Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 мая 2024,  13:00
 270

На уровне глаз. Какой комплимент Игорь Горелик считает для себя самым лучшим

«Про людей. 2.0» – так называлась выставка белгородского фотохудожника Игоря Горелика, которая прошла недавно в Брянске в музее братьев Ткачёвых

На уровне глаз. Какой комплимент Игорь Горелик считает для себя самым лучшимИгорь ГореликФото: Арина Беседина
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Зрители увидели 39 цветных и чёрно-белых работ. Кто эти люди, где и когда фотограф их запечатлел, над каким проектом работает сегодня – об этом «Белгородская правда» узнала, что называется, из первых рук.

Живые кадры

Однажды в детстве в его руках оказался отцовский фотоувеличитель и проявленные плёнки. Игорь сам его собрал и быстро сообразил, что там и к чему. Увлечение отца, который запечатлевал каждый важный момент в развитии ребёнка, перешло к сыну. Когда семья переехала из Воркуты в Белгород, Игорь взял в руки дальномерный «Киев 4А». Камера оказалась настолько удачной, что даже сейчас фотограф не упускает возможности поработать ею.

«Лет в 15 я начал снимать, причём больше любил снимать людей, – рассказывает Игорь Горелик. – Пейзаж меня никогда не привлекал. Мои фото – преимущественно портреты, и всё вращается вокруг людей. Не важно, какой снимок по жанру – репортажный, документальный, какая‑то социальная фотография, всё равно это всё про людей».

Первую цифровую камеру он купил в 2010 году по случаю: семья ездила к родственникам в Германию. Там сделал и первые кадры. Очень скоро Игорь Горелик понял, что хочет заниматься фотографией как профессионал. Открыл свою фотостудию, организовал фотоклуб и зарегистрировал его как общественную организацию. Теперь фотоаппарат для него – рабочий инструмент, а всё, что с ним связано, – удовольствие:

«Когда ты снимаешь что‑то не­обычное, тебе интересен сам процесс, а результатом должна быть выставка, причём реальная: фотографии, распечатанные на бумаге и висящие на стене. И конечно, любого фотографа не может не радовать живое общение, когда люди подходят, говорят, что им нравится, что вызывает особые эмоции».

Хорошие отклики Игорь Анатольевич получил от посетителей выставки «Про людей. 2.0» в Брянске. Она не случайно имеет двойку в названии:

«Первая выставка «Про людей» состоялась в 2012 году в Белгородской галерее фотоискусства имени Собровина. Тогда я в целом впервые представил своё творчество публике. Зал позволил вместить 80 работ. А в Брянске поместилось только 39 фотографий. Но на обеих выставках в центре внимания – люди. Либо это стрит, либо жанровая фотография, либо просто портреты, среди которых несколько постановочных, но в основном это живые кадры – их мне интереснее снимать».

На уровне глаз. Какой комплимент Игорь Горелик считает для себя самым лучшим - Изображение Фото: из личного архива Игоря Горелика

Точка съёмки

Каждый из этих снимков интересен ещё и историей возникновения. Большинство фотографий Игорь Анатольевич сделал во время прошлогоднего путешествия в Армению.

«Что такое глаз фотографа – увидеть точку съёмки, поймать, как падает свет, опять же важен ракурс, – поясняет фотохудожник. – Например, портрет собаки. Она просто лежит на улице – подойди, сними сверху. Но тогда снимок будет плоский. А если снимать с уровня глаз, картина выходит другая. Возникает эффект, будто пёс смотрит прямо вам в глаза. Да и любой портрет – человека или зверя снимается на уровне глаз, если не стоит какая‑то другая задача. В случае с собакой я присел на четвереньки».

В остальных случаях фотограф гулял по Еревану и останавливался только если что‑то особенно привлекало внимание. Например, кафе, в котором проходят неформальные концерты, или дворик, где сушится бельё.

 

На уровне глаз. Какой комплимент Игорь Горелик считает для себя самым лучшим - Изображение Фото: из личного архива Игоря Горелика

«Вообще за границей нижнее бельё, носки и трусы свободно вывешены на всеобщее обозрение во двориках, – смеётся фотограф. – В Ереване я шёл по улице и увидел эту сушку, а рядом внизу около магазина стояли цветные манекены – рука сама потянулась к камере. А поскольку с собой был только телефон, то снял на него».

Игорь Горелик знает, что сюжеты на улице возникают спонтанно, особенно когда в кадр попадают люди, поэтому важна быстрая реакция. Конечно, фотоаппарат выигрывает технически, но пока его достанешь и настроишь, упустишь уникальный момент. Именно поэтому в Армении он решился на эксперимент – снимал и фотоаппаратом, и мобильным телефоном:

«Посетителям выставки я задал вопрос: угадайте, что на мобильный снято, а что на фотоаппарат. Различить трудно, ведь камеры у смартфонов сегодня очень хороши. И у них есть ещё одно достоинство: компактность. Телефон не пугает людей, а вот камера всегда настораживает. Поэтому для съёмок стрит-арта я беру телефон, который специально выбирал для этих целей. Фотоаппарат остаётся нужным для профессионалов, чтобы делать снимки, где требуется качество. Например, я как фотограф художественного музея и музея народной культуры часто снимаю фонды. Но не все понимают: упала ценность фотографии, сделанной фотокамерой, но ценность фото­графа не упадёт никогда. Потому что увидеть так, как видят фотохудожники, может не всякий обладатель даже самой суперсовременной камеры или навороченного телефона».

Привлёк внимание посетителей фотовыставки и триптих, посвящённый белгородскому органисту и карильонисту Тимуру Халиуллину. Игорь Горелик снял маэстро, когда тот делал первую презентацию своего нового клавесина.

Есть на выставке портреты и других знаменитых личностей. Например, классика советской фотографии Юрия Абрамочкина. На самой известной его фотографии запечатлён Юрий Гагарин на лавочке в летней шляпе. Игорь Горелик познакомился с мэтром на фотофестивале в Витебске.

Ещё один портрет на выставке обратил на себя внимание:

«Однажды я слушал лекции известного кинодокументалиста, режиссёра, оператора Тофика Шахвердиева. Не удержался и сфото­графировал его, получился хороший порт­рет. И мне приятно, что его высоко оценил многократный победитель World Press Photo Владимир Вяткин. Он сказал коротко: ну что, снимать портрет умеешь. Это лучший комп­лимент за всю мою фотографическую жизнь».

На уровне глаз. Какой комплимент Игорь Горелик считает для себя самым лучшим - Изображение Фото: из личного архива Игоря Горелика

Видеоролики и интервью

Сейчас вместе с коллегами из возглавляемого им фотоклуба «Перс­пектива» Игорь Горелик занимается реализацией регионального проекта, посвящённого 70-летию Белгородской области. Называется он «Область длиной в жизнь». В рамках проекта фотоклуб снимет девять видеороликов и сделает выставку в фотогалерее имени Собровина.

«Есть небольшая проблема – во многие районы сейчас ехать небезопасно, – объясняет Игорь Ана­тольевич. – Но мы нашли выход: начальник областного управления по делам архивов Павел Субботин готов предоставить нам и бумажные, и видеоматериалы. Конечно, куда сможем – поедем, ведь это будет рассказ о Белгородской области: о промышленности, сельском хозяйстве, об архитектуре. В финале запланировано интервью с Вячеславом Гладковым о том, что представляет собой регион сегодня и как губернатор видит его дальнейшее развитие. Кроме меня и Павла Субботина, в проекте задействована преподаватель Белгородского госуниверситета Яна Перепёлкина. С ней мы придумали ещё один проект – видеоинтервью об интерес­ных людях. В сентябре–октябре готовы будем поделиться тем, что удалось сделать». 

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×