Белгородский главпочтамт стал объектом культурного наследия регионального значения
«БелПресса» узнала, чем здание заслужило этот статус
-
Статья
-
Статья
Главпочтамт, построенный в 1961 году, прошёл все необходимые экспертизы.
Величественные здания областного центра
По заказу управления государственным экспертом выступила инженер-исследователь Научно-исследовательского центра крымоведения и охраны культурного наследия Республики Крым Елена Воробьёва.
«Рассматриваемый объект является исторически ценным средовым объектом, формирующим в числе других зданий построенных в 50–60-х годах ХХ века, центральную часть Белгорода», – отмечает Воробьёва во вводной исторической части акта государственной историко-культурной экспертизы.
Когда в 1954 году образовалась Белгородская область, центральную площадь города и окружающие её кварталы нужно было капитально реконструировать. В течение нескольких лет выросли величественные здания нынешних правительства области, драмтеатра, гостиницы «Белгород», министерств АПК и финансов, региональногоУМВД, Дома связи – так тогда официально назывался главпочтамт.
До этого в Белгороде все учреждения связи размещались в здании почтамта, построенного в 1935 году в центре города на ул. Чичерина (ныне участок Свято-Троицкого бульвара от Соборной площади до ул. Пушкина). Оно было разрушено в 1943 году во время войны. И в 1954 году председатель Белгородского облисполкома Григорий Ковалевский писал министру связи СССР Николаю Псурцеву:
«Во вновь организованном областном центре, городе Белгороде, областные и городские, партийные, советские и хозяйственные организации, а также население города крайне плохо обеспечены средствами связи. Для обеспечения полной потребности в размещении всех служб электрической, почтовой связи и аппарата управления… включить в план капитального строительства на 1954–1955 годы: а) строительство Дома связи…»
Так в 1961 году в Белгороде и появился Дом связи. Когда он стал главпочтамтом, в документах управления точно не указывается. Сказано лишь, что это название «устоялось за последние десятилетия» и сегодня принято как официальное.
Музейная ценность
Главпочтамт Белгорода – типичное административное здание периода советского неоклассицизма. Автор проекта неизвестен, есть лишь неподтверждённые сведения, что был использован типовой проект.
«Неоклассицизм – термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и первой половины ХХ века, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Отличительными чертами неоклассицизма являются изящность, лёгкость, а также прямолинейность. Неоклассицизм – это антитеза стилю модерн, который был слишком насыщен декоративными элементами», – указывает Елена Воробьёва.
Снаружи декорированное здание, конечно, привлекает взгляд. Но более всего оно впечатляет внутри, в главном зале почтамта. Он высотой в два этажа, в центре – 16 круглых и квадратных колонн, плюс прямоугольные полуколонны на стенах и потолочный декор.
На торцевых стенах зала – настенные росписи. Их выполнили в 1970 году белгородские художники-монументалисты Виталий Леус и Равиль Салихов. Один фрагмент росписи называется «История почты», другой – «Связь».
«Оба панно – ярчайший художественный продукт своего времени, образец соцреализма, несомненная музейная ценность, – говорит искусствовед, исследователь настенных росписей в областном центре, член городской комиссии по вопросам нанесения муралов Наталья Гончаренко. – Они ориентированы на одну из ведущих тем искусства советской страны – повседневную жизнь человека, производства, науки, природы. И, естественно, дополнены тематикой почтовой и телеграфной связи».
Но это только то, что видят посетители. Есть и служебные помещения, их состояние тоже оценивается на соответствие статусу объекта культурного наследия. И взгляд специалиста замечает многие детали, на которые обычный человек не обратит внимания, но благодаря которым интерьеры выглядят особенно уютно и красиво.
«В части помещений здания выполнен современный ремонт – замена дверных полотен, отделка стен, устройство подвесных потолков, – отмечает Елена Воробьёва. – Но кое‑где сохранился первоначальный декор в виде потолочных карнизов, филёнчатых дверных заполнений, ограждение лестничных клеток с профилированными перилами. Декор актового зала – потолочная розетка со светильником, также потолочные карнизы, ажурные вентиляционные решётки, профилированные полочки в коридорах, металлическая решётка в сортировочном отделе почтового отделения…»
Полное соответствие
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия» определяет их как предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетелями эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Они бывают федерального, регионального и местного (муниципального) значения.
Белгородский главпочтамт соответствует всем установленным критериям.
«Он построен в историческом центре Белгорода, сохранил свою историческую роль в его пространстве, а также первоначальный облик, – поясняет консультант регионального управления государственной охраны объектов культурного наследия Юлия Велижанина. – Градостроительная его ценность в том, что объект является элементом, участвующим в формировании ансамбля застройки исторической, центральной части города, созданной в традиционном стиле середины прошлого века».
Полученный главпочтамтом статус объекта культурного наследия регионального значения – залог того, что здание лучше сохранится для потомков, по крайней мере в сегодняшнем виде.
Олег Гончаренко