Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 марта 2024,  12:00

Состояние полёта. В Ракитном зазвучала музыка Николая Юсупова

Всё благодаря стараниям почётного гражданина района Петра Малофеева

Состояние полёта. В Ракитном зазвучала музыка Николая ЮсуповаПётр Малофеев: «Меня всегда интересовала музыка»Фото: Елена Журавлёва
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

История Ракитянского района тесно связана с Юсуповыми, а их усадьба – памятник архитектуры ХIХ века – единственный в центре России полностью сохранившийся усадебный комплекс. Княжеский род помнят и ценят за вклад, который они внесли в развитие территории. Но мало кто знает, что Николай Юсупов (младший) был талантливым музыкантом и играл на скрипке. Его музыкальные произведения известны не только в России, но и за рубежом. Почти два столетия спустя в бальном зале усадьбы вновь зазвучала музыка Николая Борисовича, ненадолго погружая в давно ушедшую эпоху.

Потрясающая находка

Идея отыскать музыкальные произведения князя зародилась у Петра Алексеевича давно:

«Глядя на особняк, я хотел, чтобы он популяризировал историю своих бывших хозяев. К нам приезжали гости из Петербурга, Архангельска, многие говорили о Юсуповых как о производственниках, обсуждали коллекции живописи, но я никогда не слышал о музыке в семье. А она занимала огромное место в жизни Николая Борисовича. И когда я узнал его как музыканта, мне захотелось рассказать об этом широкой аудитории. Но для лучшего эффекта нужно, чтобы его произведение прозвучало. Начал искать, где достать ноты. Мне подсказали сделать запрос в национальную библиотеку Петербурга, но там отказали.

Всё решил случай. Пётр Алексеевич имеет педагогическое образование, работал директором школы. Как‑то он встретил свою бывшую ученицу, регента при храме. Разговорились, и он поделился своей идей. Девушка созвонилась с другими регентами, и у одного из них оказались сохранившиеся произведения, которыми тот поделился.

«Потрясающая находка, – рассказывает Пётр Алексеевич. – Там и скрипка, и фортепиано. Но в Ракитном нет скрипача. Попросил помощи у бывшего начальника управления культуры Андрея Кулабухова, он пригласил в Белгородскую филармонию поговорить. Я не музыкант, но поехал, а там такие мэтры! Объяснил свою идею, и они дали добро. Мы начали активно готовиться к проведению музыкальной гостиной.

Она прошла в конце декабря. Гости услышали два произведения Николая Юсупова – «Мазурка-фантазия для скрипки, фортепиано и оркестра» и «Адажио». Их исполнили концерт­мейстер Белгородской государственной филармонии Наталья Онищенко и заслуженная артистка России Людмила Петрова:

«Когда прозвучала музыка, я ощутил состояние полёта. Обратился к гостям: «У вас великое счастье. С вами через века заговорил Николай Борисович Юсупов голосом музыки, своего сердца, души – это исторический момент».

Он показывает запись, и даже спустя месяцы после события видно, что произведения трогают его до глубины души. Он заворожённо слушает и действительно как бы погружается в другой мир. Конечно, видео не передаёт всю полноту живого выступления, но даже по записи невозможно не оценить всю прелесть мелодии. С каждой минутой тебя всё больше переносит в другую эпоху – с балами, танцами и стихами.

 

Бальный зал в музее-усадьбе Юсуповых Бальный зал в музее-усадьбе Юсуповых / Фото: Елена Журавлёва

 

Для полноты картины Пётр Алексеевич проводит небольшую экскурсию по бальному залу усадьбы:

«Был ещё один зал, и в каждом играла своя музыка. Но его не осталось в результате реставрационных работ. А сколько красивой лепнины было! Всё уничтожено после войны…

Чудесная тубероза

Николай Юсупов известен ещё как автор книг о музыке и музыкальных инструментах. Он числился почётным членом Римской музыкальной академии и Парижской консерватории, был членом Филармонической академии Болоньи. Он также продолжил пополнять коллекцию живописи, начатую его дедом, и сам занимался рисованием, в основном создавая копии картин. Кроме того, он расширял коллекцию драгоценностей, доставшуюся ему от бабушки Татьяны.

Пётр Малофеев давно интересуется историей княжеского рода:

«У нас каждый год проходят Юсуповские чтения, приезжают специалисты с докладами на какую‑то тематику, но про музыку не говорили. Я все мероприятия посещал, слушал, был во дворце на Мойке. Меня вообще всегда интересовала музыка. Когда проходил двухгодичные педагогические курсы в Ленинграде, то посещал концерты органной музыки. И туда приходили разные люди, многие с детьми, и всем было интересно. Ещё тогда подумал, почему бы нам не возродить классическую музыку? Очень мало молодёжи увлекается данным жанром. Но если мы не будем приобщать, не приложим никаких усилий, то всё пропадёт».

Пётр Алексеевич с благодарностью вспоминает своих преподавателей, которые его увлекли классикой, посоветовали сходить в филармонию. Теперь он сам старается заинтересовать не только взрослую аудиторию, но и детей.

«После посещения концертов органной музыки я задумался: почему же мы не можем сделать подобное у нас в провинции? – рассуждает собеседник. – И тут провинция в хорошем смысле слова. Есть выражение: «Если в стране слишком громко звучит чужая музыка, то такая страна близка к гибели». А у нас ведь иностранные композиции звучат очень часто. И это печально. У России богатейшая культура и история, их нужно продвигать, а не брать чужое».

Сейчас у него появилась идея провести мероприятие, посвящённое Пушкину, показать, как связан поэт с музыкой:

«Разговаривал об этом со скрипачкой Натальей Онищенко, чтобы прозвучало произведение Юсупова «Цветок тубероза». Аромат растения настолько чудесный и устойчивый, что он используется при изготовлении французских духов. Мне хочется, чтобы произведение стало символом женщин, которые придут в Юсуповский дворец в эти мартовские дни. Ведь скольким дамам посвятил Пушкин свои стихи! Хочется, чтобы стихи поэта звучали с написанной князем музыкой и дополняли друг друга».

Такая связь неудивительна, ведь великий русский поэт общался с Николаем Юсуповым (старшим). В 1801–1804 годах будущий поэт и его родители проживали в московском доме князя. Позже Пушкин посвятил ему стихотворение «К вельможе».

 

Ноты произведений Николая Юсупова Ноты произведений Николая Юсупова / Фото: Елена Журавлёва

Воспитанный народ

Всего Николай Юсупов написал около 30 произведений. Удалось ли сохранить все – неизвестно. Многие находятся в национальной библиотеке Санкт-Петербурга, которая не даёт точной информации.

«Там и большие симфонии есть. Хранить – это хорошо, но сделайте копии и дайте людям. Музыка‑то чудеснейшая, её надо популяризировать. И все подобные усадьбы, дворцы, имения должны работать, а не стоять пустыми», – считает Пётр Малофеев.

По его словам, князь занимался ещё и коллекционированием музыкальных инструментов и нот. Они хранились во дворце на Мойке, там были рояли немецкого и французского производства, механические органы, фисгармонии, арфы и другие инструменты. Особый интерес представляет коллекция из 20 скрипок европейских мастеров XVI–XIX веков, среди них были изделия Страдивари, Амати, Гварнери.

«Однажды мне одна дама сказала: «О, это ж наши эксплуататоры». Да нет, Юсупов был государственным деятелем, занимался благотворительностью. Всё: дворцы, собрание сочинений, скрипок и картин – осталось в России, стало культурным наследием. А мы проходим мимо. Нужно, чтобы дети посещали концерты, интересовались своей культурой, воспитывали в себе чувство прекрасного», – считает Пётр Алексеевич.

Он не раз продвигал свои идеи, при его непосредственном участии разработан проект «Движение за район высокой культуры»:

«Мне будет 85 лет, я из военного поколения. До сих пор помню бабушкин дом, а на нём крышу бурей сорвало. Кто починит – мама одна и трое детей. Отец на фронте. С крыши постоянно капало, а зимой на стенах образовывался слой снега. Мы сидим в холоде, одеться не во что, голодные, но бабушка начинает нам петь песни. И это было счастье. А когда зажигался свет, покрытые снегом стены начинали блестеть и переливаться. И я представлял себя в каком‑то ледовом дворце. Иногда молодёжь говорит, мол, вы не жалуйтесь, как трудно было. А я просто вспоминаю то тяжёлое время, и мне хочется, чтобы наши внуки никогда такого не знали. Поэтому нужен воспитанный народ, продолжающий нести свои культурные традиции. Нельзя потерять всё и забыть. Мы должны сохранить чувство национального достоинства». 

Маргарита Грачёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×