Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы
В прошлом году белгородка Анастасия Галавай поступила в Курскую иконописную школу
![Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f3/60/f360e30e-58ef-4db4-acd7-e9f8ef71be79/vruchenie_studencheskikh.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Вместе с другими девушками, проходящими обучение, она начала вести телеграм-канал «Путь иконописцев», который приоткрывает завесу в мир церковного искусства. «Белгородская правда» пообщалась с Анастасией о редкой и древней профессии.
Прапрадедушка – священник
«Я родилась в семье верующей, но невоцерковлённой. В храме бывали пару раз в год и по большим праздникам. Особо яркое воспоминание из детства – как мы ходили с моим крёстным дядей в храм на ночную Пасхальную литургию. На первых курсах университета я познакомилась с молодым человеком из верующей семьи, с тех пор и началось моё воцерковление. Мы ходили в храм вместе каждое воскресенье. Через два года наше общение прекратилось, но моё стремление к Богу осталось и воцерковление продолжилось. Захотелось больше узнать о своей вере. В тот период у меня появилось желание как‑то помогать ближним, чтобы отвлечься от переживаний», – вспоминает Анастасия.
![Фото: из личного архива героев публикации Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8d/ad/8dad7c8c-0138-4118-ab5f-eb95df71ec95/photo_2024-06-18_14-46-09.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Через знакомого она узнала про Марфо-Мариинское сестричество милосердия. И вскоре, в день памяти Матроны Московской, поехала с сестрой милосердия Анастасией Маслаковой в детское психиатрическое отделение, чтобы отвезти детям сладости, показать мультфильмы, рассказать о святых
С тех пор Анастасия несколько раз в неделю приходила помогать в сестричество. Через время она отправилась на крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» в Курскую Коренную пустынь. И там разговорилась с одной пожилой женщиной. Рассказала ей о себе, о том, что прапрадедушка был священником. «Понятно, почему ты к вере пришла: он молится за тебя», – ответила собеседница.
«Мой прапрадедушка Григорий Савельевич Попов родился в 1888 году в Волчанске. С детства хорошо пел. Заметив это, харьковский епископ сказал, что мальчика надо учить, потому что он очень одарённый, и благословил делать это бесплатно, ведь денег в семье на обучение не было», – рассказывает Анастасия.
Григорий окончил семинарию в Харькове, первый его приход был в Волчанских Хуторах. Потом он много лет служил в селе Чураево Шебекинского района. Позже его послали в Богодухов Харьковской области, где он стал благочинным. Начались гонения со стороны НКВД. Доносить на людей священник решительно отказался. Его три раза сажали в тюрьму. В 1945 году он скончался.
![Священник Григорий Попов с семьёй / Фото: из личного архива героев публикации Священник Григорий Попов с семьёй](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/78/61/78619306-d0a4-418b-a898-c2e088e77d4f/sviashchennik_grigorii_popov_s_semioi.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Вопреки сомнениям
Через несколько месяцев после той поездки в Курскую Коренную пустынь состоялось посвящение в сестричество милосердия:
«Я училась в БелГУ по специальности «журналистика». К окончанию университета поняла, что хочу посвятить свою жизнь служению Богу в лоне церкви. Светские профессии не привлекали. Трудилась в сестричестве, иногда писала заметки, но всё равно не было удовлетворения на душе. Искала чего‑то большего. В этих поисках решила поездить по монастырям и пожить там некоторое время, чтобы понять, чем заниматься, какому делу посвятить свою жизнь. И когда в старинном Толгском монастыре рассматривала росписи на стенах, мне пришла идея заниматься иконописью».
![Фото: из телеграм-канала «Путь иконописцев» Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4e/07/4e07081d-3290-4c3f-aae3-53010591606a/photo_2024-06-18_14-46-13.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
У Анастасии оставалось много сомнений, ведь профессионального художественного опыта не было. С детства девушка хорошо рисовала, но делала это нечасто, по вдохновению. Но мама и все остальные родные поддержали Анастасию, сказав, что способности у неё есть и стоит попробовать: «Если есть воля Божия на это дело – поступишь».
В школе села Орлик Чернянского района заработал обновлённый музей иконописи
Про Курскую духовную семинарию девушка узнала от мамы: ей рассказали, что там очень хорошие преподаватели. Курская иконописная школа образована в 1992 году при семинарии и носит имя преподобного Андрея Рублёва, здесь следуют традициям древнерусского, византийского иконного письма.
«Я позвонила в семинарию, и меня благословили приехать, посмотреть, попробовать себя».
Для поступления требовалось нарисовать ростовую фигуру святого в цвете обычными красками – гуашью или акварелью. Также предстоял экзамен по Ветхому и Новому Завету, проверялись навыки чтения на церковнославянском языке.
«Готовясь к поступлению, я рисовала фигуры святых и просто что нравится. Читала Ветхий и Новый Завет. Опыт чтения на церковнославянском у меня уже был, поэтому здесь никаких трудностей не возникло», – говорит Анастасия.
![Фото: из телеграм-канала «Путь иконописцев» Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ab/36/ab3621df-f56f-487f-bc90-02d5f0a60629/photo_2024-06-18_14-45-44.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
В технике гризайль
Обучение в Курской иконописной школе длится четыре года. Раньше поступающих было много. Сейчас желающих учиться иконописи, как и пастырскому делу, становится меньше. В прошлом году поступили восемь человек.
«Каждый год мы делаем что‑то новое. Существует определённая программа. Сначала набиваем руку – копируем ростовые фигуры с древних образцов. Чем больше, тем лучше. Одно и то же изображение пишется в трёх вариантах: карандашом, кистью и в технике гризайль. Самая главная дисциплина – это иконопись. Мы много рисуем. Есть и другие предметы: церковнославянский язык, богословие иконы, цветоведение, Ветхий и Новый Завет. У нас очень хорошие преподаватели, знающие своё дело. Они обучают нас всему необходимому: от первых этапов – как точить карандаши и расположить рисунок на листе – до написания иконы», – рассказывает девушка.
Иконопись во многих аспектах отличается от других видов живописи. В том числе и материалами, которые использует художник. Икона пишется на деревянной доске. На неё наклеивается ткань, а далее наносится меловой или алебастровый грунт – левкас:
«Приготовление левкаса – процесс довольно сложный. Нужно знать, в каком соотношении смешивать все материалы, сколько времени ждать, пока высохнут слои, и что сделать, чтобы левкас не треснул. У нас уже была практика его приготовления, и свои первые «таблетки» (тоненькие дощечки, на которые наносится рисунок – прим. авт.) мы левкасили сами».
В иконописи в качестве красок используют натуральные пигменты. Выглядят они как порошок. Перед началом работы их необходимо растереть. Каждый пигмент трётся разное время. Бывает, что нужно растирать одну краску около часа.
![У каждого цвета своё значение / Фото: из телеграм-канала «Путь иконописцев» У каждого цвета своё значение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/06/8a/068acf40-38f5-4455-b739-f5cab81011c3/photo_2024-06-18_14-46-07.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Обучающиеся на иконописном отделении на начальном этапе копируют рисунок с древних образцов Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Процесс этот не простой, всё нужно делать очень внимательно и точно.
Если у человека хорошие способности или он пришёл учиться иконописи уже с художественным образованием, то осваивает всё быстрее, и написать первую икону ему могут доверить уже на втором году обучения. Но, как правило, это происходит на 3-м курсе. А на 2-м тренируются писать личное – лики святых, руки и ноги.
В первую очередь – молитва
«Духовная жизнь – очень важная составляющая труда иконописца, – объясняет Анастасия. – Без неё невозможно приблизиться к Богу, а значит, и постичь тайну написания святых образов. Духовник иконописной школы и её заведующий отец Александр Филин наставляет всех обучающихся в духовной жизни. Рассказывает о важности чтения Иисусовой молитвы. Особенно важно молиться, когда пишешь образ святого. Если писать икону в подавленном состоянии духа или в раздражении, это отразится на образе».
![Фото: из телеграм-канала «Путь иконописцев» Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/37/c9/37c99c38-3541-49d4-bded-68dd5d5a5ee4/photo_2024-06-18_14-45-38.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Учащиеся иконописной школы регулярно посещают богослужения и причащаются Святых Христовых Тайн. Послушания – неотъемлемая часть их жизни:
«Через послушания человек учится смирению и терпению, что помогает в духовном развитии. Также здесь мы приобретаем важные навыки в хозяйстве, которые пригодятся и в дальнейшем. Послушания бывают разные: часто помогаем на кухне, по необходимости убираем территорию, моем учебные классы, дежурим на вахте и убираем в храме. Приготовление к главному празднику – Пасхе – у нас проходит очень активно. Мы все вместе убираем в школе, готовим праздничные блюда. После ночной литургии доброй традицией много лет остаётся совместная трапеза с духовенством храма Сергия Радонежского (открыт в 2002 году в здании иконописной школы как домовой храм семинарии – прим. авт.), а также с преподавателями и всеми учащимися».
![Одно и то же изображение пишется в трёх вариантах / Фото: из телеграм-канала «Путь иконописцев» Одно и то же изображение пишется в трёх вариантах](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a7/51/a751de19-5eb9-47eb-ab98-c55508976fbb/photo_2024-06-18_14-45-57.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Стремление к совершенству
Для иконописца очень важно вырабатывать насмотренность – постоянно внимательно рассматривать древние образцы икон: линии, движения, цвет. Поэтому осенью обучающиеся побывали в Третьяковской галерее, где познакомились с известными работами. А ещё они посещали иконописное отделение Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
В своём телеграм-канале «Путь иконописцев» девушки делятся интересными моментами обучения и своих будней. Они изучают историю иконописи, художественный и символический язык иконы, значение использования тех или иных цветов. Например, золотой – это цвет Царствия Божия, вечности и благодати. А пурпурный был очень важен в византийской культуре. Только император мог носить одежду пурпурных оттенков и восседать на пурпурном троне. Постепенно этот цвет перешёл в русскую иконопись. Он символизирует Царя Небесного, присутствует и в одеждах Божией Матери. Также в русском церковном искусстве традицией стало использовать пурпурный цвет при написании одежды святых царей и князей.
![Фото: из телеграм-канала «Путь иконописцев» Искусство, приближающее к Богу. Где и как учатся будущие иконописцы - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/04/96/049675b9-7853-4d68-8722-842def103eaa/photo_2024-06-18_14-45-45.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Меня вдохновляет всё, что связано с иконописью, – признаётся Анастасия. – Нравится рассматривать старинные иконы. Поражает, какие иконы писали раньше святые иконописцы. В них всё совершенно, а мы лишь пытаемся изобразить что‑то подобное, но это очень далеко от совершенства. Жизнь в иконописной школе наполнена самыми разными событиями. Однако главное, что мы учимся здесь иконописному делу и с помощью нашего батюшки и преподавателей постигаем великое искусство, благодаря которому становимся ближе к Богу».
Анна Черкашина