Машина времени. Старые снимки позволяют совершить путешествие в прошлое
5 ноября – День рассматривания старых фотографий
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В арсенале Анатолия Лукьянова, авторитетнейшего мастера документальной фотографии Белгородской области, масса снимков, отражающих важнейшие события нашего края более чем за полвека. Многие уникальные кадры он сделал за почти 20-летнюю работу в «Белгородской правде».
По указанию маршала Жукова
«Этот снимок я сделал в 1973 году в Ивнянском районе во время агитпохода по местам боёв на Курской дуге. И не скрою – очень горжусь, что в объективе оказались вместе такие уникальные люди, – вспоминает Анатолий Лукьянов. – В центре стоит, разговаривая с местными жителями, секретарь обкома КПСС Николай Стефанович Игрунов. В своё время он работал собственным корреспондентом «Белгородской правды».
Крайний справа – Герой Советского Союза генерал-лейтенант Семён Моисеевич Кривошеин, почётный гражданин города Алексеевки и села Верхопенье Ивнянского района.
«Кстати, он приезжал на встречу в редакцию «Белгородской правды». А к высокой награде его представили по личному указанию маршала Жукова, – продолжает Анатолий Иванович. – Слева от него – генерал-майор Иван Наумович Шевченко, участник Гражданской войны, сражался в составе знаменитого Грайворонского революционного полка. Освобождал Белгород и Харьков. А в костюме нараспашку улыбается Василий Яковлевич Стороженко. Это танковый ас, командир железной роты. У всех них судьбы тесно связаны с Курской битвой. Тогда мы отмечали 30-летие победы в ней и, само собой, побывали и на Прохоровском поле – Третьем ратном поле России».
Поэтическая формула
Как родилось такое название этого поля, известное сегодня всему миру? Предоставим слово историку, общественному деятелю, автору проекта и главному редактору «Белгородской энциклопедии» Виктору Овчинникову:
«Наверное, так было задумано Господом, что именно Николаю Стефановичу Игрунову было уготовано судьбой первому выразить идею и формулу трёх ратных полей России – Куликова, Бородинского и Прохоровского. Человек твёрдых убеждений, крепко стоящий на русской земле, он много десятилетий назад предугадал настоятельную потребность русского народа в единой и цельной русской истории, в центре которой народ-победитель».
Но у всякой, даже великой идеи должно быть развитие. И оно возникает в кругу умных и порядочных людей. В этом кругу Николай Стефанович старался жить не по должности, а завоёвывать сердца и души своими личными качествами, своим делом. Именно на таком фундаменте шаг за шагом строились отношения Николая Стефановича (и здесь не побоюсь преувеличения) с выдающимся русским поэтом Игорем Анреевичем Чернухиным. Вспоминая совместную работу в редакции газеты «Ленинская смена», поэт в своём обширном труде «Между прошлым и будущим…» пишет:
«…Редактор был главным генератором свежих идей и начинаний, его уважали, любили, слушали, с ним считались, советовались…»
Опять же обращусь к провидению. Варианты поэтических строк, предложенные московскими поэтами, чтобы выразить идею трёх ратных полей, не устроили Николая Стефановича. Вот что он писал в книге «И после нас зелёная трава. История моя и наша»: «…Хотелось, чтобы стихи были, как поэтическая формула, лаконичны и сразу запомнились… Что делать? Встретился с Игорем Чернухиным, моим давним товарищем, белгородским поэтом… Началась работа – Игорь Андреевич приносил вариант за вариантом… И наконец у него как выдохнулось:
Это поле победы суровой
Для потомков по праву равно
Полю грозному Куликову,
Ратным подвигам Бородино.
На этом поставили точку…»
Долгое время эти строки на мемориале героям Курской битвы на федеральной трассе Москва – Симферополь были безымянными, без подписи. Местных деятелей культуры смущала судимость Игоря Чернухина «за политику» в сталинские времена – я рассказывал об этом на страницах «Белгородской правды». И не кто иной, как Николай Стефанович, добился от обкома партии справедливости – фамилия поэта была вычеканена под его ставшими народными строками.
Сегодня являются своего рода брендом многочисленных культурных событий и мероприятий слова «три ратных поля России». Так называют заповедные военные места, музеи Прохоровки, Бородино, Куликово…
20 лет спустя
«Во время Великой Отечественной войны в газете «Правда» работал фотокорреспондент Яков Рюмкин, – делает экскурс в историю начальник отдела Государственного архива новейшей истории Белгородской области Татьяна Цибенко. – В июле – августе 1943 года он снимал бои на Курской дуге».
В одной из танковых частей сражался лейтенант Василий Яковлевич Стороженко, ас среди танкистов, как говорили о нём. В первые часы боя он подбил два танка, в том числе «тигр». Машина Стороженко была подожжена и объята пламенем, но он вместе с экипажем под огнём сумел перебраться на соседний танк и прибыл в расположение наших частей. Вот тут, при выходе из боя, Яков Рюмкин и сфотографировал отважного танкиста с его боевым экипажем. Снимок этот был опубликован в «Правде».
«Какие бывают в жизни случаи! – интригует Татьяна Анатольевна. – Через 20 лет Яков Рюмкин решил снова побывать на месте бывших боёв на Курской дуге. Очень хотелось найти участников великого сражения. В Белгороде ему сказали, что в Ивне живёт и работает бывший офицер, герой боёв на Курской дуге, кавалер 12 правительственных наград. И фотограф, как мне стало известно, тут же поехал по указанному адресу».
Из дома вышел пожилой человек, поприветствовал гостя.
— Кто вы? – поинтересовался Рюмкин.
— Я Стороженко Василий Яковлевич.
Он рассказал о себе, а потом предложил фотографу поехать на то место, недалеко от посёлка Ивня, откуда начиналась атака наших танков. Много он вспоминал о своих боевых товарищах, о страшных боях, о том, что до сих пор каждую ночь снится ему его боевой друг – сгоревший танк. Потом он задумался и сказал:
«В ту пору обо мне много писали в армейской и фронтовой газетах, а в «Правде» даже был напечатан снимок с моим экипажем. А фотографировал нас военный корреспондент Рюмкин. Фамилию его я запомнил. Вы его случайно не знаете? Жив ли он?»
Фотограф, с трудом сдерживая улыбку, полез в машину, порылся в старом портфельчике, достал фотографию и сказал:
«Вот фото, которое было напечатано в «Правде» 20 лет назад. Я – Рюмкин!»
Они ещё долго хлопали друг друга по плечу, радуясь встрече. И конечно, фотограф сделал несколько снимков на память. Один из них запечатлел Василия Яковлевича с его друзьями – пионерами местной школы. Снимок напечатали в журнале «Огонёк» № 32 за 4 августа 1963 года.
Снимки героя-танкиста и очерки о нём публиковала, конечно, и «Белгородская правда».
…Это лишь некоторые штрихи к портрету запечатлённых фотохудожником Анатолием Лукьяновым людей, чьи имена навсегда вошли в историю нашего Отечества.
Сергей Ерёмин