Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 мая 2023,  12:03

В гармонии с музыкой и словом

Кто «благословил» белгородского поэта на занятия драматургией

В гармонии с музыкой и словомНиколай ФилатовФото: Елена Ховхун
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Творчество Николая Филатова известно не только в Белгородской области, но и далеко за её пределами. Поэт и прозаик, либреттист и драматург – его музыкально-литературной деятельности уже более 50 лет. За эти годы вышли в свет 10 поэтических сборников и более 200 песен. «Белгородские известия» побеседовали с Николаем Григорьевичем и узнали, какую роль в его жизни сыграл театральный режиссёр Владимир Бортко (старший), кому посвящена книга «Признание» и как называется конкурс, в котором ему улыбнулась удача.

— Николай Григорьевич, первый вопрос из чисто журналистского любопытства, у вас на сайте прочитала, что вы пишете песни и либретто к музыкальным спектаклям. Когда это пришло, что композитор в России больше, чем поэт?

— В 2003 году я решил оставить поэтическую карьеру и занялся песенным творчеством. Это другое направление в искусстве, ведь написать стихотворение и слова к песне – два разных занятия. По основной работе часто ездил в Москву, там познакомился с музыкантами: Вячеславом Малежиком, группой «Нэнси», «Сябры». Ходил на концерты, встречался с ними, эти моменты вдохновляли. Решил писать сам, стало получаться. В 2016 году выпустил поэтический сборник «Расскажу о себе», и в нём уже от общего материала было до 70 процентов песен: «Подари свою любовь», «Сколько мы не виделись», «Любви закат», «Планета Земля», «Ты не одна, я не один». По Интернету стал предлагать свои песни исполнителям и нашёл отклик. За это время сотрудничал с 29 композиторами из 10 стран мира, в том числе России, Белоруссии, Словакии, Узбекистана, Германии, Польши.

А в прошлом году на международном конкурсе «Широка страна моя родная» белгородка Светлана Журина исполнила песню «На осколках любви», написанную на мои стихи и музыку санкт-петербургского композитора Валентина Петрова, и заняла первое место.

— Вы до этого решения написали 1 200 стихотворений и издали 10 поэтических сборников, не жалко было оставлять своего читателя и переходить на новые рельсы?

— Жизнь стала динамичнее, нужны новые формы, чтобы разговаривать с читателем, который сейчас перешёл в категорию зрителя. Я стал создавать песни в период пандемии, творческий процесс затянул, выйти из него невозможно.

Интересно работать на расстоянии, хотя и есть сложности. Для проекта «Анна Герман 2» я написал тексты. Его участники – певица из Польши Александра Плавиньска и Ринат Шакиров из Узбекистана. Когда увидел результат этого сотрудничества, то счастью не было границ. Мы разместили песню «Он и она» на «Ютьюбе». В ней мой текст, музыка – композитора Олега Боженко, спели её дуэтом Ринат и Александра. За год получили 9,5 миллионов просмотров и более 18 тысяч лайков. Вместе с ними мы ещё сделали 36 песен. Недавно я познакомился с композитором из Германии Георгом Хеккелем, и он написал электронную музыку к моей песне «Наталья». Ранее у меня вышло два альбома авторских песен «Я дарую вам свободу…» с композициями, написанными в 2003 году, и «О себе расскажу» – в 2005 году.

— Расскажите о начале вашего творчества? Кто‑то писал в семье стихи? И сложно ли было начинать работать со словом?

— Мама Мария Никаноровна писала стихи, но нигде не публиковалась. У неё была хорошая память, знала наизусть всего «Евгения Онегина».

В гармонии с музыкой и словом - Изображение

В детстве я часто ездил в сельскую местность к родственникам. С тех пор полюбил деревню, их своеобразный говор.

Первые стихотворения посвящал природе, выступал с ними в школе, публиковался в местных газетах. И ощущал себя уже опытным и маститым поэтом.

В 1975 году произошёл случай, который ещё больше раззадорил мой творческий запал. Тётя посоветовала послать стихи Борису Полевому – главному редактору журнала «Юность». Я подготовил тетрадь, в которой стихи уместились на 24 листах, и отправил в редакцию. Прошёл месяц, второй, я ждал и представлял, что выйдет полжурнала моих произведений. Через два месяца получаю письмо с ответом: «…бывает так, что заранее произведения не публикуются. Давайте подождём, когда вы станете известным автором, потому что иногда в старшем возрасте бывает стыдно за свои ранние произведения. Примите для себя решение о публикации или её отмене». Я позвонил тёте, которая принимала активное участие в продвижении моего творчества, и передал, что я прислушался к совету редактора. Я, конечно, огорчился, но получил корректный намёк, что с текстами нужно много работать. Единственно жаль, что тетрадь не возвратили, некоторые стихи, написанные в начале 70-х годов на клочках бумаги, утерялись.

— Понравилась ли читателю ваша первая книга? Вы обратную связь получили?

— Увы, первая книга «Горит звезда над материнским полем» в 1993 году осталась практически незамеченной. В неё входили стихотворения «Бойтесь одиночества, друзья», «К чему хранить обиды», «Где вы, годы» и другие. Выпустив брошюру, я понял, что одно­цветная печать не работает, иллюстраций нет, поэтому вторая книга «Признание» через год была уже в цветной обложке с рисунками художницы Анны Греховодовой. В названии меня подкупила игра корней в слове и многозначность: «приз» и «знание» и «признание». Тематически в книге объединены стихотворения, посвящённые любви к женщине, Отчизне, матери. Издание заканчивается первым прозаическим опытом – рассказом «Судьбы людские». В нём мысли и взгляды на жизнь молодого журналиста, только начинающего профессиональный путь, а также грустная личная история ветерана Великой Отечественной войны, который едет с ним в поезде. Выход книги прошёл успешно, её заметили в писательских кругах. Меня приглашали на творческие встречи, стихи читали и учили наизусть.

В гармонии с музыкой и словом - Изображение

— Вы рассказали поучительную историю с Борисом Полевым, а кого‑нибудь из местных литературных корифеев можете назвать своими учителями?

— После окончания института я вернулся в Белгород. Влился в писательскую среду. Общался с Игорем Андреевичем Чернухиным, Владиславом Мефодьевичем Шаповаловым, Николаем Николаевичем Грищенко. Ходил на заседания белгородского Союза писателей, некоторые встречи проходили в формате домашнего общения. Владислав Ме­фодьевич сказал когда‑то мне такие слова: «Можно жечь сердца людей глаголом, а можно лирикой доставать до таких тонких струн человеческих, что вы и делаете». Это стало самой запоминающейся похвалой. А ещё он меня «благословил» на детскую книгу. Как‑то я выступал перед ребятами в библиотеке, меня спросили, есть ли у меня произведения для малышей. Я задумался, всегда позиционировал себя поэтом для взрослой аудитории. Шаповалов сказал тогда: «Любая мысль должна отлежаться. Вы когда настроитесь, и оно само произойдёт». Так я и сделал и через время выдал целую детскую книгу «Мне приснился сон сегодня», которая до сих пор пользуется спросом. Потом поблагодарил своего учителя за совет и был рад, что написал эти стихи.

— Как‑то ещё продолжалась детская тема в вашем творчестве?

— Скорее она переросла в художественное выступление с моими стихами. В 2022 году я познакомился с преподавателем школы искусств Антоном Смирновым из Ярославля. Он дал девочке-чтецу моё стихотворение «Рыбка золотая плещется в воде», и она выступила на Международном конкурсе «Жар-птица России». Там участвовало 15 стран-исполнителей, и девочка получила диплом I степени.

— Читала, что сейчас вы увлеклись новым литературным жанром. Расскажите об этом.

— Путь к этому жанру долгий, длиной почти в 50 лет. В 1977 году поступил в Курский медицинский институт, где познакомился с Владимиром Владимировичем Бортко (старшим). Он был главным режиссёром Курского драматического театра имени А. С. Пушкина. Как‑то на спектакле подошёл к нему, мы поговорили о смысле жизни и жанрах литературы, которым стоит отдать предпочтение. Тогда он сказал мне, 17-летнему, что лучше прозы ничего нет, и посоветовал ею заняться. Конечно, я не придал тогда этому особого значения, несмотря на то, что сказанное мэтром действительно было для меня неким предсказанием. В 2019 году я начал писать драмы. Сейчас уже три пьесы готово: «С тобой или без тебя», «У меня в России есть дочь» и одна детская «Один день девочки Даши в деревне Солнышкино». В копилке моего труда – два либретто, сейчас работаю над двумя сценариями к фильмам.

В гармонии с музыкой и словом - Изображение

— А либретто к каким произведениям?

— Первое – к исторической драме «Викинг – сердце воина». Ко мне обратилась руководитель данс-школы Наталья Борисова из Пензы с просьбой написать музыку к историческому танцевальному спектаклю. Работали более года: для актёров сшили костюмы, заказали несколько комплектов оружия (мечи, копья и т. д.). Всё получилось, сняли даже трейлер, но пандемия помешала реализовать проект. Надеюсь, что российский зритель когда‑нибудь увидит его.

Месяц назад закончил работу над ещё одним либретто к мюзиклу «В дивном Сочи чарующий вечер…», который мы сделали за пять месяцев с талантливым композитором из Оренбуржья Сергеем Шамкаевым. Это история любви, которая разворачивается в городах Сочи и Санкт-Петербурге. Противоречия севера и юга, разочарование и обретение нового счастья – такой смысл вложили в сюжет. Недавно на сайте опубликовали информацию и мне прислали письмо, что пьеса вошла в тройку финалистов международного фестиваля-конкурса «Славянская лира – 2023» в номинации «Драматургия». В конце мая станет известно, какое место присудят.

— Николай Григорьевич, хочу вас поздравить с этим событием. Знаю, что в мае этого года вы отметите ещё одну дату?

— Спасибо, в этом году не одну. В мае исполнится 30 лет выхода моей первой книги, чуть позже, в августе, – 20 лет моей первой песне «Я дарую вам свободу», и 1 января 2024 года я отмечу своё 65-летие.

— Тогда всей редакцией пожелаем вам творческих успехов и вдохновения. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×