Шаманские мотивы и музыка к аниме. Молодые композиторы дебютировали в филармонии Белгорода
7 сентября прошёл отчётный концерт участников проекта «Арт-резиденция «Молодые – молодым»
-
Статья
-
Статья
С начала года юные дарования музыкального творчества, предварительно прошедшие отборочный этап, учились композиторскому делу у состоявшихся профессионалов: их наставниками стали органист Тимур Халиуллин, виолончелист Глеб Мацевитый и скрипач Илья Мищенков.
Óрган или орга́н
Проект призван способствовать развитию и продвижению новых имён в музыке.
«Это актуально в рамках нынешней геополитической повестки. Поддержать отечественную школу стало особенно важно и нужно. И, что интересно, у нас собрался очень разный набор участников: не только музыканты, не только белгородцы, не только россияне. Например, Спенсер Квао из Африки! Здесь он получает медицинское образование в БелГУ уже пятый год и за это время успел полюбить русскую культуру», – рассказал руководитель проекта Тимур Халлиулин.
Спенсер освоил игру на органе самостоятельно ещё в родной Гане, теперь постиг основы импровизации – одного из направлений, представленных в «Арт-резиденции», наряду с композицией.
«У меня такое хобби. Я занимаюсь с Тимуром уже где‑то три года, но не регулярно, потому что у него напряжённый график. И вот он предложил поучаствовать в проекте с чем‑нибудь африканским. У нас появилась идея объединить в одном произведении Африку и Россию: сделать импровизацию на гимн всех стран континента и добавить вкрапления из российского. Я думаю, импровизировать – мечта любого музыканта, поэтому очень благодарен за эту возможность», – Спенсер Квао.
Рука мастера
Как поклонникам звучания органа желанно учиться у Тимура Халиуллина, так приверженцам скрипки, виолончели и любителям джаза – творить под началом Ильи Мищенкова и Глеба Мацевитого. Те же, кто прочему предпочитает мелодию фортепияно, вбирают опыт всех трёх лидеров.
«Сначала потенциальные участники прислали нам примеры своих работ в электронном виде. Мы их изучили и отобрали определённое число людей. Потом встретились со всеми лично: узнали, кому какая музыка по душе, кто в каком жанре хочет развиваться. И сами подопечные определили себе наставников. Получилось так, как в телевизионных шоу на подобии «Голоса»: три мастера передают знания ученикам», – отметил Тимур Халиуллин.
Воронежец Владислав Сенин не стеснил себя границами выбора инструмента и подготовил соло фортепьяно и дуэт кларнета и органа. Пьесу для одиночного выступления Владислав написал, вдохновившись темой человеческих пороков и духовного омертвения. А композицию, исполненную в тандеме с наставником, – под впечатлением от аниме «Берсерк» по мотивам фэнтези-манги Кэнтаро Миура. Кистью музыки они создали образ героя, овладеваемого яростью, преисполненного воинственности и решимости.
«Мне запомнились репетиции с Тимуром Ильясовичем – восхитительные впечатления от общения с замечательным музыкантом и хорошим человеком! Рад, что нам довелось познакомиться. Проект помог состояться премьере моих произведений. Я занимаюсь сочинительством музыки уже давным-давно, и этот концерт стал шансом показать людям свой внутренний мир», – признался Владислав Сенин.
В процессе подготовки работ молодых композиторов устраивались и групповые встречи, когда мастера и их ученики говорили об импровизации и современной музыке, и беседы в режиме онлайн, как, к примеру, c Андреем Батуриным. Он делился своими наблюдениями об актуальном состоянии музыкального творчества и давал напутствия участникам «Арт-резиденции».
«Одним из мероприятий в программе проекта было занятие со специалистом Высшей школы управления БелГУ для формирования лидерских качеств у ребят. Проводились тестирование, лекция и тренинг о том, как воспитать в себе эти черты, – сказал Халиуллин. – Но, конечно, взращиваются они не в разговорах. Подготовка к концертным выступлениям – лучший опыт для этого: как организовать репетиции и своё время, научиться писать, слушать и оценивать композицию, освоить программы создания электрозаписи и монтажа. Здесь требуются упорство и скрупулёзность. Ведь далеко не все участники смогли довести до ума порой очень интересные, экстравагантные сочинения и не попали в заключительный концерт».
Традиции и эксперименты
Алексей Бреус учится на звукорежиссёра в Белгородском институте искусств и культуры и не владеет профессиональными композиторскими навыками. Но, присоединившись к «Арт-резиденции», получил представления о музыкальной форме, нотации, композиции и написал удивительное сочинение, которое переносит вас в край вечной мерзлоты, вековых сосен и народной культуры Сибири.
«Это самая необычная вещь во всём концерте! Пьеса для органа и варгана. Варган – такой старинный инструмент, который зажимается зубами, а щёки, гортань и вся ротовая полость выступают резонаторами. Играют на нём обычно люди в северных частях страны. Наш исполнитель ногами нажимает на педали органа, во рту держит варган и руками стучит по пюпитру! Картинная зарисовка, называется «Сибирская фантазия», – пояснил органист филармонии.
Ещё один эксперимент Алексея – пьеса «Северное сияние» – не что иное, как образец органного дабстепа – это специально подготовленная электронная запись, опирающаяся на классическое звучание инструмента. По словам Тимура Халиуллина, исполнившего произведение, оно стало символом того, что современная культура остаётся в сфере интересов наших композиторов и электроминусовка вместе с духовым органом могут соединиться воедино.
«Изначально это были довольно робкие и скованные в творческом плане ребята, которые боялись сделать шаг влево, шаг право. Думали, что, находясь в органном зале, обязательно фуги Баха надо писать! Но то, что вы услышите, – результат сильных ломок традиций. Все они раскрылись с новых сторон, стали более смелыми, и – что самое ценное для меня – изобилуют идеями, предложениями и хотят продолжать писать музыку!» – сказал Тимур Халиуллин.
10 сентября в 17:00 на набережной Везёлки новоявленные композиторы и лидеры «Арт-резиденции «Молодые – молодым» представят уже широкому кругу зрителей программу концерта:
«Только это будет несколько иное прочтение, потому что зазвучат орган Johannus и уличное фортепьяно. Возможно, другие инструменты придётся заменить электронными – зависит от погоды. К сожалению, в точности повторить не получится, но зато появятся новые сочинения и от меня, и от других участников», – добавил Халиуллин немного интриги для зрителя.
Юлия Манохина