На уровне глаз. Какой комплимент Игорь Горелик считает для себя самым лучшим
«Про людей. 2.0» – так называлась выставка белгородского фотохудожника Игоря Горелика, которая прошла недавно в Брянске в музее братьев Ткачёвых
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Зрители увидели 39 цветных и чёрно-белых работ. Кто эти люди, где и когда фотограф их запечатлел, над каким проектом работает сегодня – об этом «Белгородская правда» узнала, что называется, из первых рук.
Живые кадры
Однажды в детстве в его руках оказался отцовский фотоувеличитель и проявленные плёнки. Игорь сам его собрал и быстро сообразил, что там и к чему. Увлечение отца, который запечатлевал каждый важный момент в развитии ребёнка, перешло к сыну. Когда семья переехала из Воркуты в Белгород, Игорь взял в руки дальномерный «Киев 4А». Камера оказалась настолько удачной, что даже сейчас фотограф не упускает возможности поработать ею.
«Лет в 15 я начал снимать, причём больше любил снимать людей, – рассказывает Игорь Горелик. – Пейзаж меня никогда не привлекал. Мои фото – преимущественно портреты, и всё вращается вокруг людей. Не важно, какой снимок по жанру – репортажный, документальный, какая‑то социальная фотография, всё равно это всё про людей».
Первую цифровую камеру он купил в 2010 году по случаю: семья ездила к родственникам в Германию. Там сделал и первые кадры. Очень скоро Игорь Горелик понял, что хочет заниматься фотографией как профессионал. Открыл свою фотостудию, организовал фотоклуб и зарегистрировал его как общественную организацию. Теперь фотоаппарат для него – рабочий инструмент, а всё, что с ним связано, – удовольствие:
«Когда ты снимаешь что‑то необычное, тебе интересен сам процесс, а результатом должна быть выставка, причём реальная: фотографии, распечатанные на бумаге и висящие на стене. И конечно, любого фотографа не может не радовать живое общение, когда люди подходят, говорят, что им нравится, что вызывает особые эмоции».
Хорошие отклики Игорь Анатольевич получил от посетителей выставки «Про людей. 2.0» в Брянске. Она не случайно имеет двойку в названии:
«Первая выставка «Про людей» состоялась в 2012 году в Белгородской галерее фотоискусства имени Собровина. Тогда я в целом впервые представил своё творчество публике. Зал позволил вместить 80 работ. А в Брянске поместилось только 39 фотографий. Но на обеих выставках в центре внимания – люди. Либо это стрит, либо жанровая фотография, либо просто портреты, среди которых несколько постановочных, но в основном это живые кадры – их мне интереснее снимать».
Точка съёмки
Каждый из этих снимков интересен ещё и историей возникновения. Большинство фотографий Игорь Анатольевич сделал во время прошлогоднего путешествия в Армению.
«Что такое глаз фотографа – увидеть точку съёмки, поймать, как падает свет, опять же важен ракурс, – поясняет фотохудожник. – Например, портрет собаки. Она просто лежит на улице – подойди, сними сверху. Но тогда снимок будет плоский. А если снимать с уровня глаз, картина выходит другая. Возникает эффект, будто пёс смотрит прямо вам в глаза. Да и любой портрет – человека или зверя снимается на уровне глаз, если не стоит какая‑то другая задача. В случае с собакой я присел на четвереньки».
В остальных случаях фотограф гулял по Еревану и останавливался только если что‑то особенно привлекало внимание. Например, кафе, в котором проходят неформальные концерты, или дворик, где сушится бельё.
«Вообще за границей нижнее бельё, носки и трусы свободно вывешены на всеобщее обозрение во двориках, – смеётся фотограф. – В Ереване я шёл по улице и увидел эту сушку, а рядом внизу около магазина стояли цветные манекены – рука сама потянулась к камере. А поскольку с собой был только телефон, то снял на него».
Игорь Горелик знает, что сюжеты на улице возникают спонтанно, особенно когда в кадр попадают люди, поэтому важна быстрая реакция. Конечно, фотоаппарат выигрывает технически, но пока его достанешь и настроишь, упустишь уникальный момент. Именно поэтому в Армении он решился на эксперимент – снимал и фотоаппаратом, и мобильным телефоном:
«Посетителям выставки я задал вопрос: угадайте, что на мобильный снято, а что на фотоаппарат. Различить трудно, ведь камеры у смартфонов сегодня очень хороши. И у них есть ещё одно достоинство: компактность. Телефон не пугает людей, а вот камера всегда настораживает. Поэтому для съёмок стрит-арта я беру телефон, который специально выбирал для этих целей. Фотоаппарат остаётся нужным для профессионалов, чтобы делать снимки, где требуется качество. Например, я как фотограф художественного музея и музея народной культуры часто снимаю фонды. Но не все понимают: упала ценность фотографии, сделанной фотокамерой, но ценность фотографа не упадёт никогда. Потому что увидеть так, как видят фотохудожники, может не всякий обладатель даже самой суперсовременной камеры или навороченного телефона».
Привлёк внимание посетителей фотовыставки и триптих, посвящённый белгородскому органисту и карильонисту Тимуру Халиуллину. Игорь Горелик снял маэстро, когда тот делал первую презентацию своего нового клавесина.
Есть на выставке портреты и других знаменитых личностей. Например, классика советской фотографии Юрия Абрамочкина. На самой известной его фотографии запечатлён Юрий Гагарин на лавочке в летней шляпе. Игорь Горелик познакомился с мэтром на фотофестивале в Витебске.
Ещё один портрет на выставке обратил на себя внимание:
«Однажды я слушал лекции известного кинодокументалиста, режиссёра, оператора Тофика Шахвердиева. Не удержался и сфотографировал его, получился хороший портрет. И мне приятно, что его высоко оценил многократный победитель World Press Photo Владимир Вяткин. Он сказал коротко: ну что, снимать портрет умеешь. Это лучший комплимент за всю мою фотографическую жизнь».
Видеоролики и интервью
Сейчас вместе с коллегами из возглавляемого им фотоклуба «Перспектива» Игорь Горелик занимается реализацией регионального проекта, посвящённого 70-летию Белгородской области. Называется он «Область длиной в жизнь». В рамках проекта фотоклуб снимет девять видеороликов и сделает выставку в фотогалерее имени Собровина.
«Есть небольшая проблема – во многие районы сейчас ехать небезопасно, – объясняет Игорь Анатольевич. – Но мы нашли выход: начальник областного управления по делам архивов Павел Субботин готов предоставить нам и бумажные, и видеоматериалы. Конечно, куда сможем – поедем, ведь это будет рассказ о Белгородской области: о промышленности, сельском хозяйстве, об архитектуре. В финале запланировано интервью с Вячеславом Гладковым о том, что представляет собой регион сегодня и как губернатор видит его дальнейшее развитие. Кроме меня и Павла Субботина, в проекте задействована преподаватель Белгородского госуниверситета Яна Перепёлкина. С ней мы придумали ещё один проект – видеоинтервью об интересных людях. В сентябре–октябре готовы будем поделиться тем, что удалось сделать».
Арина Беседина