Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 апреля 2024,  13:00

Как губкинский педагог Анастасия Половинкина стала движущей силой хорового коллектива

У учителя, педагога должно быть много душевных и духовных сил, чтобы поделиться ими с детьми

Как губкинский педагог Анастасия Половинкина стала движущей силой хорового коллективаАнастасия Половинкина уверена, что каждый ребёнок талантлив, главное — найти в нём искоркуФото: Павел Колядин
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Современному педагогу надо обладать недюжинным чувством юмора и оптимизма. Чувство юмора поддерживает нас на плаву, позволяет нестандартно действовать в непростых ситуациях, которые нам преподносит жизнь. Особенно с учениками это действенно. Ведь можно либо обидеться на них, либо переиграть ситуацию и даже преподать им жизненный урок, если у тебя самой есть на это силы.

Вместо предисловия

Анастасия Половинкина работает с детьми практически полжизни. И сама она – многодетная мама: вместе с супругом, протоиереем Андреем Половинкиным, воспитывает четырёх дочерей и сына. 12 лет назад по­явилось на свет ещё одно её, без преувеличения сказать, детище – хоровой коллектив «Благовест».

Впервые юных исполнителей – в концертном коллективе 40 девчонок и немного мальчишек от 8 до 18 лет – мы встретили два года назад: губкинцы приехали в Белгород на хоровой фестиваль. За кулисами Белгородской государственной филармонии было многолюдно и шумно. Белые блузочки и рубашки, чёрные брюки и юбки, банты на косичках – детские хоровые коллективы распевались и один за другим выходили на сцену. Среди них выделялись девчонки и мальчишки в джинсах и цветных толстовках – «Благовест» из Губкина. Запомнилось и их выступление: они впечатлили слушателей и своим репертуаром, и умением держаться на сцене свободно и профессионально, и харизматичностью.

Через год «Благовест» снова выступал на хоровом фестивале. К тому времени мы уже знали, что хоровой коллектив работает при детском православном досуговом центре им. Святителя Иоасафа и дворце детского творчества «Юный губкинец», что его руководитель и хормейстер Анастасия Половинкина – также матушка и регент хора губкинского храма святого апостола Иакова, брата Божия.

Дорога к музыке

Защитив звание «кандидат в мастера спорта» и одерживая победы, она мечтала стать тренером по художественной гимнастике. По состоянию здоровья из спорта пришлось уйти. Однако спортивное прошлое не только закалило характер, но и подарило Анастасии Половинкиной жизненное кредо:

«Если я чем‑то серьёзно занимаюсь, то должна в этом состояться».

Половинкина вспоминает, что музыка в её жизни существовала всегда. Началось всё с совета родителям: «Обязательно отдайте свою девочку учиться играть на инструменте».

Они работали в Белгородском государственном театре кукол. Отец был заместителем худрука, мама заведовала художественным цехом.

«Возможно, то, что с детства была погружена в театральную атмо­сферу, наложило отпечаток на мою творческую работу: в программу нашего коллектива я обязательно включаю театральные и пластические элементы в композиции, которые становятся десертом – изюминкой исполнительской программы», – говорит Анастасия Половинкина.

А что же музыка? После школы наша собеседница поступила в Белгородский музыкальный колледж имени Дегтярёва.

«Не бывает случайностей в жизни, – не раз повторит Анастасия Григорьевна. – Для себя решила, что, если поступлю, буду заниматься музыкой профессионально. Поступив на специальность «фортепиано» в класс Надежды Алексеевны Смирновой, вкладывала на протяжении обучения все силы в учёбу – окончила успешно. Потом поступила заочно в Харьковскую консерваторию имени Котляревского на ту же специальность в класс Валентины Фёдоровны Шукайло. На втором курсе у меня была Анечка, оканчивала уже с Машенькой с красным дипломом. Так и до сих пор в моей в жизни творческие, профессиональные процессы тесно переплетаются с личными историями».

Часто дети импровизируют, могут изменить элементы движений в постановке Часто дети импровизируют, могут изменить элементы движений в постановке / Фото: Павел Колядин

Дружба переросла в рождение семьи

«Удивительно, но все знания и умения, которые получала в течение жизни, оказались востребованными. Промысел Божий непостижим: как может отозваться и прорасти в будущем зерно, посеянное заботливой рукой в детстве?» – размышляет матушка Анастасия.

Воцерковилась она благодаря музыке. Тогда ещё студентка, а в будущем матушка Екатерина Кравцова, позвала Анастасию петь на клиросе в храме. Будущая пианистка сначала отнекивалась, ссылаясь на неопытность, а потом согласилась. Так Анастасия оказалась в Крестовоздвиженском храме на Кошарах в Белгороде.

«Под надёжным и заботливым крылом отца Александра и матушки Натальи Александровых окунулась в новую для меня жизнь. Сначала церковно-певческую через пение на клиросе, а потом благодаря им как раз и произошло моё воцерковление, когда внутренне многие моменты жизни переосмыслила. Это был 97–98 год. Нужно сказать, что в моей семье к вере всегда относились уважительно, но праздники Рождество и Пасху отмечали в кругу семьи, не ходя в храм. Когда я стала петь на клиросе, сразу подтянулись за мной брат и мама, которая всегда стремилась к вере, но не знала, через кого и как прийти в церковь. Сейчас она для меня пример глубоко и искренне верующего человека с любящим сердцем», – рассказывает Анастасия Половинкина.

После воцерковления Анастасия Григорьевна связала свою жизнь с будущим священником и стала матушкой.

«Отца Александра перевели в храм в посёлке Северном, где стал пономарить семинарист, мой будущий супруг, отец Андрей Половинкин. У нас с ним было совместное послушание: я занималась с воспитанниками детского дома пением, а он приходил туда рассказывать о слове Божием детям, – вспоминает матушка Анастасия. – Моего будущего супруга и брата объединяло увлечение микросхемами, которые они собирали у нас дома, а у меня с Андреем – увлечение музыкой, он прекрасно играл на гитаре. Постепенно дружба переросла в более серьёзные отношения и рождение семьи».

Школа жизни

«Став руководителем хора, я размышляла: почему изначально не получила образование на дирижёрско-хоровом отделении? – говорит Анастасия Половинкина. – Ответ получила потом: помимо хорошей школы, полученной у замечательных педагогов-пианистов, мои навыки очень востребованы в профессии, на фестивалях, куда приезжаю и могу помочь детям и в качестве концертмейстера. А неудержимое желание получить образование дирижёра осуществляю на данный момент, оканчивая обучение в Тамбове. Первоначально такое желание возникло, когда в Коньшино под моим руководством образовался маленький ансамбль, меня очень не устраивало неумение управлять своими руками, с чем технически сейчас справилась».

Когда священника Андрея Половинкина рукоположили в Свято-Никольский храм губкинского села Коньшино и он переехал туда вместе с семьёй, музыка стала для молодой матушки делом души.

« Это была такая серьёзная школа жизни для меня. Приходу требовалось вливание молодых, свежих сил. Я отправлялась туда, как жена декабриста, но с какой‑то такой радостью, с широко открытыми глазами, пребывая в поре неофитства, – вспоминает Анастасия Григорьевна. – Мне пришлось и петь, и научиться просфоры печь, принимать вопросы прихожан в церковной лавке, кадило подавать, как боевой подруге, следовать за мужем – это был непростой, но очень благодатный период моей жизни, который вспоминаю с большим теплом».

При храме матушка собрала хоровой ансамбль девушек, к театрализованным музыкальным постановкам удалось привлечь и местных ребятишек. Таким составом коллектив под руководством Анастасии Половинкиной даже выезжал в Губкин на конкурсы и праздники.

«Мы делали постановки спектаклей, в которых люди села Коньшино видели детей в костюмах Белгородского театра кукол (улыбается), тогда ещё была такая возможность. Так потихонечку мы переломили ход событий: если раньше храм посещали только бабушки преклонного возраста, то потом постепенно стали приходить остальные жители села, дети, – рассказывает она. – Приходской дом, где мы жили, стоял в ограде храма и первоначально занятия в воскресной школе проходили у нас дома. К нам приходили дети из школы, мы пели песни под игру на инструменте, который привезла с собой, разучивали роли. Так что личная жизнь и служение были связаны воедино, конечно, во всех творческих процессах всегда участвовали мои дети».

Матушка до сих пор следит за судьбой своих коньшинских воспитанников. Она рассказывает: многим опыт пения на клиросе и в музыкальных постановках пригодился в дальнейшей жизни.

 

Хоровой коллектив исполняет богослужебные песнопения, русскую духовную музыку и произведения современных композиторове Хоровой коллектив исполняет богослужебные песнопения, русскую духовную музыку и произведения современных композиторове / Фото: Павел Колядин

«Не бывает неталантливых детей»

«В моей жизни много разнообразных видов деятельности, которые, казалось, несовместимы и иногда взаимоисключают друг друга, – размышляет она. – Но я думаю, что если Господь даёт вдохновение, силы и возможность это осуществить, то буду этим заниматься и идти вперёд».

В 2012 году в жизни Половинкиной начался «губкинский период», когда её супруга перевели в храм святого апостола Иакова, брата Божия. По благословению Преосвященного Софрония, епископа Губкинского и Грайворонского на Анастасию Григорьевну легла задача – стать регентом на клиросе, дополнительно – стать руководителем хора при детском православном досуговом центре во имя Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. К двум этим целям Анастасия Половинкина шла параллельно.

«Когда пришла на первое занятие, передо мной сидели семеро детей от 7 до 13 лет. Я подумала: какой интересный разновозрастный старший хор», – вспоминает Половинкина.

Эта встреча стала началом истории хорового коллектива «Благовест», который существует в удивительном симбиозе духовной и светской структур: досуговый центр и дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» связаны договором о сотрудничестве. Анастасия Григорьевна называет этот процесс взаимоопылением и признаётся: кроме талантливых детей она, оказавшись на свободной творческой территории, получила хорошую возможность реализовать все свои задумки и двойную поддержку.

Дочь Анны Ерофеевой, Валерия, уже несколько лет поёт в «Благовесте». На репетицию родители привозят девочку из Белгорода.

«Моей дочери, как и коллективу, 12 лет. Ещё когда она была у меня в животе, я ходила в храм, где Анастасия Григорьевна – регент хора, и мечтала: «Вот бы мой ребёнок так пел». И так случилось. Знаете, это особое чувство, когда ты сам ловишь каждое слово педагога, бросаешь всё, отпрашиваешься с работы – в нашей семье точно, – чтобы откликнуться на любое выступление, лишний урок урвать. Удивительно, что за детьми потянулись и родители. А в каких мы совместных поездках бываем! – рассказывает Анна. – Я думала, в чём секрет этого? И вспомнила, как однажды матушка сказала: «Не бывает неталантливых детей, надо послушать и обязательно достать искорку из каждого».

Анастасия Попцова, Екатерина Прежина, Анастасия Агафонова и Елизавета Половинкина поют в «Благовесте». Кто‑то из них в коллективе несколько лет, а кто‑то – практически с его основания. Девушки сходятся в одном: хор давно стал неотъемлемой частью их жизни.

«Мы здесь чувствуем себя семьёй, друг друга поддерживаем, получаем новый опыт – и певческий, и концертный», – рассказывают они.

И добавляют: коллектив у них сплочённый – все, как один. С новенькими – а хористы прибавляются и сменяются каждый год: кто‑то оканчивает среднюю школу и уезжает учиться, кто‑то узнаёт о «Благовесте» и стремится в него попасть – общий язык находят быстро. Ну и бывших участников в коллективе не бывает.

 

На репетициях и выступлениях ребята учатся чувствовать своё тело и управлять и На репетициях и выступлениях ребята учатся чувствовать своё тело и управлять и / Фото: Павел Колядин

Вначале было слово… и есть

«Пение – это прежде всего озвученное слово. По словам Георгия Свиридова: «Музыка на своих волнах несёт слово и раскрывает его сокровенный смысл». Когда ребёнок поёт, он прежде всего должен осознавать материал, несущий серьёзную смысловую нагрузку, – рассказывает Анастасия Половинкина. – Помимо работы над технической стороной произведений, мы много беседуем, рассуждаем, что‑то читаем, дети делятся примерами из жизни близких – всё это духовно наполняет и воспитывает юную душу. Если ребёнок сам глубоко прочувствует слово, то это ощущение передаст и слушателю. Основа хорового исполнительства – синтез Слова и Музыки, музыкальная волна, которая животворит слово, дарит ему какие‑то крылья, и оно летит к слушателю».

У «Благовеста» многогранный репертуар: духовная и светская музыка, «десертный», как определяет разновидность программы сама руководитель хора.

«К репертуару я отношусь трепетно и нежно, верный выбор программы составляет большой процент успеха творческого коллектива на любом конкурсе, – говорит Анастасия Григорьевна. – Поэтому долго ищу произведения для хора и, если что‑то достойное нахожу, очень радуюсь. Как правило, опыт показывает: то, что нравится мне, полюбят и дети».

Хоровой коллектив исполняет богослужебные песнопения, русскую духовную музыку и не только.

«Мы поём много произведений современных композиторов, с некоторыми из них сотрудничаю непосредственно. Например, с московским композитором Антоном Висковым. Отправляю ему запись с его сочинениями, исполненными нашими детьми, композитор прослушивает, вносит коррективы и делится пожеланиями. Это здорово, если композитор тесно сотрудничает с каким‑то хором: у него есть возможность услышать звучание написанного, отточить мастерство, у нас – исполнить интересное произведение. В нашем репертуаре много обработок народных песен, песен патриотической тематики, добрых и нравственных. Репертуар, с которым мы участвуем в конкурсах и фестивалях, также включает в себя технически непростые многоголосные произведения, в которых дети показывают умение преодолевать вокально-интонационные, ритмические сложности, исполнять произведения а капелла. С их помощью мы демонстрируем возможности хора, свою конкурентоспособность, выразительность и оригинальность», – поясняет Половинкина.

Духовные песнопения – это то, что подкрепляет силы воспитанников хора. Уже несколько лет хористы участвуют в воскресных и праздничных богослужениях в храме апостола Иакова.

«Каждый пришедший ребёнок вписывает своё имя в историю хора и видоизменяет её. Шесть, семь лет назад больший процент составляли дети старшего возраста, участвовали студенты из музыкального колледжа, которые проходили практику у нас. Сейчас «Благовест» помолодел, растёт наш юный состав, который количественно и уже качественно и уверенно заявляет о себе. В планах выучить с ними трёхголосную литургию и участвовать в богослужении, как это делали предыдущие составы хора», – рассказывает матушка.

А что же такое «десертный» репертуар? Это произведения, которые нравятся и слушателям, и самим хористам, концертные номера, в которых можно раскрыться на сцене.

«У нас в коллекции их около восьми – хоровых театрализаций, – говорит Половинкина. – Началось всё с «Мультфантазии» композитора Станислава Грибкова. Мы сделали её с пластическими движениями на сцене и исполнили на дружеском ужине на фестивале «Поющий мир» в Санкт-Петербурге в 2017 году. Приятно было увидеть в зале самого автора, приветствующего и крепко пожимающего нам руки после исполненного произведения. Когда только начинали участвовать в конкурсах, я видела восторженную реакцию детей и зрителя на такие номера. Через пластику, органично сосуществующую и не мешающую пению, можно ярко передать художественный образ, только делая это бережно, не нарушая общего замысла. Зачастую постановки рождаются сами собой и нравятся детям».

Один из последних постановочных «десертных» номеров – «Спорт попурри». И с каким же удовольствием дети разыгрывают хоккейный бой прямо на сцене и исполняют музыкальные композиции советских авторов на тему спорта!

Как и любой коллектив, состоящий из школьников, «Благовест» сталкивается с проблемой, когда его участники оканчивают школу и покидают его. Тем не менее им на смену приходят новые ребятишки. Анастасия Григорьевна отмечает: тут срабатывает та репутация, которую коллектив уже получил в городе, и возможность отправиться с хором в путешествие по России. Растить новый коллектив и удерживать высокую планку, которую установили выпускники хора, – вот её текущая задача. Очень важно сделать так, чтобы ребята получали удовольствие от самого процесса.

Точки соприкосновения

— Анастасия Григорьевна, вы сказали, что у вас довольно редки расхождения во мнениях с детьми. Как этого добиться?

— «Дышать вместе», понимать и принимать друг друга, важно, что мы с детьми любим друг друга. А если человек тебя любит, то всегда прислушается. Мы с детьми совпадаем во многих музыкальных вкусовых пристрастиях, и, как правило, я ищу настолько красивую музыку, чтобы она не могла не понравиться, попала в них на 90 %. Явления «Мы это только из‑за вас поём!» не случается.

Так в концертном коллективе 40 человек!..

— Иногда начинаем разучивать произведение, а оно по какой‑то причине не выстреливает, откладываем его, а потом возвращаемся – это творческий процесс… Особенно хорошо срабатывает принцип работы на цель, которая им интересна, дети сразу идут на сближение. Постепенно им начинает нравиться сам процесс пения в хоре, хорошим показателем чего является желание выпускников получить профессиональное хоровое образование, дети сейчас учатся в музыкальных колледжах Губкина, Воронежа, Тамбова. Наше подрастающее поколение любит что‑то живое, обязательно с пластикой, они заражаются друг от друга фонтанирующей энергией – искра начинает мгновенно передаваться, – и мне приходится напоминать: «Дети, что означает поднятая рука?» Повышать голос не имею желания и возможности (но иногда приходится), так как зачастую вечером пою на службе, необходимо беречь голос.

Если раньше в хоре состав делился на младший и старший, то сейчас первых стало больше, а вторых меньше. Непросто работать с разновозрастным сводным хором, возникают сложности в выборе репертуара, чтобы он был интересен и тем и другим. Я в постоянном поиске таких точек соприкосновения.

— Как добиться того, чтобы дети не были на сцене зажатыми. Может быть, не надо запрещать им быть детьми?..

— Это на самом деле вначале непросто, внутреннюю свободу тоже нужно воспитывать. Где‑то и за счёт собственных усилий: активно использую мимику, телесные жесты, утрирую, сама показываю то, чего хочу добиться. Ещё использую много современных техник на взаимодействие, слаженную работу в команде, люблю сама учиться. Посетив однажды «Хоровую лабораторию» для руководителей хоровых коллективов в Гатчине, увидела замечательные мастер-классы по body percussion – телесной перкуссии, хоровому сольфеджио, новым формам, применяемым в хоровом исполнительстве. Такие упражнения очень раскрепощают детей, они начинают свободно двигаться, чувствовать своё тело и управлять им.

Сейчас многие коллективы специально приглашают хореографа, который ставит ребятам движения на сцене. Мне немного проще: нужно день или вечер погрузиться в материал и подумать для того, чтобы родился номер. У меня муза работает по команде. Зачастую старшим позволяю импровизировать, если они хотят изменить элементы движений в постановке: «Хорошо, убедите меня». Детям, особенно подросткам, очень важно дать возможность про­явить инициативу.

— А если ребёнок заинтересовался чем‑то далёким от идеала? Например, не очень качественной музыкой?

— Я тоже мама и всегда вникаю в то, что дети слушают, сама пытаюсь понять, что нравится ребёнку в этой музыке. Важно принимать ребёнка и выстраивать диалог. Дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние своих родителей, и даже если уловят какое‑то внутреннее отторжение во взгляде – сразу замкнутся в раковину. Поэтому я пытаюсь дать хорошую альтернативу тому, чем они иногда увлекаются, как правило, провокационная музыка – это временный интерес. Иногда озвучиваю свою позицию для того, чтобы помочь им с ориентиром, начинаю аккуратно шутить, советую послушать те произведения, которые нравятся мне, – с моими детьми это работает.

— Как вас дети называют: матушкой Анастасией или Анастасией Григорьевной?

— В духовно-просветительском центре – матушкой Анастасией. Если мы едем куда‑то на конкурс или фестиваль, то прошу обращаться: «Анастасия Григорьевна», чтобы не привлекать внимание. Были прецеденты, когда на вокзале на возгласы детей: «Матушка!» – люди сразу оборачивались и начинали искать глазами объект внимания… Есть в хоре девочка, которая меня зовёт «матушка Анастасия Григорьевна».

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×