю эту конструкцию включена и музыкальная партитура для оркестра, у нас солирует орган – это ещё очень важная доминанта».
Над костюмами и декорациями работала главный художник БГАДТ им. М. С. Щепкина Марина Шепорнёва. К этому проекту она подключилась ещё 15 лет назад.
«Это местный материал, который влился в наши души благодаря музыке Николая и Елены, – делится Шепорнёва. – Вообще художник обязан полюбить то, с чем ему предлагают работать, что, собственно, и произошло и длилось годами».
![Марина Шепорнёва / Фото: Елена Журавлёва Марина Шепорнёва](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/33/c5/33c505ac-82d3-4a39-aca2-984498cba6db/elzh3791.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
За органом – профессор Евгения Кривицкая.
«Она солирует и исполняет роль, которую мы специально сочинили – Кассандра Войны. Она тоже несёт определённую смысловую нагрузку, – добавляет режиссёр-постановщик. – Мы специально также сочинили интермедию для Шереметьева и Кассандры Войны. Сама музыка позволила нам стремиться к такому формату фэнтези, к поэтическим обобщениям и метафорам. Это хорошо для общения со зрителем, который, может быть, впервые видит оперу».
![Евгения Кривицкая / Фото: Елена Журавлёва Евгения Кривицкая](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b7/28/b72865f2-f142-4694-a3b6-d98929ec0b30/elzh4107.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Евгений Алешников объясняет, что орган – католический инструмент – представляет шведское воинство, которое пришло воевать против России:
«На основе старинного материала Елена Юрьевна сделала современную миниатюру, которая подчёркивает образ своеобразного нашествия. В интерлюдии «Северная война» вступают в противоборство иностранные шведские силы (орган) и наше русское воинство, которое представляют балалайки, домры, баяны».
![Евгений Алешников / Фото: Елена Журавлёва Евгений Алешников](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/2b/d7/2bd75a94-2df9-4a98-9891-094af71080fe/evgenii_aleshnikov.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Все становятся полком»
Пётр Татарицкий рассказывает о глубинном замысле премьеры:
«Мы уходим от примитивной иносказательности и постановки батальных сцен – они не созданы авторами. И для меня, как для постановщика, намного глубже и важнее идея единения всех: понятие полка носит более глубокий смысл. Все артисты, все герои на сцене становятся полком, который защищает Родину, Отечество. Очень созвучно то, что происходит сейчас на Белгородской земле, с событиями 300-летней давности. И это имеет отношение к артистам и исполнителям, которые находились на сцене, потому что не раз наши репетиции прерывал вой воздушной тревоги, но мы полны мужества, так же, как и защитники нашего Отечества».
![Ирина Хубаева / Фото: Елена Журавлёва Ирина Хубаева](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5f/75/5f75ba03-5cea-4a5e-824e-15eadb99b270/irina_khubaeva.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Василий Задорожный / Фото: Елена Журавлёва Василий Задорожный](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/45/26/4526336d-b68c-4262-8257-9ca58f4377e3/vasilii_zadorozhnyi.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Масштабное историческое полотно объединило на одной сцене свыше 100 артистов филармонии и приглашённых солистов. Создатели оперы бережно отнеслись к историческому материалу. Наравне с реальными историческими персонажами в её повествовании есть и лирические герои – Любушка Аладьина (лирико-колоратурное сопрано Ирина Хубаева) и её возлюбленный Григорий Прозоровский (тенор Василий Задорожный). Трогательные отношения пары прервала война, и Любушке остаётся только ждать любимого.
«Когда мне объявили, что я исполню эту роль, подумала, какая это ответственность: мировая премьера, – вспоминает Хубаева. – Очень хотелось оправдать ожидания. Потом Елена Юрьевна меня познакомила с музыкальным материалом, мы начали работу. Первая репетиция, вторая, и я поняла, насколько легко этот образ ложится на мои голос, характер, личность. Настолько эта роль внутренне моя, что будто бы меня ждала. Думаю, это такой собирательный образ, олицетворение всей нашей женской сущности: нежная, любящая, верная и при этом сильная».
![Фото: Елена Журавлёва Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/13/e1/13e1f1e2-2d3f-4efe-9bad-64756ee7bbe3/elzh3839.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Партию Саввы Айгустова исполняет Алексей Аносов (баритон, Донецк), фельдмаршала Шереметева – приглашённый солист Большого театра Владимир Байков (бас-баритон). На роль митрополита Иустина пригласили народного артиста РФ Евгения Григорьева (бас-баритон). Символично, что премьера оперы в Прохоровке стала его завершающей работой в Белгородской филармонии, где он выходил на сцену более 30 лет. Григорьев переключается на педагогическую деятельность.
Также в постановке задействованы лауреаты международных конкурсов Наталья Воскресенская (меццо-сопрано), Константин Кривцов (тенор), Николай Бирюков (тенор), артисты академического хора (главный дирижёр – Елена Алексеева) и ансамбля танца (главный балетмейстер – Александр Манжола, балетмейстер – Мария Амелина) филармонии.
![Фото: Елена Журавлёва Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/98/4c/984cd080-3487-4d48-8f9d-1daf9bfb1410/elzh3888.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
В зрительном зале оркестр практически в полном составе размещается не на сцене, а под ней. Публика находится на одном уровне с музыкантами и главным дирижёром.
«Поначалу беспокоился, что мы помешаем людям смотреть, но некоторые наоборот отмечают, что интересно наблюдать так близко за работой дирижёра. Это позволяет понять, что его работа – и музыкальный, и интеллектуальный, и физический труд, – делится Алешников. – И что движения дирижёра отражают содержание того, что происходит и в музыке, и на сцене».
Три премьерных показа оперы позади, но её создатели уверены, что продолжение следует.
![Фото: Елена Журавлёва Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5e/8c/5e8c0773-453a-46df-a26e-27f55c888bf2/elzh4102.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Проделана большая работа, и, на мой взгляд, необходимо показать оперу во всей области и вывезти на гастроли в другие регионы страны», – комментирует Алешников.
Пётр Татарицкий резюмирует:
«Это очень дорогое для меня действо. В моих корнях течёт кровь и Голицыных, и Шереметевых, и основателя Омска Бухгольца, поэтому эту постановку я воспринимаю всеми фибрами и нервами своей души и готов думать о последующей её жизни не только на Белгородской земле. Эта премьера заслуживает больших сцен других городов России».
Оксана Придворева