Объектив жизни. Почему фотографии Дмитрия Маркова обрели огромную популярность в Сети
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В культурном центре «Октябрь» прошла встреча с оператором и фотографом Антоном Некрасовым, посвящённая творчеству Дмитрия Маркова. Фотограф-документалист и волонтёр стал известен благодаря жанровым снимкам «провинциальной России», сделанным на камеру обычного смартфона.
Поймать момент
«Дмитрий Марков недавно умер, его образ жизни был не самым здоровым. Он страдал наркотической зависимостью. Тем не менее получил несколько престижных наград за свои документальные фото, его работы выставлялись за рубежом. Он объездил почти всю Россию, ориентируясь именно на маленькие городки, деревни, занимался волонтёрством, был соведущим проекта «Выживший». Авторы канала снимали, как они помогают наркоманам, трудным подросткам, алкоголикам – в общем, людям, которым тяжело. Они часто становились героями его снимков», – рассказал Антон Некрасов.
Работы сделаны на камеру смартфона не случайно. Часто репортажному фотографу важно быть незамеченным, чтобы не влиять на объект своей съёмки и не отвлекать на себя внимание. А ещё телефон всегда под рукой:
«Ценность таких снимков в том, что автору удалось поймать момент. При репортажной съёмке сразу отпадает позирование, постановка света, возможность переснять. Остаётся только натурализм».
Антон Некрасов объединил на экране по два снимка Маркова, многие получились похожими друг на друга. Ведь в каждом городе есть «родные локации» – однотипные скульптуры, панельные дома и колоритные люди. Наверняка везде можно найти рынок с обувным стеллажом и скучающим продавцом:
«Композиция в фотографии – навык располагать уже существующие в пространстве объекты, на которые смотрит художник или фотограф, так, чтобы в рамке кадра они образовали максимально сильное сочетание, связь между собой. И зачастую, делая кадр, фотограф не планирует композицию заранее, он делает всё на подсознательном уровне, как чувствует. В этом и заключается талант».
Дмитрий Марков использовал один из приёмов композиции – фрейминг, смысл которого в помещении главного объекта кадра в «рамку», причём ею может быть что угодно. Это позволяет усилить внимание на объекте, добавить глубину кадру и помочь создать более интересную и динамичную композицию. Фрейминг также может использоваться для создания ощущения присутствия и перспективы, добавляя контекст и текстуру фотографии:
«Он снимал людей, которым нелегко в жизни. И эта безысходность сквозит в снимках. У него в работах не модели, а персонажи и определённые образы. Отличие профессиональной фотографии от мобильной съёмки – глубина резкости. Объектив фотоаппарата позволяет размыть фон, в фото Маркова такого нет. На кадрах полная часть изображения, и она нужна. Ведь мы видим не только героев, но и ту среду, в которой они живут».
Все родом оттуда
Некоторые критики обвиняли Дмитрия в том, что он специально выставляет напоказ всё в неблагоприятном свете и очерняет действительность. Но фотограф не любил такие высказывания и объяснял, что ему интересна жизнь обычных людей, составляющих большинство.
«Часто говорят, что я показываю некую Россию (вместо «некой» подставьте любой эпитет – настоящая, глубинная, провинциальная и т. д.). Как будто есть одна Россия, в которой они живут, и другая, в которой живут все остальные. Конечно, существуют городские пузыри, где легко отлететь от реальности и воспринимать водопровод как само собой разумеющееся. Но правда в том, что все родом оттуда – с этих колонок, пятиэтажек и деревянных мостков», – писал в соцсетях Дмитрий Марков.
Он так точно и удачно снимал своих героев в их повседневных ситуациях, потому что сам хорошо понимал и чувствовал персонажей. Фотограф вырос в неблагополучной нестоличной семье и имел пагубные привычки, но его снимки получались живыми, рассказывающими целые истории. Многим своим героям он старался помочь.
Я давно наблюдала за его творчеством в соцсетях, но даже в голову не приходило, что на своих кадрах он хочет выставить лишь неприглядную сторону жизни. Мне кажется, его популярность и большой отклик аудитории вызваны именно честностью и искренностью.
«Большинство фотографий сделаны мимоходом, во время обычной прогулки. И на каждой можно узнать ситуацию, в который сам когда‑то бывал, – рассказал Антон Некрасов. – Например, женщины торгуют цветами на вокзале или ребята во дворе в футбол играют. Каждый же хоть раз видел подобную картину. Или мальчик сидит на фоне памятника Ленину. Кадр, скорее всего, сделан в какой‑то деревне, всё заросшее, а памятник просто серебрянкой покрашен. И этот сиротливый мальчик, смотрящий в другую сторону от Ильича, – просто противопоставление масштабов, какое‑то монументальное прошлое и будущее. В принципе, каждая из этих фотографий – мощный символ. И он не нарисован, не создан искусственно с помощью какой‑то постановки».
Погружение в детали
Главная ценность документалистики – отражение действительности такой, какая она есть:
«Некое архивирование, сохранение на память, впитывание фактуры, которая от нас потом уйдёт. То, что сейчас кажется вечным, через энное количество лет станет навсегда ушедшим. Документалистика – всегда летописание. И она разная: есть бытовые картины, военные действия и просто пейзажи. Иногда телефон лучше, чем профессиональная камера с хорошим объективом, потому что именно документальные снимки требуют не избавления от деталей, а погружения в них. Это очень важно. Все запечатлённые позы, взгляды возможны только тогда, когда существует доверие между фотографом и его героями. Он хорошо внедрялся в среду, участвовал в судьбе выпускников интернатов, оказывал медицинскую помощь. Многие благодарили его».
С 2007 по 2012 год Дмитрий работал в псковской общественной организации «Росток» с детьми-сиротами из коррекционных детских домов, а также воспитателем в «детской деревне Федково». Большая часть снимков фотографа направлена на привлечение внимания к непростой жизни выпускников различных интернатов.
«Он много ездил и по северным городам, всегда тесно общался с населением. Например, видел людей на улице и мог подойти, начать разговор. Чтобы сделать кадр на телефон, нужно находиться практически впритык, зумировать (приблизить) что‑то нельзя. Для этого тоже требуется определённый навык, чтобы не вызвать отторжения, протеста».
Особое внимание автор уделял животным и птицам, которые часто отражались и в образах самих людей.
«Интересно, что многие его персонажи хмурые, а вот животные всегда выглядят позитивно. Люди холодны и суровы друг с другом, а кошки, собаки – ласковые как ни странно. Есть фото бабушки с котом, глядя на которое невозможно себе представить их друг без друга. Это цельная картинка. Интересно, что дворовые псы отлично вписываются в среду, а вот породистая собака на их фоне выпадает, выглядит чужеродно».
Марков получил широкое признание не только от коллег и пользователей соцстей. Так, художник Дмитрий Врубель создал виртуальный музей, один из отделов которого носит имя фотографа.
Каждый его снимок не просто изображал жизнь в провинции, а имел уникальный сюжет. Несмотря на многочисленные премии и награды, больше всего ему нравилось общаться со своими подписчиками в соцсетях и просто разговаривать с людьми на улице.
Фотограф выпустил две книги и работал над третьей, писал, что она готова на две трети. Также посвятил несколько месяцев работы открытию реабилитационного центра для подростков, столкнувшихся с зависимостями. В знак признания его труда и усилий близкие решили назвать будущий центр в честь Маркова.
Маргарита Грачёва