Копилка доброты. О чём говорить с малышом, чтобы он вырос хорошим
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Подрастая, ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность и берёт пример с окружающих его взрослых и сверстников. Именно от них во многом зависит, станет ли малыш добрым и отзывчивым или же вредным и замкнутым.
Такие важные уроки
Если его мама, собираясь на прогулку, кладёт в карман печенье не только ему на перекус, но и чтобы хватило угостить друзей в песочнице – малыш получает первый урок доброты: учится делиться.
Если бабушка не может пройти мимо бездомного котика или собаки и лезет в сумку за сосиской – ребёнок получает второй урок доброты: нужно заботиться о братьях наших меньших.
Если старший брат, отложив свои дела, помогает сестричке с поделкой в детский сад, она тоже получает урок доброты: нужно помогать близким.
Безусловно, дети зеркалят поведение взрослых – как хорошее, так и, увы, плохое. И никакие объяснения, что так правильно или так поступают хорошие детки, не имеют такой силы, какую даёт личный пример. Не зря же говорят: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
Однако ведущая деятельность дошкольника – игровая. Поэтому игры, в которые играет ваш сын или дочь, тоже имеют большое значение. Одни развивают сообразительность и оттачивают ум, другие – помогают укрепить физическую форму и ловкость. Но есть особая категория игр, которая учит ребёнка добру, то есть формирует его душевные качества.
Дети 1–2 лет
Поцелуйный марафон
В этом возрасте с добротой дети знакомятся через любовь. Поэтому не стесняйтесь баловать ваших малышей, целовать их, фыркать в животик и щекотать пяточки. Награждайте их ласковыми именами и прозвищами, говорите им, как сильно вы их любите. И сами не уклоняйтесь от ответных ласк ребёнка, как бы ни были заняты. Улыбнитесь и верните поцелуй ребёнку, погладьте его по щёчке, чмокните в макушку – это самый первый и важный урок доброты, который вы можете преподать малышу. Учите его, что любовь не должна причинять боль: щипки и укусы не поощряйте, как и таскание котика за загривок или хватание собаки за нос. Будьте терпеливы, объясняйте и показываете сами, какие проявления нежности вам и братьям нашим меньшим приятны (гладить можно, хватать изо всех сил и тащить за уши или хвост нельзя)
Поделись со мной
Угостив ребёнка чем‑то вкусненьким, попросите его дать вам попробовать эту вкусняшку. Пусть это будет символический кусочек пряника или печеньки – но вы должны всем своим видом показать малышу, как вам понравилось угощение и поблагодарить его за то, что он с вами поделился. Этот урок научит ребёнка, что жадничать – плохо, а делиться – хорошо и правильно.
Помоги мне
Не бойтесь и даже, наоборот, старайтесь просить малыша что‑то сделать для вас, например подать хлеб, подмести коврик у двери. За выполненное – обязательно хвалите.
Такие маленькие несложные задания и поручения не только учат ребёнка ответственности, но и помогают ему осознать свою значимость и принесённую близкому человеку пользу. И в ответ тоже не отказывайтесь помочь малышу в его просьбах: достаньте книжку с верхней полки, помогите найти потерянную игрушку. Так ребёнок усваивает действие закона взаимопомощи.
Дети 3–4 лет
Пожалей мишку
В этом возрасте самое время углублять эмоциональный интеллект ребёнка. Вслед за добротой нужно показать малышу, что такое жалость, и научить его сопереживать. Друг упал с горки, ударился и заплакал: нужно объяснить крохе, что тому больно, и предложить помощь – бумажный платочек, чтобы вытереть слёзы, и лишнюю конфетку в качестве успокоительного. Дома можно поиграть в сопереживание с плюшевым мишкой. Расскажите ребёнку, что мишка сегодня грустный, потому что с ним с утра никто не играл, и покажите, как можно развеселить: погладить и крепко обнять. Эта игра учит малыша эмпатии – способности понимать настроение того, кто рядом, и сопереживать чужим чувствам.
Покорми кису
Собираясь на прогулку, возьмите с собой черствую горбушку хлеба для птичек или кусочек недоеденной за обедом котлетки для дворового кота. Пусть ребёнок сам покормит крошками голубей или уточек и угостит вкусняшкой голодное животное. Так он научится заботе о тех, кому труднее, и почувствует ответственность человека за братьев наших меньших. Когда он подрастёт и попросит завести домашнего питомца – котика или черепашку – уже будет знать, что животным потребуются его любовь и забота.
От сердца к сердцу
Собираясь на праздник или день рождения (неважно – к другу ребёнка или взрослому родственнику), попросите своего малыша помочь с выбором и упаковкой подарка. Предложите ему самостоятельно нарисовать открытку в дополнение к презенту или надуть шарик для именинника. Участие в этом приятном деле сплотит вас с ребёнком, а его личный вклад в поздравление поможет малышу лучше осознать значение праздника и подарит положительные эмоции от вручения подарка.
В свою очередь, получив от малыша любой подарок – красивый камешек, найденный на дорожке, или цветок, сорванный на обочине, – принимайте его с радостью и благодарностью, ни в коем случае не обесценивайте этот дар и не выбрасывайте его на глазах ребёнка.
Наш цветочек
Посадите с ребёнком цветок на клумбе у дома (или в горшке в квартире) и вместе с малышом ухаживайте за ним. Поливайте, удобряйте, рыхлите землю, убирайте сухие листочки. Пусть кроха осознает важность заботы за растением.
Дети 5 лет и старше
Копилка добра
Найдите небольшую коробочку и сделайте в ней прорезь сверху. Попросите ребёнка нарезать сердечек из цветной бумаги. В конце каждого дня вспомните вместе, какие добрые дела малышу удалось совершить, напишите каждое из них на отдельном сердечке и опустите в импровизированную копилку добра. В конце недели откройте коробочку и посчитайте, сколько хорошего ребёнок совершил за это время.
Обмен комплиментами
В эту игру хорошо играть, когда детей собралось больше трёх. Например, когда пришлось пережидать дождь в беседке. Предложите ребятам встать в кружок и взяться за руки. Один из них произносит соседу слева приятные слова, например «ты самый сильный» (добрый, красивый), и объясняет, почему. Сосед слева благодарит за комплимент, а потом другому ребёнку в свою очередь говорит добрые слова, которые тот, по его мнению, заслуживает. Так шаг за шагом круг добра замкнётся и дети узнают о себе много приятного.
Руки любви
Попросите ребёнка назвать, что он больше всего любит (например, плюшевого мишку или мороженое) и протянуть вам руку ладонью вниз. Сверху на неё положите свою руку и назовите то, что больше всего любите вы. Подключите к игре папу, бабушку, дедушку, друзей вашего малыша, если они находятся рядом. Получившаяся пирамида из рук покажет крохе, как много любви есть на свете и какая она разная.
Подготовила Тамара Акиньшина