Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 июля 2024,  18:20

Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы

В прошлом году белгородка Анастасия Галавай поступила в Курскую иконописную школу

Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцыАнастасия Галавай (вторая справа) с сокурсницамиФото: из личного архива героев публикации
  • Статья
  • Статья

Вместе с другими девушками, проходящими обучение, она начала вести телеграм-канал «Путь иконописцев», который приоткрывает завесу в мир церковного искусства. «Белгородская правда» пообщалась с Анастасией о редкой и древней профессии.

Прапрадедушка – священник

«Я родилась в семье верующей, но невоцерковлённой. В храме бывали пару раз в год и по большим праздникам. Особо яркое воспоминание из детства – как мы ходили с моим крёстным дядей в храм на ночную Пасхальную литургию. На первых курсах университета я познакомилась с молодым человеком из верующей семьи, с тех пор и началось моё воцерковление. Мы ходили в храм вместе каждое воскресенье. Через два года наше общение прекратилось, но моё стремление к Богу осталось и воцерковление продолжилось. Захотелось больше узнать о своей вере. В тот период у меня появилось желание как‑то помогать ближним, чтобы отвлечься от переживаний», – вспоминает Анастасия.

Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы - Изображение Фото: из личного архива героев публикации

 

Через знакомого она узнала про Марфо-Мариинское сестричество милосердия. И вскоре, в день памяти Матроны Московской, поехала с сестрой милосердия Анастасией Маслаковой в детское психиатрическое отделение, чтобы отвезти детям сладости, показать мультфильмы, рассказать о святых

С тех пор Анастасия несколько раз в неделю приходила помогать в сестричество. Через время она отправилась на крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» в Курскую Коренную пустынь. И там разговорилась с одной пожилой женщиной. Рассказала ей о себе, о том, что прапрадедушка был священником. «Понятно, почему ты к вере пришла: он молится за тебя», – ответила собеседница.

«Мой прапрадедушка Григорий Савельевич Попов родился в 1888 году в Волчанске. С детства хорошо пел. Заметив это, харьковский епископ сказал, что мальчика надо учить, потому что он очень одарённый, и благословил делать это бесплатно, ведь денег в семье на обучение не было», – рассказывает Анастасия.

Григорий окончил семинарию в Харькове, первый его приход был в Волчанских Хуторах. Потом он много лет служил в селе Чураево Шебекинского района. Позже его послали в Богодухов Харьковской области, где он стал благочинным. Начались гонения со стороны НКВД. Доносить на людей священник решительно отказался. Его три раза сажали в тюрьму. В 1945 году он скончался.

 

Священник Григорий Попов с семьёй Священник Григорий Попов с семьёй / Фото: из личного архива героев публикации

Вопреки сомнениям

Через несколько месяцев после той поездки в Курскую Коренную пустынь состоялось посвящение в сестричество милосердия:

«Я училась в БелГУ по специальности «журналистика». К окончанию университета поняла, что хочу посвятить свою жизнь служению Богу в лоне церкви. Светские профессии не привлекали. Трудилась в сестричестве, иногда писала заметки, но всё равно не было удовлетворения на душе. Искала чего‑то большего. В этих поисках решила поездить по монастырям и пожить там некоторое время, чтобы понять, чем заниматься, какому делу посвятить свою жизнь. И когда в старинном Толгском монастыре рассматривала росписи на стенах, мне пришла идея заниматься иконописью».

Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы - Изображение Фото: из телеграм-канала «Путь иконописцев»

 

У Анастасии оставалось много сомнений, ведь профессионального художественного опыта не было. С детства девушка хорошо рисовала, но делала это нечасто, по вдохновению. Но мама и все остальные родные поддержали Анастасию, сказав, что способности у неё есть и стоит попробовать: «Если есть воля Божия на это дело – поступишь».

Про Курскую духовную семинарию девушка узнала от мамы: ей рассказали, что там очень хорошие преподаватели. Курская иконописная школа образована в 1992 году при семинарии и носит имя преподобного Андрея Рублёва, здесь следуют традициям древнерусского, византийского иконного письма.

«Я позвонила в семинарию, и меня благословили приехать, посмотреть, попробовать себя».

Для поступления требовалось нарисовать ростовую фигуру святого в цвете обычными красками – гуашью или акварелью. Также предстоял экзамен по Ветхому и Новому Завету, проверялись навыки чтения на церковнославянском языке. 

«Готовясь к поступлению, я рисовала фигуры святых и просто что нравится. Читала Ветхий и Новый Завет. Опыт чтения на церковнославянском у меня уже был, поэтому здесь никаких трудностей не возникло», – говорит Анастасия.

Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы - Изображение Фото: из телеграм-канала «Путь иконописцев»

В технике гризайль

Обучение в Курской иконописной школе длится четыре года. Раньше поступающих было много. Сейчас желающих учиться иконописи, как и пастырскому делу, становится меньше. В прошлом году поступили восемь человек.

«Каждый год мы делаем что‑то новое. Существует определённая программа. Сначала набиваем руку – копируем ростовые фигуры с древних образцов. Чем больше, тем лучше. Одно и то же изображение пишется в трёх вариантах: карандашом, кистью и в технике гризайль. Самая главная дисциплина – это иконопись. Мы много рисуем. Есть и другие предметы: церковнославянский язык, богословие иконы, цветоведение, Ветхий и Новый Завет. У нас очень хорошие преподаватели, знающие своё дело. Они обучают нас всему необходимому: от первых этапов – как точить карандаши и расположить рисунок на листе – до написания иконы», – рассказывает девушка.

Иконопись во многих аспектах отличается от других видов живописи. В том числе и материалами, которые использует художник. Икона пишется на деревянной доске. На неё наклеивается ткань, а далее наносится меловой или алебастровый грунт – левкас:

«Приготовление левкаса – процесс довольно сложный. Нужно знать, в каком соотношении смешивать все материалы, сколько времени ждать, пока высохнут слои, и что сделать, чтобы левкас не треснул. У нас уже была практика его приготовления, и свои первые «таблетки» (тоненькие дощечки, на которые наносится рисунок – прим. авт.) мы левкасили сами».

В иконописи в качестве красок используют натуральные пигменты. Выглядят они как порошок. Перед началом работы их необходимо растереть. Каждый пигмент трётся разное время. Бывает, что нужно растирать одну краску около часа.

 

У каждого цвета своё значение У каждого цвета своё значение / Фото: из телеграм-канала «Путь иконописцев»

 

Обучающиеся на иконописном отделении на начальном этапе копируют рисунок с древних образцов Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Процесс этот не простой, всё нужно делать очень внимательно и точно.

Если у человека хорошие способности или он пришёл учиться иконописи уже с художественным образованием, то осваивает всё быстрее, и написать первую икону ему могут доверить уже на втором году обучения. Но, как правило, это происходит на 3-м курсе. А на 2-м тренируются писать личное – лики святых, руки и ноги.

В первую очередь – молитва

«Духовная жизнь – очень важная составляющая труда иконописца, – объясняет Анастасия. – Без неё невозможно приблизиться к Богу, а значит, и постичь тайну написания святых образов. Духовник иконописной школы и её заведующий отец Александр Филин наставляет всех обучающихся в духовной жизни. Рассказывает о важности чтения Иисусовой молитвы. Особенно важно молиться, когда пишешь образ святого. Если писать икону в подавленном состоянии духа или в раздражении, это отразится на образе».

Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы - Изображение Фото: из телеграм-канала «Путь иконописцев»

 

Учащиеся иконописной школы регулярно посещают богослужения и причащаются Святых Христовых Тайн. Послушания – неотъемлемая часть их жизни:

«Через послушания человек учится смирению и терпению, что помогает в духовном развитии. Также здесь мы приобретаем важные навыки в хозяйстве, которые пригодятся и в дальнейшем. Послушания бывают разные: часто помогаем на кухне, по необходимости убираем территорию, моем учебные классы, дежурим на вахте и убираем в храме. Приготовление к главному празднику – Пасхе – у нас проходит очень активно. Мы все вместе убираем в школе, готовим праздничные блюда. После ночной литургии доброй традицией много лет остаётся совместная трапеза с духовенством храма Сергия Радонежского (открыт в 2002 году в здании иконописной школы как домовой храм семинарии – прим. авт.), а также с преподавателями и всеми учащимися».

Одно и то же изображение пишется в трёх вариантах Одно и то же изображение пишется в трёх вариантах / Фото: из телеграм-канала «Путь иконописцев»

Стремление к совершенству

Для иконописца очень важно вырабатывать насмотренность – постоянно внимательно рассматривать древние образцы икон: линии, движения, цвет. Поэтому осенью обучающиеся побывали в Третьяковской галерее, где познакомились с известными работами. А ещё они посещали иконописное отделение Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

В своём телеграм-канале «Путь иконописцев» девушки делятся интересными моментами обучения и своих будней. Они изучают историю иконописи, художественный и символический язык иконы, значение использования тех или иных цветов. Например, золотой – это цвет Царствия Божия, вечности и благодати. А пурпурный был очень важен в византийской культуре. Только император мог носить одежду пурпурных оттенков и восседать на пурпурном троне. Постепенно этот цвет перешёл в русскую иконопись. Он символизирует Царя Небесного, присутствует и в одеждах Божией Матери. Также в русском церковном искусстве традицией стало использовать пурпурный цвет при написании одежды святых царей и князей.

 

Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы - Изображение Фото: из телеграм-канала «Путь иконописцев»

«Меня вдохновляет всё, что связано с иконописью, – признаётся Анастасия. – Нравится рассматривать старинные иконы. Поражает, какие иконы писали раньше святые иконописцы. В них всё совершенно, а мы лишь пытаемся изобразить что‑то подобное, но это очень далеко от совершенства. Жизнь в иконописной школе наполнена самыми разными событиями. Однако главное, что мы учимся здесь иконописному делу и с помощью нашего батюшки и преподавателей постигаем великое искусство, благодаря которому становимся ближе к Богу».

Анна Черкашина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×