От фенечки до гердана и канзаши. Валентина Божко из Вейделевки плетёт шедевры из бисера
В гостях у мастерицы побывала «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Бисероплетение освоили ещё древние египтяне. Правда, тогда бисер им заменяли ракушки и жемчуг. В наше время найти подходящие бусинки, подобрать в книгах и Интернете схемы плетения не проблема, но без особых способностей вряд ли получится создать стоящее произведение. Таким талантом как раз обладает Валентина Божко.
Из бисера, ниток и проволоки она делает необыкновенно красивые вещи. Это деревья разных форм и размеров, диковинные цветы, вышитые иконы и яркие украшения.
Листочки в желатине
Родилась Валентина Божко в Старой Ивановке Ровеньского района, а школу окончила уже в Вейделевке, куда переехала её семья. Затем девушка получила в Старооскольском кооперативном техникуме специальность, далёкую от рукоделия.
«В сферу культуры я попала случайно, – рассказывает мастерица. – Однажды, хоть я и работала, но зашла в центр занятости. Просто хотела узнать, может, у них есть что‑нибудь интересненькое. И мне предложили курсы лозоплетения. В Старом Осколе научили делать корзинки и вазы из лозы. Хочу заметить, что у меня и мама рукоделием занималась, и бабушка. Вот и мне понравилось».
Божко вернулась домой, где её принял руководитель районного управления культуры и предложил работу. Порядка 30 лет назад в Вейделевском ДК как раз открывались различные кружки, из которых потом вырос Центр ремёсел. Туда Валентина и устроилась на должность мастера декоративно-прикладного творчества. В 2003 году она получила также профильную специальность в Белгородском государственном институте культуры.
Заниматься новая сотрудница стала не лозой, а искусственными цветами. Для лозоплетения нужны были особые условия и много места, а этим похвастать учреждение тогда не могло.
Цветочки педагог и её ученики делали из ткани, обработанной желатином. Столовую ложку желатина добавляли на стакан воды. Смесь подогревали, опускали туда ткань, а потом развешивали сушиться на ниточках. Такой процесс был необходим, чтобы лоскутки впоследствии держали форму. Из обработанной ткани вырезали лепесточки и листики, а потом при помощи специальных нагретых инструментов придавали им нужный вид и собирали бутоньерки и другие букетики.
«Со временем повсеместно стали продавать искусственные цветы, и наши занятия потеряли свою актуальность, – вспоминает Божко. – Проще было купить готовые и сделать из них какую‑то композицию».
В этническом стиле
Зато умелица узнала о бисероплетении, тогда только набиравшем популярность. Волшебные по красоте бусинки, которые могут сверкать, мерцать, переливаться, струиться и двигаться, разной формы, цветов и оттенков тут же привлекли её внимание. Интернет тогда не был распространён, и училась она по журналам, которые находила в библиотеке. Начинала с браслетов-фенечек.
Год за годом мастерство рукодельницы росло, и теперь она способна изготавливать сложные произведения: объёмные деревца с листиками из бусинок и красочные цветочные композиции. Чтобы расцвело одно бисерное дерево, нужно несколько месяцев внимания и усердия. А, пожалуй, самые интересные её работы – украшения из бисера, особенно герданы (они же гайтаны). Это современное украшение в этническом стиле, отражающее культуру славянских народов. Его часто связывают с русским и украинским народным костюмом.
Классический гердан – это длинная лента с орнаментом, которая висела на шее, а концы соединялись в районе груди или ниже. Такое украшение считалось оберегом, на нём изображались специальные орнаменты и символы. А на самом видном месте крепился защитный медальон или зеркальце.
Сегодня герданы, конечно, сакрального смысла не несут. Это универсальные украшения, которые подходят и к модному платью, и к этническому костюму, так как имеют огромную цветовую гамму и узоры на любой возраст и вкус. Вейделевская рукодельница изготавливает их как вручную с помощью нити, иглы и бисера, так и на самодельном миниатюрном станке, напоминающем ткацкий.
А в прошлом году Валентина Вячеславовна занялась ещё вышивкой лентами.
«Увидела канзаши – украшения для волос, в которых цветы сделаны из ленточек, и решила попробовать что‑то подобное», – показала она на несколько висящих в кабинете картин с объёмными цветочными корзинами.
Судя по этим произведениям, проба удалась. Добиваться результатов проще, когда ремесло – это не работа, а, как для Божко, отдых и умиротворение.
Кстати, часть изделий каждого мастера Центра ремёсел регулярно отправляют на продажу в сувенирную лавку. Бисерные работы Божко не исключение.
«Там у меня всё раскупают. Нет такого, чтобы какое‑то изделие никому не приглянулось, будь то деревья, цветы или украшения, – говорит мастерица. – Любой предмет обязательно находит своего покупателя. Как‑то одна коллега сдала игрушку – двух домовят. И никто их долго не покупал. Я ей объясняла, что первый попавшийся человек их не возьмёт. И однажды откуда‑то с Севера приехала женщина, зашла в лавку и закричала: «Боже! Они же мои! Они мне снились!» И вы зайдёте и в первую очередь увидите своё. Каждая вещь ждёт своего хозяина.
Анна Емельянова