Пою Богу моему, пока я есть. Чем живёт церковный хор
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В августе исполняется 30 лет Архиерейскому хору Преображенского кафедрального собора Белгорода. Летом 1990 года храм вернули Русской православной церкви, и первое богослужение прошло прямо на его ступенях. С этого момента и начинается история Архиерейского хора.
Сегодня в его составе 20 певчих. У них за плечами – участие в нескольких патриарших богослужениях, в том числе в Успенском соборе Кремля, запись семи дисков, победы в многочисленных конкурсах духовного пения и вдохновляющая любовь прихожан. Постоянный руководитель хора – матушка Елена Кравец – рассказала о том, как устроен церковный хор, почему среди певчих встречаются инженеры и юристы, платят ли им зарплату и зачем для записи церковных песнопений приходилось перекрывать целую улицу.
Поющие инженеры
Стать певчим церковного хора – задача непростая. Минимально для этого нужно быть выпускником музыкальной школы, а лучше – училища или консерватории.
«У нас профессиональный хор, – рассказывает Елена Кравец. – Учитывая, что мы поём на богослужениях в кафедральном соборе, наш уровень должен быть соответствующим. Нужно уметь читать с листа, чисто интонировать, знать особенности церковных богослужений. Перед зачислением в хор я провожу прослушивание. А потому в основном у нас поют студенты и преподаватели музыкальных школ, колледжа имени С.А. Дегтярёва, дирижёры-хоровики. Но бывают, конечно, и исключения из правил».
Так, например, какое‑то время назад в хоре пела бизнесвумен, она участвовала во всех богослужениях и отказывалась от той небольшой зарплаты, что положена певчим. Говорила, такова её жертва и приношение Богу. Долгое время пел в хоре инженер из «Белгородэнерго». Сейчас среди певчих есть юрист.
Исключением была и одна очень увлечённая певчая, которая не имела музыкального образования. Не зная нотной грамоты, она пела в церковном хоре около 20 лет. Ей приходилось часами сидеть над партитурами, просить помощи. Со временем требования к певчим настолько выросли, что она сама почувствовала – не справляется, и ей пришлось оставить это занятие.
Хор меняет жизнь
Ещё одно требование к певчим – быть человеком воцерковлённым.
«В той или иной степени, – подчёркивает матушка Елена. – Потому что по церковному уставу, например, некрещёный человек не может участвовать в богослужениях, а значит, и петь в хоре. Но у нас часто бывает так, что люди, далёкие от церкви, приходят к Богу благодаря пению в нашем хоре, остаются с нами на годы и меняют свою жизнь. А бывает, прекрасный профессионал, человек с консерваторией за плечами, но не понимает специфику, не разделяет взгляды и быстро нас покидает».
Одним из непременных условий для участия в церковном хоре, по мнению матушки Елены, остаётся всё же любовь к пению, увлечённость и способность слушать и слышать других, не выделяться и при этом быть дисциплинированным человеком.
Тяжёлый труд
Именно дисциплина и послушание помогают справляться с нагрузками. А нагрузки у певчих серьёзные. Репетиции в церковном хоре проводят два раза в неделю и, как правило, после основной работы, в вечернее время.
«Народ приходит, конечно, усталый. Но я им всегда говорю: оставляйте все проблемы за порогом. А здесь просто отдавайте своё сердце Богу через пение. Тогда и вы наполнитесь благодатью, принесёте её домой и будете иначе воспринимать трудности».
На репетициях и богослужениях приходится проводить по два–три часа на ногах. Это требует определённой выносливости. На ночных праздничных службах нужно петь и звучать в то время, когда организм требует сна. А утренние богослужения начинаются очень рано. Одним словом, вечера и выходные у певчих расписаны, и свободного времени на собственные дела остаётся немного. Пение в церковном хоре требует максимальной отдачи. Так что некоторые просто не выдерживают таких нагрузок и покидают хор. Но матушка Елена ни с кем не прощается, знает, что многие из ушедших рано или поздно вернутся обратно. А она их примет.
Молодой хор
За последние 30 лет состав Архиерейского хора менялся огромное количество раз. Начинался он с квартета, потом постепенно расширялся, менялся, и в лучшие времена число певчих достигало почти 30 человек. Сейчас из‑за пандемии участников снова стало меньше.
«За последние годы наш хор сильно омолодился, – делится матушка Елена. – Сегодня у нас нет певчих старше 40–45 лет. Это связано с ростом профессиональных требований. Мы непрерывно развиваемся, а людям постарше у нас становится трудно, их голоса теряют гибкость, реакция не та».
При этом мужчин и женщин в хоре примерно одинаковое количество. Хотя самыми востребованными, как и раньше, считаются мужские голоса.
«Только вы им не говорите»
Вместе с профессионализмом церковного хора растёт и образованность прихожан. Матушка Елена отмечает, что верующие сегодня хорошо разбираются в церковной музыке, прекрасно слышат фальшивое звучание, порой даже высказывают регенту свои замечания.
«Мы сами их воспитали, – считает Елена Кравец. – А теперь должны держать эту планку. Я стараюсь не превозносить хор. Знаю, стоит похвалить – начнут расслабляться. Зато вместо меня их часто хвалят прихожане».
Но к комплиментам в хоре относятся спокойно. Помнят, что главная задача – служение через пение Богу и ближнему, а не самолюбование и восхищение красотой своего голоса.
Однажды матушка Елена во время записи очередного диска прослушивала в наушниках только что исполненное песнопение, стоя спиной к хору. Придирчиво оценила материал и сказала мастеру звукозаписи, как она думала, тихо, чтобы никто не слышал: «А неплохо звучит! – и после короткой паузы: – Только вы им не говорите». Певчие, конечно, всё услышали. И до сих пор помнят эту редкую и такую ценную похвалу строгого регента.
Тишина! Идёт запись!
За 30 лет Архиерейский хор по благословению митрополита Иоанна и при содействии настоятеля Преображенского собора отца Олега успел записать семь музыкальных дисков. Все они очень разные по составу, звучанию и уровню: от духовных песнопений, колыбельных и колядок до светских песен на украинском и белорусском языках.
«Первый диск мы записали в 1995 году. Двенадцать песнопений, посвящённых Святителю Иоасафу, – рассказывает матушка Елена. – Записывали в соборе по ночам. Это было очень трудно. Малейший посторонний звук – перезапись. До такой степени тонкая была работа, что пришлось даже договариваться с тогдашней Госавтоинспекцией, чтобы на ночь перекрывали примыкающую к собору улицу Коммунистическую, ныне Преображенскую. Потому что звук проезжающих машин мешал».
В процессе записи возникали и другие проблемы: то скрипел пол, то из‑за специфики акустики плыл звук и становились непонятными слова. Но со всеми трудностями справились. Сейчас в планах у Архиерейского хора – запись живого богослужения. С такой просьбой к настоятелю собора уже не раз обращались прихожане. Особенно актуальным это стало в период пандемии, когда посещение собора ограничили.
Профессия: регент
Сейчас Архиерейский хор дошёл до такого профессионального уровня, когда может исполнить практически любое церковное песнопение, соответствующее богослужению. Во многом это заслуга его регента – матушки Елены Кравец, которая руководит Архиерейским хором с момента его основания в 1990 году.
Елена Николаевна окончила музыкальное училище по классу скрипки, затем поступила на регентское отделение тогда ещё Ленинградской духовной академии. Вернувшись в Белгород, окончила социально-теологический факультет БелГУ.
«Мне всегда нравилось петь. Я думаю, мой путь был предопределён с детства, ведь я сама из семьи священника. Мне было четыре года, когда я спросила родителей, существует ли институт для матушек. Помню, что мне хотелось быть образованной и при этом музыкальной матушкой. Так и произошло. Я очень счастливый в своей профессии человек, я живу этим и не представляю своей жизни без церковного хора».
Матушка сравнивает нынешний хор с одной большой семьёй, у которой есть и свои традиции. Например, устраивать чаепития на дни рождения певчих, проводить трапезы после ночных праздничных служб, когда хор собирается на собственный праздник: многие готовят концертные номера, радуют друг друга стихами, исполнением романсов, делятся личными историями.
Николай Германский, благочинный Ракитянского округа, настоятель Свято-Никольского храма, протоиерей:
«Церковное пение, на мой взгляд, должно быть неэмоциональным, нечувственным, очищенным от примесей человеческого несовершенства. Есть, например, Знаменный распев. Это песнопение человеку не мешает молиться, как раз наоборот, сохраняет тот канон, в котором человек способен раскрыться и настроиться на камертон божественного звучания. Канонические песнопения близки к совершенству. Поэтому мы чтим образцы. В этом здоровый, нормальный консерватизм церкви. Канон совершенствует человека, даёт ему основы настоящей культуры, а потом человек уже развивается».
При этом духовное песнопение очень близко к чисто народному русскому фольклору. В нём отражаются высокие духовные нотки. То есть когда слышишь исконно русскую народную песню, часто хочется плакать. И не потому, что она очень грустная, скорее очень искренняя, идущая от сердца.
Если человек искренне приходит в церковь, он преодолевает инерцию, земное тяготение. И начинает испытывать радость от богослужения. Это то, что позволяет нам вырваться за пределы времени и соприкоснуться с вечностью. Духовное пение ведёт не к наслаждению, а к блаженству, каким его понимает церковь.
Мне было важно петь
Мария Рудавина пела в церковном хоре с десяти лет. В поселковый храм за утешением и поддержкой привёл папа, когда ему поставили смертельный диагноз. Поначалу только слушала певчих, потом запела на богослужениях наравне со взрослыми. Очень помогли музыкальная школа и занятия вокалом. Правда, одноклассники, когда узнали о том, что Маша стала певчей в храме, начали оскорблять и задевать. А потому после поступления в Архиерейский хор Преображенского собора Мария никому не рассказывала об этой стороне своей жизни.
«В хор собора я попросилась по необходимости, – делится Маша. – Училась на платном отделении филологического факультета БелГУ. Работы не было, а надо было на что‑то жить. Тогда я набралась смелости и пошла прямо к настоятелю Преображенского собора – отцу Олегу, рассказала о своей ситуации, а уж он порекомендовал меня матушке Елене – регенту хора».
Маше назначили прослушивание. Она очень волновалась, зная, как строго матушка Елена отбирает певчих. Но всё прошло хорошо, и 16-летняя Мария стала самой молодой на тот момент певчей Архиерейского хора. В общей сложности она посвятила церковному пению почти 13 лет своей жизни, пройдя путь от новичка до солиста. Участвовала в патриаршем богослужении в Успенском соборе Кремля.
«Нам платили небольшую зарплату. Но, конечно, не только за этим я пришла в хор, – продолжает Маша. – Мне было важно петь, развивать свои способности. Поначалу было очень тяжело. Я не успевала за темпом, сбивалась, ошибалась. Вообще же новичком перестаёшь себя ощущать примерно после двух лет полноценной работы в хоре».
Вот уже несколько лет, как Мария вынужденно покинула хор. С двумя маленькими детьми стало некогда ходить на репетиции, участвовать в богослужениях, тем более праздничных. Но Мария надеется, что со временем сможет вернуться в свою вторую семью, потому что знает: матушка Елена никогда ни с кем не прощается навсегда.